Не опережать события — Афтара недельной главы Хаей Сара

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2285

В афтаре недельной главы Хаей Сара читают отрывок из книги Млахим (1, 1:1-31).

Не раз в книге Шмуэля мы встречаемся с тяжелыми моментами в жизни Давида. Когда его преследовал царь Шауль, у Давида были возможности убить Шауля и навсегда избавиться от этих преследований. Но Давид не делает этого. Вспомним одну из тех ситуаций (Шмуэль 1, гл. 26), когда Давид с племянником Авишаем застают спящими царя Шауля с его людьми. Авишай предлагает убить царя Шауля и навсегда положить конец их бедам. Он говорит, что сделает это аккуратно – ударит копьем только один раз, и так мастерски, что жертва не издаст при этом ни звука. Что отвечает Давид? «Но Давид сказал Авишаю: не губи его, ибо кто может поднять руку на помазанника Г-сподня и остаться ненаказанным? И сказал Давид: [как] жив Г-сподь, что лишь Г-сподь поразит его, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет, а мне не дай, Г-споди, поднять руку мою на помазанника Г-сподня» (Шмуэль 1, 26:9-11).

Говорят наши мудрецы, что Давид поступил так не только потому, что не желал поднимать руку на помазанника Всевышнего, но прежде всего потому, что такова была его жизненная позиция – сила уверенности в Творце. Давид никогда не стремился торопить события, считая, что если на Небесах что-то решено, то это произойдет в назначенное время, и никакие старания не помогут приблизить или отдалить это даже на мгновение. Таково было качество упования и уверенности в Творце (мидат а-битахон) царя Давида. Он рисковал жизнью, когда решил не убивать Шауля, хотя убить преследователя в такой ситуации не просто разрешено – это является обязанностью ради спасения жизни. Однако Давид был абсолютно уверен, что Шауль не сможет причинить ему вред, не будь на это воли Творца.

Уже после смерти царя Шауля Давид перебирается в столицу Иудеи – Хеврон. Сказано там, что своих приближенных с их семьями Давид расселил в городах Хевронских. Почему в городах Хевронских, а не в самом Хевроне, возле себя? Поясняют комментаторы, что Давид всячески пытается показать людям, что он не стремится создать вокруг себя «коалицию» для будущего распространения власти над всем Израилем. И даже после смерти сына царя Шауля, когда на несколько лет в Израильском царстве образовался вакуум безвластия, даже тогда Давид не предпринимает решительных действий и не торопит события, чтобы воцариться.

Бат-Шева предназначена Давиду

Когда мудрецы говорят, что Бат-Шева бат Элиам была достойна Давида и предназначена ему, это не просто указание на схожесть характеров или ментальности, а прежде всего указание на соответствие жизненных позиций.

Когда Давид впервые вводит Бат-Шеву в свой дом, она, на первый взгляд, ведет себя пассивно. Во всей книге Шмуэля есть только два слова, произнесенные Бат-Шевой: «…я беременна». Сказано дальше: «И услышала жена Урии, что Урия, муж ее, умер; и оплакивала она мужа своего. А когда минуло [время] скорби, послал Давид взять ее…».На тот момент Бат-Шева – не просто вдова. Она – женщина, в утробе которой находится царский ребенок, и каждый из нас ожидал бы, что она предпримет действия, и хотя бы сообщит Давиду, что теперь она свободна. Но Бат-Шева не делает ничего! Она ждет, когда Давид пришлет за ней, и только тогда она поднимается и отправляется в его дом. Со стороны может показаться, что Бат-Шева совершенно пассивна.

Давайте посмотрим также на стихи из нашей афтары. Когда Адония бен Хагит пытается незаконно захватить царский престол, что несет в себе прямую угрозу жизни Бат-Шевы и жизни ее сына Шломо, она вновь не предпринимает действий. Только когда приходит пророк Натан и пытается пробудить ее, говоря, что царь Давид клялся ей, что Шломо будет сидеть на троне после него, и разве не видит она, что Адония вот-вот совершит переворот, – только после этого Бат-Шева идет к Давиду и произносит «целых» шесть предложений, выполняя указания пророка! Разве это не пассивность или даже безответственность? Ни в коем случае! Это жизненная позиция, точно такая же, как и у царя Давида – никогда не опережать события. Это упование и уверенность в том, что если мне что-то полагается, то я обязательно получу это в назначенный час.

«И поспешно встала Авигайль»

Среди жен царя Давида была Авигайль, одна из семи пророчиц народа Израиля. Многие задают вопрос: как Авигайль могла выйти замуж за недостойного человека Наваля, о котором Давид сказал: «Сказал Наваль в сердце своем: нет Б-га» (Теилим, 14:1)?! И почему, будучи женой царя Давида, не она, пророчица, а Бат-Шева стала основательницей рода Машиаха?

Когда Авигайль упрашивает Давида не убивать ее мужа Наваля, она произносит очень длинную речь, которая является пророчеством. Однако заканчивает она такими словами: «И будет, когда Г-сподь сделает господину моему все благо, о котором Он говорил тебе, и поставит тебя вождем над Израилем. То пусть не будет преткновением и укором сердца для господина моего, что пролил он кровь напрасно и что допустил расправу [рукою] своею господин мой. Когда же Г-сподь облагодетельствует господина моего, тогда вспомнишь рабу твою» (Шмуэль 1, 25:30-31). Говорят наши мудрецы, что тут Авигайль совершила ошибку, намекая Давиду на замужество после смерти Наваля. Не подобает замужней женщине заниматься шидухом, даже если через пророчество известно ей, что Наваль скоро умрет!

Авигайль хочет стать той, от которой произойдет род Машиаха, и она торопится. Посмотрите, как хорошо это видно из следующих стихов (Шмуэль 1, 25:40-42): «И пришли слуги Давида к Авигайль в Кармель, и говорили с ней, и сказали: Давид послал нас к тебе, чтобы взять тебя ему в жены. И поспешно встала Авигайль, и села на осла, и пять служанок ее пошли за нею; и отправилась она за послами Давида, и стала ему женою». Выходя замуж за Наваля, Авигайль просчиталась, полагая, что Наваль будет будущим, истинным царем народа Израиля от колена Йеуды. Также и сейчас поспешность в стремлении стать праматерью рода Машиаха привела ее к ошибке. Пусть она и выходит замуж за истинного царя Давида, но праматерью рода Машиаха ей не суждено стать, как сказано в нашей афтаре (Млахим 1, 1:29-31): «И поклялся царь, и сказал: [как] жив Г-сподь, который избавил душу мою от всякой беды, что, как я клялся тебе Г-сподом, Б-гом Израилевым, сказав, что Шломо, сын твой, будет царствовать после меня, и он сидеть будет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня. И склонилась Бат-Шева лицом до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живет господин мой, царь Давид, вовеки!»


http://www.beerot.ru/?p=21443