Обновление царства — Афтара недельной главы Корах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1923

В афтаре главы Корах читается отрывок из книги пророка Шмуэля (1, 11:1-33).

«И сказал Шмуэль народу: давайте пойдем в Гилгал и обновим там царство» (Шмуэль 1, 11:14).

Необходимо выяснить: зачем нужно было обновлять царство, если Шауль уже был провозглашен царем? Можно ответить, что такая необходимость была потому, что были евреи, не принявшие над собой власть Шауля. После провозглашения Шауляя царем некоторые сказали: «…как этот спасет нас? И презрели его, и не принесли ему дара»(Шмуэль 1, 10:27). Теперь же, после победы над войсками аммонитян сказал народ пророку Шмуэлю: «кто говорил: Шаулю ли царствовать над нами? Дайте этих людей, и мы умертвим их …» (Шмуэль 1, 11:12). После такого всенародного признания было бы правильно обновить воцарения Шауля на престоле.

Еще один вопрос задают комментаторы. В следующей главе, во время передачи власти над народом царю Шаулю, сказал пророк Шмуэль: «Когда же увидели вы, что Нахаш, царь сынов Аммоновых, выступает против вас, то сказали вы мне: “Нет, только царь пусть царствует над нами”» (Шмуэль 1, 12:12). Утверждает «Кли Якар», что народ потребовал установить царя именно после того, как над ними нависла опасность быть порабощенными Нахашем, царем аммонитян. Если так, то нужно разобраться, почему сыны Израиля так боялись именно царя аммонитян? Ведь Всевышний всегда посылал им судей, которые помогали им избавиться от ига филистимлян, моавитян, и многих других. Но видно, что народ был уверен, что судье, каким бы он ни был, будет не по силам избавить их от этого врага, и только царь Израиля может справиться с этой миссией.

Устранить нечистоту регалии идолопоклонников

В трактате Авода Зара (44а) разбирают наши мудрецы вопрос: как царь Давид мог пользоваться огромной золотой короной царя аммонитян? Ведь на ней было изображение идола, которому поклонялся этот народ! Дело в том, что еврею запрещено получать удовольствие от предметов, используемых для поклонения идолов и регалий идолопоклонников. Устранить эту нечистоту посредством порчи или переплавки еврей тоже не может. А кто может? Тот нееврей, что когда-то верил в это божество, даже если сейчас отказался от своих прежних предрассудков.

Талмуд приводит еще один, более ранний, пример из жизни Давида, когда он уже сталкивался с подобной проблемой. После победы Давида над филистимлянами в руки евреев попало много трофеев. Среди них были также золотые идолы филистимлян. В книге Шмуэля сказано, что Давид унес их. Однако в книге Диврей а-Ямим это событие описано иначе: Давид сжег те идолы. Как мудрецы разрешают это противоречие? Говориться в Гемаре, что как только идолы попали в руки Давида, он начал их сжигать, как и требует закон. Но в той войне один военачальник филистимлян – Итай из города Гата – перешел на сторону израильтян со своим отрядом. Вот этот Итай и смог устранить нечистоту идолов филистимлян. Поэтому и сказано, что в начале Давид стал сжигать золотых идолов, но когда Итай смог устранить нечистоту, то Давид уже смог их унести как трофеи. Подобные действия Давид с Итаем проделали и с короной царя аммонитян, и ею можно было пользоваться.

Корона царя Нахаша

Корона царя аммонитян весила талант золота, т. е. около тридцати килограммов. Ну и как Давид мог восседать на своем троне с такой тяжестью на голове? Гемара приводит три варианта ответа. По мнению раби Йоси, где-то в изголовье трона и в короне были встроены магниты, которые облегчали удержание короны на голове. Раби Элазар утверждает, что корона не весила талант золота – в нее был инкрустирован драгоценный камень стоимостью в талант золота. Но раби Йеуда утверждает, что царь Давид вовсе не надевал эту корону. Она просто подходила Давиду (по размеру, или он был достоин ее). После утверждает Гемара, что лишь тому, кто достоин царства, подходила эта корона.

Приводится в «Зоар» (Ваишлах, 173а), что на той знаменитой короне царя аммонитян было выгравировано изображение змея. Не просто так царь носил имя Нахаш – змей. Тот идол был не просто божеством, а шикуц Аммон – мерзостью Аммона. Сами же аммонитяне звали его Малком. Все это указывает на то, что это был не просто еще один идол, как у всех народов мира. Это был символ дурного начала – того змея, что внес нечистоту в наш мир. Также в трактате Сота (9б) приводится, что Всевышний сказал змею: «Я сказал тебе, что ты будешь царем над всеми животными, теперь же ты будешь проклят и унижен перед всеми животными». Змей включал в себе воплощение царства, а его изображение на короне царя Аммона олицетворяло собой корень сил зла. Возможно именно поэтому евреи испугались Нахаша, царя аммонитян, полагая, что у прежней формы правления – через судей – недостаточно силы, чтобы противостоять представителю царства злого начала, ситра ахра. Для этого требовалась святость и сила царства, и поэтому они потребовали от пророка установить над ними царя.

Это также ответ на вопрос, почему именно после победы над царем аммонитян Нахашем к царю Шаулю пришло признание.


http://www.beerot.ru/?p=15836