Сохранить духовное пробуждение — Афтара главы Тазриа

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

65

«И когда приходит наси (глава народа), входить должен через зал (что в воротах), и тем же путем выходит. И когда приходит народ земли пред лицо Г-спода в поры назначенные (праздники), вошедший через ворота северные, чтобы простереться в поклоне, выйдет через ворота южные, а вошедший через ворота южные – выйдет через северные ворота, не возвратится через ворота, в какие вошел, но напротив них выйдет» (Йехезкель, 46:8-9).

Хасид Яавец в комментарии на Пиркей Авот объясняет, почему простолюдины, посетившие Храм, должны выйти через другие ворота. Излишнее рассматривание различных элементов Храма может свести на нет восхищение, вызванное первым созерцанием убранства Храма. И более того, добавляют наши мудрецы, человек даже способен начать сравнивать ворота Храма с воротами его собственного дома. Поэтому именно простолюдину (ам а-арец), который видел и оценивал лишь внешнюю красоту Храма, предписывалось выходить через другие ворота. Но глава народа – наси – может выйти из Храма через те же ворота, через которые вошел. Возвышен он над простым народом, и способен постичь вещи не путем внешнего впечатления, а разумом. И чем больше он будет наблюдать, тем больше он сможет постичь, и тем сильнее будет его уважение и любовь.

Пишет рав Хаим Шмулевич в книге «Сихот Мусар»: «В душе еврея заложена способность пробуждаться на святость и восхищаться ею. В первые мгновения она разгорается в душе человека и горит ярким пламенем, но со временем постепенно затухает. Одна из главных задач еврея – сохранить то пламя пробуждения в его первичном проявлении, и должен он приложить к этому все свои усилия. А если справится он с этой задачей, то увидит благословение Свыше».

Когда же глава народа войдет в Храм вместе со всеми, он, чтобы не возбуждать лишних подозрений, должен поступать так, как поступает весь народ.

«… ворота внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты (на протяжении) шести дней труда, а в день субботний отворятся они, и в день новомесячья отворятся» (Йехезкель, 46:1).

Почему ворота внутреннего двора Храма должны были открыты в Шаббат и в рош-ходеш? Мальбим приводит ответ из стиха в книге пророка Йешаяу: «И будет: из месяца в месяц и из субботы в субботу придет всякая плоть предо Мной простереться (в поклоне) – сказал Г-сподь». Сказано в «Ялкут Шимони»: когда в субботу и в рош-ходеш собирался народ в Храме, на глазах у всех присутствующих происходило чудо: внутренние ворота Храма открывались самостоятельно, и было большое духовное пробуждение, которое влекло за собой снисхождение с небес духовного изобилия. Поэтому наши мудрецы находят в этом стихе дополнительный смысл, намекающий на внутренние ворота в сердце человека, открывающиеся в субботу и новомесячье. И даже люди, сердца которых плотно закрыты на протяжении будней, все же открываются в эти дни.

Сказано, что мы не верим простолюдину, если он утверждает, что он отделил десятину от каких-то плодов. В то же время, если тот же человек сделает подобное заявление в субботу, то мы верим его словам, полагаясь на то, что трепет перед святостью субботы не позволит ему лгать. Так же и в рош-ходеш чувствует каждый еврей, что образуется вход в глубину сердца, но нужно не забывать, что все это происходит, когда еврей первый раз заходит через ворота Храма. Он восхищен и поражен великолепием увиденного. Но предостерегают нас мудрецы, что стоит только человеку выйти через те ворота, через которые он вошел в Храм, как он попадает под опасное влияние «привыкания».

Подобное сказано об Аароне-первосвященнике, когда было приказано ему о зажигании Меноры: «И сделал так Аарон» (Бемидбар, 8:3). Стих пришел сказать нам, что Аарон выполнил все указанное в точности. Но разве это восхваляет Аарона? Ведь он выполнил всего лишь предписанное ему? Поясняют комментаторы, что человек может привыкнуть и со временем перестать чувствовать святость и важность заповеди, даже такой, как зажигание Меноры в Храме. Поэтому Тора говорит нам об Аароне-первосвященнике, что каждый раз при выполнении заповеди у Аарона было такое же духовное пробуждение, как и в первый раз.


http://www.beerot.ru/?p=53453