В афтаре недельной главы Бемидбар читается отрывок из книги пророка Ошеа (2:1-22).
«И будет в тот день, – сказал Г-сподь, – назовешь ты Меня Иши [муж Мой], и не станешь больше называть Меня Баали [господин Мой]» (Ошеа, 2:18).
В трактате Ктубот (71б) поясняется разница между словами иши и баали [бааль – буквально «хозяин» – также имеет смысл «муж», однако с оттенком «хозяин»]. Иши – говорит об ощущениях жены, когда жена находится в доме своего свекра (своего мужа), а баали – подразумевает ощущение молодой жены, еще находящейся в доме своего отца. В наши дни только после хупы женщина становится замужней, потому что во время хупы совершается и кидушин. Но раньше кидушин – посвящение – совершалось уже во время эрусина (обручения). Поэтому уже с момента эрусина женщина получала статус замужней, хоть еще и не жила вместе с мужем. Поясняет Раши, что настоящее ощущение замужества приходит лишь после хупы, когда молодая жена переезжает жить в дом мужа. Только тогда она перестает стесняться своего супруга, и «сердце ее обращено к мужу».
Маарша раскрывает нам более глубокий смыл, скрытый в словах пророка. Как известно, наши мудрецы нередко сравнивают отношения народа Израиля и Всевышнего с отношениями между мужем и женой. Но утверждает Маарша, что в нашем мире эта супружеская связь подобна отношениям мужа и жены после эрусина. Как сказано в нашей афтаре: «И обручу тебя Мне навеки…» (Ошеа, 2:21). Хотя эти отношения и являются отношениями супругов, но они далеки от тех, которые возможны только после хупы. Но в Будущем мире отношения народа Израиля со Всевышним дойдут до состояния настоящей супружеской жизни. На близость и единение с Творцом в Будущем мире намекает сравнение с мужем и женой после хупы.
Хупа и кидушин
«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам не совершать кровосмешения, и сделавший запретными для нас тех, с кем мы обручены, и разрешивший нам близость с ними [лишь когда они станут] нашими женами – после хупы и кидушин! Благословен Ты, Г-сподь, освящающий народ Свой, Израиль, хупой и кидушин».
Поясняют комментаторы, что в момент дарования Торы Всевышний совершил обрядкидушин с народом Израиля. А когда приподнял Он гору и занес ее над всем станом Израиля – этот момент был подобием хупы, началом самых близких и возвышенных отношений между народом Израиля и Всевышним. Но если между народом Израиля и Всевышним были хупа и кидушин, то почему комментаторы заявляют, что в этом мире отношения подобны лишь отношениям после обручения?
«Как человек умрете»
Говорится в мидраше Ваикра Раба (18:3): «Сказал раби Йоханан от имени раби Элиэзера, сына раби Йоси а-Глили: “В час, когда стояли евреи у горы Синай и все вместе произнесли: “…все, что говорил Г-сподь, сделаем и будем внимать” (Шмот, 24:7), тотчас же призвал к себе Всевышний ангела смерти и сказал ему: “Несмотря на то, что дал Я тебе власть над жизнью людей, с этого момента ты больше не властен над жизнями этого народа. Отныне они будут зваться Моими сыновьями, как сказано: “Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему…”».
Но это состояние продолжалось недолго. Евреи согрешили, сделав золотого тельца, а Моше, увидев это, разбил первые скрижали завета. Поясняется в предисловии к книге «а-Макнэ», что этот акт означал выдачу гета (разводного письма) народу Израиля и полного аннулирования хупы и кидушин. С этого момента народ Израиля возвращается к состоянию незамужней женщины, а Всевышний перестает называть их Своими сыновьями. Вместе с этим они вновь становятся подвластными ангелу смерти, о чем и говорит нам стих: «Однако как человек умрете и как любой сановник упадете» (Теилим, 82:7).
Расплатившись за свои грехи и раскаявшись в них, народ Израиля вновь находит милость в глазах Всевышнего. Творец заключает со Своим народом новый союз, дает нам вторые скрижали завета и приказывает возвести Мишкан в пустыне. Все эти события ознаменовали собой новое бракосочетание. Вторые скрижали завета –кидушин, снисхождение на Мишкан Шехины Всевышнего – хупа. И все бы хорошо, но поясняет Маарша, что узы брака пусть и были восстановлены, но к прежнему состоянию уже не вернулись. Теперь это больше походит не на полноценный брак, а на кидушин, когда супруга чувствует себя, как в доме своего отца, а не как в доме своего мужа. Но пророк Ошеа оставляет нам надежду, говоря, что обязательно придет то время, когда: «И будет в тот день, – сказал Г-сподь, – назовешь ты Меня Иши [муж Мой], и не станешь больше называть Меня Баали [господин Мой]».