Образование наших детей

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1889
образование

Понимание сути истинного еврейства, которому мы можем научиться у наших праотцов — это признание исполнения воли Творца в качестве единственной ценности. Ситуацию, когда Воля Всевышнего является не единственной для человека ценностью, я бы не стал называть идолопоклонством, но определенная связь усматривается. Воля Творца включает в себя все истинные ценности, причём не только еврейские. Это любовь и к собственным детям, почитание родителей и т. п.

Нам чрезвычайно важно научиться уходить от принципов, которые по сути являются воплощением идолопоклонства в современном мире. Наш народ называется народом Книги. Под Книгой, безусловно, изначально подразумевалась Тора, которая раскрывает волю Всевышнего во всех сферах жизни. Однако сегодня Книгу поменяли на культ общего образования. Эта подмена произошла за несколько предыдущих поколений. Веру в Б-га из нашего народа в СССР выкорчевали достаточно основательно. Но при этом осталось отношение к образованию, как к ценности. Наши прадеды хотели видеть своих детей великими в Торе. Наши деды и родители после десятилетий антирелигиозных гонений уже хотели видеть своих детей физиками и математиками. Таким образом на истинном еврейском базисе была возведена надстройка, полностью извратившая первоначальную идею.

Сила нашего народа в том, что он идет путями праотцов. В Торе рассказывается, что когда три ангела пришли к Аврааму под видом бедуинов, то выполнение части работ, связанных с исполнением заповеди заботы о путниках, он поручает отроку: «И к скоту побежал Авраам, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и (тот) поспешил приготовить его. (Берешит, 18:7). Раши приводит мидраш, объясняющий, что отрок – «это Ишмаэль», и Авраам привлек его «чтобы приучать к (исполнению) заповедей» («Берешит Раба», 48).

Далее там рассказывается о том, как Всевышний посылает своих посланников чтобы разрушить Сдом. Творец спрашивает Себя: «Скрою ли Я от Авраама то, что сделаю? А Аврааму быть народом великим и могучим, и благословляться будут им все народы земли. Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Господень, творя милость и суд» (Берешит, 18:17-19). Здесь Тора говорит нам, что причиной великой любви Всевышнего к Аврааму было в том числе и то, что он передал своим потомкам стремление идти путями Творца.

Из страны Нимрода вышел не только Авраам, но и его отец Терах. Однако Терах не дошел до Земли Израиля. Многие люди сегодня отходят от атеизма и понимают истинность Торы, но при этом не доходят до истинного понимания ценностей. Танах рассказывает об идоле, принадлежавшем еврею по имени Миха. Некоторые мудрецы считают, что Миха вынес идола из Египта, перешел с ним через море в Землю Израиля (Шофтим, 17-18). Можно вернуться к Торе, пройдя непростой путь, но при этом не понять, что только исполнение воли Творца является истинной ценностью. Сегодня это ярко проявляется в вопросе, какое именно образование мы стремимся дать своим детям. Беда в том, что для многих евреев не важно, какое еврейское образование их дети получат. Им важны специальность и дипломы. Это полный крах. Мы к этому привыкли, и это ужасно, ведь зачастую родители уничтожают еврейское будущее своих детей.

Русское слово «образование» превосходно передает суть процесса формирования человека. Вопрос в том, будет ли в результате сформирован именно еврей. Ведь обычное светское образование, в том числе и израильское, еврея не формирует. Тот, кто думает, что может соревноваться с влиянием окружающей среды на своих детей, воспитывая их в качестве «евреев дома и немцев на улице», столкнется с полным провалом. И это происходит в нашей истории далеко не впервые. Мы должны учиться у наших мудрецов тому, насколько они самоотверженно боролись за еврейское воспитание детей и обучение их Торе. Мы должны понять, что воля Творца является единственной ценностью, и живущий в соответствии с этой волей удостаивается огромного богатства и истинного величия.

Я сам не родился в бейт мидраше. Более того, я стремился стать учёным в том смысле, который вкладывало в это слово поколение наших родителей. Когда я все это бросил и пошел учиться в ешиву, мои родственники спрашивали, почему это нельзя совмещать с карьерой ученого-математика, «ведь есть же религиозные профессора». Мой ответ им было слышать тяжело: «Мне это все не нужно. Я настолько духовно богат изучением Торы, что все остальное не имеет для меня никакого смысла». При этом я уже был широко образованным и эрудированным человеком в науках и искусстве. Но когда я ощутил вкус изучения Торы, то понял, что в ней есть все, а остальное – тщета.

Одна из основ нашей веры — это доверие к нашим учителям. Они стремились сделать своих детей великими в Торе. Об этом молились женщины народа Израиля. Поскольку мы уже коснулись смысла слова «образование», очень важно обозначить, что именно является основным «человекообразующим» фактором в каждом конкретном случае. Пишет «Бейт а-Леви», что мозг еврея должен стать тем пергаментом, на котором написана Устная Тора. Суть ее — в постижении Торы, раскрывающей волю Творца. Поэтому мудрецы, постигающие её, несут в себе святость самой Торы. Таким должно быть образование еврея.

Когда мы, подражая народам мира, ставим приоритет на светское образование детей, мы «образуем» их совсем в другом качестве. Мы формируем их в качестве людей, настроенных не на служение Всевышнему, воцаряем над ними дурное начало. Нужно хорошо понимать, что это страшнейший грех. Поэтому для нас величайшим уроком является то, как наш праотец Авраам наставлял свое потомство идти путями Творца, что, в свою очередь, невозможно без изучения этих путей. А этому не учат ни в американской public school, ни в израильской светской школе. То, что наши дети могут получить от Б-гобоязненных родителей и учителей, несущих святость Торы, и понимание ими того, что истинной ценностью является только воля Творца, невозможно заменить ничем.

Именно это было причиной великой любви Всевышнего к Аврааму. Для нас тоже важно удостоиться этой любви. Путь к ней – передача детям, внукам и правнукам стремления идти путём Творца.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=58495