Гибель президента Ирана – наказание от Б-га?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1473
Photo by Jeff Kingma on Unsplash

Два наших больших ненавистника – президент Ирана и министр внутренних дел – сгинули (и туда им и дорога). Вертолет разбился… что это было?

Тот вред, что иранцы причинили нам своим ракетным обстрелом – это ничтожная доля того, что они собирались сделать… при этом, сами по себе иранцы, персы – до прихода к власти Хомейни – сорок семь лет тому назад – никогда не были настроены против евреев. Иран поставлял сюда нефть, у них были с Израилем дипломатические отношения и все было хорошо. А сразу после конца Второй мировой войны – персидский шах помогал с выездом из Советского Союза великому мудрецу, гаону из Чебина. Существовали хорошие, уважительные отношения.

В последние годы и президент, и министр иностранных дел очень много подстрекали против Израиля и евреев – и вот, они были наказаны… и их наказание на этом не заканчивается… Но случившееся с ними вызывает один принципиальный вопрос.

Мы читаем в Пасхальной Агаде «арамеец, губитель моего отца» — в тексте Торы не написано прямо, что это Лаван, но так объясняют этот текст наши мудрецы, составители Агады. Почему же наш прапрадедушка Лаван называется «губителем нашего отца»? Он же никого не погубил. В Талмуде, конце первой главы трактата Кидушин объясняют наши мудрецы, что преступники, замышляющие какое-то зло, и по независящим от них причинам не сумевшие его осуществить – Всевышний засчитывает им это зло как совершённое. То же самое с праведниками – если они замыслили сделать какое-то доброе дело, и очень старались его осуществить, но у них не получилось – Всевышний им это засчитывает. Поэтому, когда Лаван погнался за Яаковом, желая уничтожить еврейский народ – и ему это не удалось только потому, что он был остановлен самим Всевышним – это засчитывается, как будто Лаван да погубил наш народ, и за это с него взыскивают.

Когда ООН принял решение о создании еврейского государства – все арабы вокруг нас объединились, чтобы стереть еврейскую общину Земли Израиля с лица земли. Семь арабских государств, не считая тех, кто был здесь, внутри… Еще до провозглашения государства – Иерусалим уже был в осаде. В итоге – палестинцы сами бежали отсюда, превратившись в «проблему палестинских беженцев». Заметьте, их отсюда не выгоняли, они бежали сами, чтобы переждать, пока нас будут «сбрасывать в море», и потом вернуться, чтобы не оказаться на линии огня… То есть, арабские государства, пытавшиеся уничтожить еврейскую общину на Святой Земле, в итоге получили проблему «палестинских беженцев» — что называется, мера за меру.

Другой пример – 34 года тому назад Саддам Хусейн, тогдашний диктатор Ирака, угрожал, что сожжет половину Святой Земли… в итоге дважды сжигалась половина Ирака. Причем не нашими руками – Всевышний совершил это руками американцев и их союзников.

Давайте просто поймем, что сейчас происходит в Газе. Замысел наших врагов очень четкий – то, что они сделали в Симхат Тора, всем известно… Также ими были выпущены на Святую Землю, как минимум, около десяти тысяч ракет. Каждая ракета может убить большое количество людей… Это не игрушки, это не стрелы Ишмоэля из лука, которыми он стрелял в Ицхака… Уничтожить нас – это то, что они хотят. Всевышний не дал им этого сделать… Но это засчитывается им, как будто их замысел был полностью исполнен. В итоге, мы видим, что Газа сейчас почти полностью разрушена.

То же самое – с руководством Ирана. Перед Песахом, они хотели очень сильно по нам ударить. По разнообразию, объему, разбросу их целей – удар должен был быть очень тяжелым. Всевышний не дал им в этом преуспеть. Но им засчитывается, как будто они это сделали… в первую очередь, это касается ответственных за планирование этого удара – иранской верхушки. И вот, они сами погибли.

Кроме их желания нас погубить – им засчитывается и любое страдание, которое переживали люди по их вине – например, молодая семья моего сына, вынужденная прятаться в убежище с четырьмя маленькими детьми – все эти страх, напряжение, нервы и неудобства каждого еврея – все это тоже засчитывается, и всё будет еще взыскано с них… Но главные стратеги этого удара – уже свое получили.

Однако вопрос такой. Когда гибнут наши ненавистники – мы говорим, что Всевышний их наказал. Однако есть ненавистники, вроде Гитлера, которые получили по заслугам далеко не сразу, и успели очень многое сделать… получается, в обоих случаях мы не видим ясного управления Всевышнего! Это очень правильный вопрос.

В книге Даат твунот (есть замечательный перевод ее на русский, очень рекомендую ее изучить) пишет великий Рамхаль, что есть два образа правления Всевышнего. На языке Рамхаля они называются анагат айихуд – управление, раскрывающее единство Творца и приводящее все Творение к окончательному исправлению; и анагат амишпат – управление «по суду», когда праведникам хорошо, а грешникам плохо. И приводится от имени Аризаля, что большая часть событий, происходящих в наше время – это не управление «по суду», а управление, приближающее и приводящее мир к совершенству.

Сказанное в Талмуде, трактат Брахот, что «всё, что ни делает Всевышний – всё к лучшему» – относится именно к анагат айихуд. В итоге всё придет к счастливому концу, и мы получим объяснение, почему всё было необходимо сделать именно так… но пока что, это конечное добро может проявиться в нашем мире, как большое зло… Об этом прямо сказал великий автор книги «Михтав ми-Элияу», рав Элияу Деслер, когда приехал в Израиль после Катастрофы – «если Всевышний сделал Катастрофу – значит, Катастрофа к лучшему». Я был поражен этой фразой даже сейчас – а он сказал это, когда тяжелейшие раны, нанесенные Катастрофой, были еще совсем свежими! И, тем не менее, это абсолютная правда.

Поскольку основная форма правления сейчас — анагат айихуд — есть многие вещи, которые мы не понимаем, и более того, думать, что мы можем во всём разобраться, всё досконально понять – это, мягко говоря, недоумие.

Нам нужно знать, что Всевышний правит миром, и, как написано в книге Зоар, в период перед приходом Машиаха, Всевышний как бы «встает» с трона Суда, и правит миром не по суду, а так, чтобы привести к окончательному Избавлению.

Скажу еще одну вещь, как я ее понимаю: когда есть противоречие между тем, что полагается «по суду», и тем Замыслом Всевышнего, который приведет к Избавлению, Всевышний руководит миром согласно Замыслу. Однако, если нечто соответствует Суду, то справедливый суд осуществляет желание Творца. Мы с вами не знаем, как повлияет на мир смерть этого тирана и его министра, что она изменит, но то, что оба они получили по заслугам – несомненно.

С одной стороны, необходимость наказать и искупить грехи нашего народа – это причина того, что Всевышний дает жизнь и возможность существовать нашим ненавистникам, не наказывает их – потому что в этот момент они нужны в качестве «палки». А «палка» в итоге приведет к окончательному Избавлению… Однако, когда мы видим Б-жественное возмездие нашим ненавистникам – в этом объединяются два вида правления!

Известно, что есть два варианта – когда «праведникам хорошо» и когда «праведникам плохо» (эта тема подробно разбирается в Даат твунот). Так вот, когда праведникам хорошо – это не случайность. Это значит, что, по Замыслу Всевышнего это приведет к Избавлению – но, кроме того, им еще и просто полагается, чтобы им было хорошо. И обратная ситуация – когда праведнику плохо – это не то, что ему полагается, но это нужно, чтобы привести к окончательному Избавлению… и именно то, что праведники выдерживают испытания, с верой и принятием Б-жественного правления, тяжелого для них лично, становится их великой заслугой. Эта заслуга приближает Избавление и многократно увеличивает награду праведников в будущем.

Но когда мы видим праведника, которому хорошо, которого спасают – это единение двух форм правления.

Необходимо понимать, что эти две формы правления Всевышнего не исключают одна другую! Есть слова, прославляющие Всевышнего, которые мы читаем в главе Аазину: «а-цур, тамим поало, ки коль драхав мишпат, кэль эмуна, ве-эйн авэн, цадик ве-яшар у», что означает, что Всевышний всегда, максимально, учитывает то, что полагается «по суду», и даже там, где отступает от суда – в конце концов, все получат свои награду и наказание, и справедливость восторжествует.

Поэтому, когда мы видим, что Всевышний спасает праведников и наказывает грешников, даже когда вокруг есть много событий, демонстрирующих «сокрытие Лика Творца», тем не менее, если нашим ненавистникам плохо, а праведникам хорошо – это раскрытие меры Суда Всевышнего, единение двух форм правления Творца.

Дай Б-г, чтобы мы все удостоились окончательного Избавления как можно скорее!

По уроку рава Игаля Полищука


http://www.beerot.ru/?p=90842