В час беды

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

1953
вернуть тору

Из беседы нашего учителя во время войны в Персидском заливе 5761 года (1991 год):

Рамбам пишет в «Законах постов»: «Есть повеление Торы в случае любого народного бедствия горячо молиться (букв. сказано «кричать») и трубить в трубы, как сказано: «И когда пойдете на войну в земле вашей против врага, враждующего с вами, трубите прерывисто…» (Бемидбар 10:9)». Итак, есть заповедь «кричать» и «трубить»: «кричать» – это молитва, а трубить следует в трубы – при любом бедствии, постигающем общество. Рамбам прибавляет: «это – часть процесса тшувы». Это пишет Рамбам, говоря о законе: «Когда приходит беда и из-за этого начнут кричать и трубить, люди поймут, что беда постигла их из-за их дурных поступков». В этом суть, и такова обязанность: знать, что бедствия возникают из-за дурных поступков, а не случайно, и для того, чтобы исправить положение, требуется раскаяние и самоисправление.

Далее Рамбам пишет там то, что на первый взгляд кажется неочевидным, но на самом деле это несомненно так: «Если же они не станут молиться и трубить, а скажут: «это бедствие – случайность, следствие естественного порядка вещей», это будет путь жестокости, и приведет их к тому, что они будут упорствовать в своих дурных поступках». Если люди объясняют случившуюся беду естественными причинами, отрицая, что так распорядилось провидение лично для него, и говорят: так уже бывало, и сейчас случилось опять, как и все, что случается; и не пробуждаются к раскаянию, а ищут материальные пути решения проблемы, и каждый обвиняет другого – это путь жестокости. Если люди думают так и не верят, что беда пришла из-за их дурных поступков, в которых им следует раскаяться и исправить их, это не просто недостаток веры. Это жестокость!

Суть в том, что если бы человек не был жестоким, а чувствовал другого так, как чувствует себя, он бы не стал говорить, что это случайность, а сделал бы то, что должно – раскаялся и искал бы настоящие, верные пути спасения! Ведь на самом деле сыновья Израиля – верящие, потомки верящих, у каждого есть вера, но… есть и дурное начало, которое ослабляет веру человека и заставляет его забыть о ней. Но это – только дурное побуждение, а если бы человек не был жесток, и чувствовал бы боль от страданий других, и если бы он сочувствовал боли вдов и сирот и других, которых постигло несчастье, он бы вел себя иначе.

В действительности мы видим, что даже люди, далекие от Торы, попадая в беду, ищут пути к раскаянию, стараются выполнить какие-то заповеди, пусть и как чудодейственное средство (сгула) – потому что когда человек находится в тяжелом положении, из которого нет выхода естественным путем, и надеяться не на что, он устремляет свой взор к небу и обращается к вере. Поэтому, если бы не качество жестокости, человек, видя страдания других, видя, как общество находится в беде, почувствовал бы их бедствие как свое и его душа пробудилась бы к тшуве, ведь вера у него есть. И только из-за свойственной некоторым жестокости они не сочувствуют чужой беде, не «любят ближнего, как себя», о чем писал автор «Месилат йешарим» (гл. 11): любовь к ближнему должна быть точно такая же, как к себе, и вот этого «как к себе» не хватает, что и есть жестокость. Жестокий человек неспособен к переживанию, а когда нет чувств, нечему поддерживать и веру.

В месяце ияре 5783 г., за три недели до своей кончины, наш учитель, благословенна память о праведнике, произнес проникновенную речь об опасном положении в Земле Израиля. Он много говорил о путях укрепления веры и дал практические советы. Ради общественной пользы приведем основные составляющие его речи:

Присмотр за народом Израиля

Во всех поколениях народ Израиля существует благодаря чуду. Известно высказывание мудрецов (Эстер раба 10:11): «Народ Израиля среди народов – как одна овечка среди семидесяти волков». Естественное положение вещей в ситуации, когда одна овечка оказывается среди семидесяти волков – это то, что она будет растерзана ими. Так должно было произойти и с народом Израиля, одиноко стоящим среди семидесяти народов, ненавидящих его, и то, что народ Израиля существует – это великое чудо.

В наших книгах уже говорилось о том, как заметно провидение Всевышнего в том, что народ Израиля сохранился в течение всего срока изгнания после разрушения Храма, уже тысячи лет. Не имея своего государства, народ Израиля жил, и жил хорошо, даже среди народов, ненавидящих его – это настоящее чудо!

Об этом писал и автор «Ховот а-левавот» (раздел «А-бхина», конец 5-й главы): если в наше время человек пожелает увидеть чудеса, подобные тем, что случились во время исхода из Египта, «пусть взглянет правдивым взором на то, что мы выстояли в изгнании среди народов, и на то, как мы устроили свои дела, живя среди них. Это притом, что есть вещи, в которых мы не согласны с ними, какие-то из них скрыты, а какие-то видны, и народам известно об этом. Кажется, можно сказать, что мы живем даже лучше них в аспекте пропитания и других материальных нужд, и также во время войн и конфликтов им приходится хуже нас. Посмотри на их крестьян и средний класс, им приходится работать тяжелее, чем среднему классу или даже беднякам, что среди нас…»

И раби Яаков Эмдин писал в предисловии к своему молитвеннику «Бейт Яаков»: «Тот, кто всмотрится в особое наше положение в мире, [увидит], что мы – народ, пребывающий в изгнании, мы разбросаны по всему миру, как овечки, после всех бедствий, что нам пришлось пережить за тысячи лет, и нет народа, который бы был так преследуем, как наш. Сколько бедствий мы пережили, сколько сильных мира сего поднимались против нас с начала нашей истории, чтобы уничтожить нас, выкорчевать напрочь – из-за своей ненависти, порожденной завистью. И сколько их ни было – никто не смог с нами покончить…

От всех древних великих народов не осталось ни памяти, ни следа, а мы, прилепленные к Всевышнему, все живы и поныне, и у нас не убыло за все годы изгнания ни одной буквы или огласовки из Письменной Торы, и слова мудрецов тоже все сохранились… Время оказалось не властным над ними. Что скажет на это ученый философ – это все сделал случай? Жизнью клянусь: когда я вдумался во все эти чудеса, я увидел, что они больше, чем все чудеса, которые явил Всевышний нашим отцам в Египте, в пустыне и в Земле Израиля!»

Заслуга Торы

Но чудо имеет такое свойство – для того, чтобы оно продолжалось, нужны заслуги. Какие же? Прежде всего – нужно заниматься Торой, как сказали мудрецы (Сота, 21а): «Тора защищает и спасает». То есть заниматься Торой мы должны не только из-за заповеди ее изучать, но и из-за обязанности спасать жизнь всего народа Израиля! И те, кто занимаются Торой, спасают также и тех, кто не занимается ею. Таким образом, на каждом лежат две обязанности: изучать Тору и спасать жизнь своего народа.

А сейчас ведь слышны страшные угрозы со стороны террористов, они угрожают не переставая, и нам нужна милость Небес, чтобы они не преуспели, поэтому необходимо сейчас добавлять еще и еще заслуг! Это наша прямая актуальная обязанность – добавлять заслуг народу. И, как сказано, заслуга изучения Торы – это великая заслуга.

Отношения между людьми

И также в области человеческих отношений следует вести себя соответственно сказанному: «Возлюби ближнего, как самого себя». Не допускать никаких трений, только уступать и уступать товарищу, будто это твой сын, твой брат, а ведь любовь к ближнему – заповедь самой Торы, «возлюбить ближнего, как самого себя».

Наши мудрецы говорили: «раби Акива сказал: «Возлюби ближнего, как самого себя» – это великий принцип Торы», и мы уже как-то обсуждали, что называется «великим принципом Торы». Об этом писал рав Хаим Виталь в книге «Шаарей Кдуша», что если у человека не хватает одного из добрых душевных качеств, это делает ущербными все его хорошие поступки. У того, чьи душевные качества не цельны, все добрые поступки не цельны, в них есть определенный недостаток. Этот аспект мы должны укрепить: довести до совершенства наши душевные качества в отношениях с людьми.

Правдивость

А также и качество правдивости, в связи с которым в Талмуде (Санедрин, 97а) приводится следующая история о городе Кушта, все жители которого тщательно следили за тем, чтобы говорить только правду, и в заслугу этого жили очень долго. (Ведь если говорить правду, жизнь длится долго!). Однажды некая жительница города не смогла сказать правду и произнесла что-то, не до конца соответствующее действительности. Тут же в город явился ангел смерти, и эту женщину попросили покинуть город, после чего долголетие вернулось к его жителям.

В книге «Месилат йешарим» приводится эта история и еще высказывания мудрецов о важности качества правдивости, и в заключение написано так: «Нет нужды долго распространяться о необходимости быть правдивым, ведь к этому обязывает разум и здравый смысл».

Теилим

Кроме того, необходимо молиться и читать псалмы. Если читать их каждый день, приобретаются великие заслуги. Известны настоящие, великие мудрецы Торы, которые каждый день читали Теилим – по нескольку псалмов в день, и это – великая заслуга.

Изучение мусара

Превыше всего – это изучение книг мусара; следует выделить для этого ежедневное время, причем не так важно даже, сколько – хотя бы несколько минут. И уже неоднократно говорилось, что изучение мусара меняет человека, он становится другим – и ему от этого хорошо, и в семье у него налаживается приятная атмосфера. Такова действительность, и мне это известно из конкретных случаев.

И уже сказали мудрецы (Йома, 38б), что тот, кто хочет очиститься, получает помощь. А тот, кто изучает мусар, конечно, желает очиститься, ведь он хочет достигнуть совершенства. Поэтому он получает помощь с Небес, чтобы у него было хорошее самоощущение и успех в достижении цельности в различных аспектах.

И таков практический совет: изучать мусар, это даст человеку и приятное чувство от самого себя, и хорошую семейную атмосферу. И это единственный совет, который нужен и к которому стоит прислушаться: каждый день установить время для недолгого изучения мусара, по нескольку минут в день. И, с Б-жьей помощью, это будет заслугой как для самого человека, так и для всего народа Израиля, который нуждается в заслугах.


http://www.beerot.ru/?p=89857