Неделю назад наши братья вошли в пороховую бочку под названием Газа (на иврите – Аза). С тех пор мы пережили немало тяжелых дней: многие из них погибли там. Боль и скорбь в наших сердцах, но мы не можем не говорить об этом.
Есть известный пример двух подходов – когда наполовину наполненный стакан может рассматриваться как наполовину пустой и как наполовину полный. При этом оба утверждения – объективная правда, и разница лишь в субъективном восприятии реальности. Идея в том, что одни склонны замечать во всем недостатки, а другие – выделять достоинства.
Наш народ называется йеудим, йеуди, и на большинстве языков народов мира нас называют производными от этого слова. Название «йеуди» происходит от имени Йеуды –одного из сыновей Яакова, родоначальника одного из двенадцати колен Израиля. Впрочем, Мордехай из Мегилат Эстер также называется «йеуди», хотя он был из колена Биньямина, и пояснили наши мудрецы, что тот, кто отрицает идолопоклонство, называется «йеуди». В трактате Брахот, опираясь на написанное в Торе, сказано: когда родился Йеуда, Лея (жена Яакова, мать Йеуды) сказала: «На этот раз я буду благодарна Всевышнему», и назвала Йеуда (от слова леодот – благодарить). В Талмуде написана удивительная вещь: никто в мире до этого не благодарил Творца, как Лея. Нам эту фразу трудно понять, потому что совершенно очевидно, что благодарность Творцу в полной мере выражали, как минимум, наши праотцы – Авраам, Ицхак и Яаков. Очевидно, есть особая заслуга, которой удостоилась Лея, – настолько большая, что весь наш народ называется по имени Йеуда, и все те, кто отрицает идолопоклонство, также называются йеудим.
Касаясь темы благодарности, мы сразу вспоминаем слова наших мудрецов о времени выхода из Египта. У фараона не было благодарности к нашему народу, к Йосефу, который спас весь Египет от голодной смерти, и в этом также была причина того, что он отрицал Всевышнего. На иврите есть определение человека – кфуй това (по-русски – неблагодарный), об этом качестве говорят, что оно приводит к отрицанию Творца.
В чем проявляется отрицание Творца у человека, который в принципе считает себя верующим? У такого человека есть некие философские теории относительно Б-га и Вселенной, но в нем нет ощущения признательности к людям и к Б-гу, и в целом он ощущает себя абсолютно самостоятельной никому ничем не обязанной единицей. Именно в этом проявляется отрицание Творца, даже если такой человек будет молиться 3 раза в день.
Слово одаа в переводе со Святого языка имеет два основных смысла (в отношении сделанного добра): признательность и благодарность. Основа благодарности – в том, что человек признает и понимает то, что кто-то ему сделал добро. Таким образом, собственно благодарность – это производная; изначальная предпосылка благодарности – в том, что мы признаем тот факт, что кто-то сделал нам добро. Когда человек начинает думать, что он – сам по себе и никому ничем не обязан, это приводит к отрицанию присутствия Творца в его жизни – и, конечно, ни о какой благодарности речи не идет.
У по-настоящему благодарного человека все происходит совершенно по-другому. Так, по отношению к Всевышнему мы изначально испытываем благодарность, поскольку признаем, что Он – источник нашей жизни и сути, и единственная причина нашего существования – это воля Творца. Все сказанное вбирает в себя понятиейеуди.
Поднятая тема как никогда актуальна для нас в эти дни. Уже в первую неделю арабских обстрелов мы как-то сразу привыкли к тому, что у нас есть система «Железный купол», которая все ракеты сбивает. На самом деле, в день по Израилю выпускалось до 150 ракет, и каждая такая ракета обладает разрушительной силой — она может разрушить дом, не дай Б-г, унести десятки жизней, и то, что этого не произошло – большое чудо. Не меньшим чудом является само по себе изобретение «железного купола» и тот факт, что эта система работает! Это – наглядный пример нес нистар, того, что мы называем «скрытое чудо». Теперь давайте подумаем, как реагируют люди на сообщение о том, что «железный купол» сбил очередные ракеты. Радуются, безусловно, все – но часть людей радуется гению инженерной мысли и слаженной работе израильской армии. Другая часть — возносит благодарность Творцу за то, что в ситуации, когда мы не достойны открытых чудес, Он делает для нас большее: макдим рефуа лемака – готовит лекарство до того, как пришла болезнь, и устраивает все так, что мы оказались готовы отразить удары врага.
Немногие знают о том, что само по себе создание «железного купола» — чудо. Никто не хотел заниматься созданием системы, тратить время, деньги и человеческие ресурсы на бессмысленную, как тогда казалось, вещь, от которой все равно не будет большой пользы. Однако воля Всевышнего была иной – и система была создана, испытана и сейчас с успехом применяется – и нельзя не увидеть в этом потрясающую заботу, которой окружил нас наш Небесный Отец.
Мы живем в мире эстер паним, сокрытия Лика, и чудеса не происходят открыто. Всевышний окружает нас ими каждый день – но чудеса эти должны быть чем-то скрыты, без этого в обычной системе правления мира они просто не происходят. Как можно не благодарить Всевышнего за то, что Он так мудро все устроил и позволил создать систему, которая явно скрывает чудо! Я сам долгие годы занимался естественными науками, и скажу откровенно: если бы мне рассказали о такой системе 10 лет назад, я бы просто не поверил! «Железный купол» работает на небольшой траектории, на малых расстояниях, и при этом способна сбивать ракету, которая размером как иголка в огромном небе!
На днях опубликовали интересный материал от имени рава Ицхака Зильберштейна, зятя рава Эльяшива. Он коснулся интересной темы: сколько заповедей может исполнить человек, пока слышится сирена воздушной тревоги? О части заповедей мы уже поговорили: о заповеди веры в единого Творца и в то, что никто не может нам ничего сделать без Его воли; о заповеди молитвы в час нужды, взывая к Творцу из глубин сердца. Еще одна заповедь – когда мы узнаем, что очередную ракету сбили, или она сама упала на открытой местности – быть благодарными Всевышнему! Мы не можем знать, как работает эта наша благодарность. Но я рискну предположить, что если б мы больше задумывались об этом и не стеснялись бы выражать нашу благодарность Творцу, в Газе было бы меньше жертв среди наших братьев. Ведь когда человек решает полностью положиться на армию, состоящую из людей, то в этом – причина того, что помощь Свыше оставляет нас. Какой бы совершенной и успешной ни была армия, сам факт того, что более двух тысяч ракет, выпущенных по Израилю, причинили минимальный вред нашим людям и строениям — повод выразить огромную благодарность Творцу!
Когда я проходил службу в армии, мне доводилось бывать в Газе – 35 лет тому назад, когда еще не было ни Палестинской автономии, ни Хамаса. Уже тогда это было очень и очень противное место – и с тех пор, видится, многое изменилось – не в лучшую сторону. Сегодня Газа, которую здесь называют Аза, превратилась в огромную пороховую бочку. Единственное, чем живут лидеры Хамаса – убийства евреев. Неважно кого и неважно как, любые жертвы – не в счет. На что идут огромные деньги, вливаемые в Газу из Ирана и Америки? Заготовить как можно больше мин, снарядов, взрывчатки, прорыть тоннели смерти, подготовить профессиональных убийц. Когда я узнал, что наша армия входит в Газу, мне сразу стало страшно – я прекрасно понимал, что их там ждет. Как только мой сын сказал мне, что началась операция в Газе, мы тут же начали говорить Теилим – потому что это очень опасная вещь! Нам дорог каждый еврей, у нас нет лишнего «пушечного мяса», мы скорбим о каждом павшем бойце – но за то, что нет большего количества жертв, нам надо отдельно благодарить Б-га.
Во время первой войны в Персидском заливе, когда была мировая коалиция против Ирака, нам, живущим в Израиле, было страшно – никто не знал, сколько у них есть оружия, в том числе химического, других ресурсов. Когда в первый день американские союзники начали громить Ирак, мой тесть позвонил нам в 2 часа ночи, разбудив сообщением о том, что американцы бомбят Ирак. Я, проснувшись, решил говорить Теилим, затем проснулась моя жена и присоединилась ко мне, затем стали просыпаться дети, и так мы всей семьей говорили Теилим всю эту ночь до утра. Помню ощущение эйфории, которое не покидало нас весь день: как хорошо, что нашего злостного врага, который хотел нас уничтожить, Всевышний наказал не нашими руками! Злодей Саддам Хусейн объявил, что собирается сжечь пол-Израиля, и вместо этого попался на приманку Всевышнего – влез в Кувейт и этим вызвал гнев всего мира – гнев не праведный, а из-за дележа нефти, но все же коалиция подавила нашего врага! И вот на следующий день меня ждало глубокое разочарование: начались ракетные обстрелы Израиля. Как же так, думал я, ведь с нашим врагом уже покончено? Ужас! Хорошо подумав над происходящим, я понял, что чудеса, которые происходили с нашим народом во время этих обстрелов, были намного большим чудом, чем события предыдущего дня. Ведь что такое четверть тонны взрывчатки, которые несла в себе каждая ракета, выпущенная в нашу сторону? Например, в Рамат Гане один такой «скад» наносил разрушения сразу десяти домам! Я помню интервью с одним из министров: приезжаешь на место падения ракеты, видишь ужасные разрушения и ожидаешь увидеть десятки погибших и сотни тяжелораненых – и узнаешь, что в результате есть только несколько легкораненых и напуганных людей. Как это происходило – непонятно. Издана целая книга о чудесах тех времен. Одна из историй, приведенных в этой книге — о человеке, на которого обрушилась крыша дома. Знаете, почему он выжил? Потому что за секунду до этого на него упал шкаф, накрыв его собой и образовав отдельную комнату, в которой было достаточно места и воздуха, чтобы дождаться спасателей. Я сразу понял для себя, что происходящее на этой войне – чудо, и интересно, что так думали не только представители ультрарелигиозных течений: по опросам общественного мнения, 70% населения Израиля на тот момент были уверены в том, что в происходящем в Израиле видна рука Провидения.
Мы ежедневно наблюдаем большое чудо. То, что каждый день в Газе проходит без десятков и сотен убитых с нашей стороны, не дай Б-г, – это большое чудо. Как мы писали выше, люди находятся буквально в пороховой бочке, в самом центре, окруженные врагами! Нас с вами это обязывает молиться за наших солдат, понимать, что эта операция – не очередной рейд и не прогулка, а действительно война, люди находятся в большой опасности, рискуя жизнями. Нам дана большая сила помочь им – сила наших молитв, сила еврейского сердца, которое болит за наших братьев там, за их матерей, отцов и жен, которые находятся по всему Израилю – и по всему миру! Мы можем и должны молиться за них.
Как-то моя покойная теща задала мне странный вопрос: зачем Всевышний создал комаров? На самом деле, никакой пользы от них нет, они только докучают, мешают спать, кусают и пьют нашу кровь. Что хорошего дал нам Всевышний, создав комаров? Я ответил примерно так. Приведем пример. Есть человек, у которого образовался огромный долг – миллион долларов. Его кредитор, видя, что отдать долг сразу будет невозможно, решает пойти ему навстречу и разбивает большой долг на много небольших платежей – дает ему рассрочку на 40 лет, и по несколько тысяч долларов за раз долг отдать становится реально. Если же кредитор не так мягок, и желает во чтобы то ни стало получить сразу свои деньги, то он может засудить должника, посадить его в тюрьму на всю жизнь и конфисковать все его имущество – и даже если он тем самым полностью свои деньги не получит, то хоть добьется возмездия. У всех нас есть свои «духовные долги» перед Всевышним – за нашу настоящую жизнь и за предыдущие воплощения души. Как мы можем «отдать» этот долг? Вспомним о комарах. Проснуться ночью от укуса очень неприятно. Место укуса чешется, и еще долго не заснуть. Только заснул – опять комар, и опять это жужжание и укол. Какая неприятная ночь! Относительно нашего желания поспать ночь, действительно, неприятная. Относительно нашего «счета» на Небесах – возможно, несколько таких ночей нам заменят серьезную болезнь или большой денежный убыток. Такая вот милосердная система «списания» долгов касается как каждого человека в отдельности, так и всего нашего народа в целом.
Весь наш народ в тревоге, молится за нас и за всех евреев по всему миру. Тревога – это страх и беспокойство, это боль за всех братьев, которые в опасности. Это само знание того, что прямо сейчас летит ракета, которая, не дай Б-г, может нанести вред одному из нас. Эта тревога и боль – само по себе искупление грехов конкретного человека и всего народа в целом. За 40 лет в Израиле я пережил немало нелегких моментов. Одним из самых пугающих был период последней интифады, когда страну наполнили самоубийцы, взрывающие автобусы. Буквально ежедневно взрывался автобус, унося десятки жизней и оставляя сотни раненых. Это был удар без предупреждения, который не ложился на плечи тысяч людей. В этом смысле нам сейчас лучше: когда есть сирены, есть боль и страх многих тысяч людей. Удар как бы «распыляется», и тысячи людей сразу начинают говорить Теилим. Это – великое благо, надо только вдуматься в эту великую милость Всевышнего.
Война, которая разворачивается сейчас, имела свой пролог – трагическая история, которая потрясла весь мир. Были похищены и убиты трое наших юношей. Помню, как в пятницу стало известно о похищении – я тогда был в гостях на Шаббат у сына в Неве-Якове (район Иерусалима). Я был в этот Шаббат в синагоге и видел, с каким чувством люди говорили Теилим – и в тот Шаббат, и в последующий, и все то время, пока не обнаружили тела – самоотверженно, с чистой душой и открытым сердцем. Я подумал тогда про себя: мы не знаем, живы ли эти ребята, но сколько бед мы отвращаем от себя своей молитвой и повторением ахейну коль бейс Исраэль (весь народ Израиля – братья)! Рав Хаим Каневский сказал тогда, что эти погибшие ребята удостоились большой заслуги – ради них объединился весь еврейский народ и вознес свои горячие молитвы к Творцу, усилился в изучении Торы. Мать одного из похищенных ребят сказала: ни одна молитва не была напрасной. Это было предупреждение удара, который нас ждал в ближайшем будущем.
В Теилим Всевышний называется Йошев теилот Исраэль – буквально Сидящий на молитвах Израиля. Трон – символ царского правления. Имеется в виду, что Всевышний строит правление на молитвах нашего народа.
В конце комментария на недельную главу Бо Рамбан пишет, что замысел Творца в создании человека – чтобы наш народ собирался в домах молитвы и домах учения и благодарил и признавал Всевышнего. Это – замысел Творения: чтобы мы были полноценными евреями, и те, кто еще не до конца в этом разобрался, может прямо сейчас задуматься о благе, которое мы получаем, и начать благодарить Творца – а ведь нам есть за что благодарить, за многие и многие вещи! Мы назвали Газу пороховой бочкой – а чем является вся наша жизнь на Святой Земле? Нас окружает абсолютно враждебный мир, и относительно этого мы здесь – также на пороховой бочке. Я много думал об этом последние годы. Окружающие нас страны буквально горят – и Сирия, и Египет, и Ливан, и Ирак – это продолжается много лет. Причина этого горения описана в Торе: сказано, что когда наши ненавистники замышляют против нас недоброе, это засчитывается им, как будто они нам реально навредили – и то, что они хотели нас сжечь, обратилось против них. Враги окружают нас не только снаружи – в стране есть «пятая колонна» – израильские арабы, в дополнение к арабам палестинским. И, несмотря на все это, мы живем в Святой Земле, и живем хорошо – учимся, молимся, рожаем и женим детей, слава Б-гу, не голодаем – сколько же мы должны благодарить за это Всевышнего!
Мы сейчас находимся в период бейн а-мейцарим, который считается неблагоприятным для нашего народа. Вместе с тем, у этого времени есть и свое достоинство, своя важность. Это время, когда мы должны побудить себя исправить наши грехи, которые послужили причиной разрушения Храма, и обратить себя к Всевышнему, чтобы он вернул нам Храм, вернул в него Свое Присутствие, исправил весь мир. Что касается исправления, об этом писал Хафец Хаим: Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти и злословия. То, что мы не исправляем наши грехи, которые привели к разрушению Храма, задерживает Геулу. Теперь посмотрите на происходящее: несколько недель перед бейн а-мейцарим мы наблюдаем небывалое единство народа, проявление боли за других, желание помочь друг другу, молитва за весь клаль Исраэль – не в этом ли исправление греха синат хинам, беспричинной ненависти?
Более того, сказано о Храме, что он был разрушен, потому что оставили Тору. Я видел в книге брата Виленского Гаона «Маалот а-Тора», что имеется в виду не только Первый Храм, но и Второй Храм тоже. Казалось бы, во времена Второго Храма много занимались Торой и было много еврейских мудрецов, и это не упоминается как причина его разрушения. Однако я эту причину вижу: Тора была дана нашему народу как Тора для всех, для единого народа. В комментарии Раши на книгу Шмот (глава Итро) сказано: «и стан Израиля остановился перед горой» – в единственном числе. Известные слова Раши отсюда – кеиш эхад белев эхад – как один человек с единым сердцем. Это большое правило, и именно так была дана Тора нашему народу – как единому человеку, с единым сердцем, душой и единой ответственностью за ее исполнение. Когда есть разобщение в нашем народе, когда есть конфликты, распри и тому подобное, это, по большому счету, разрушает ту основу, на которой была принята Тора. Смысл всей Торы и ее заповедей – принести в мир шалом – это и мир, и единство, и объединение, общая гармония. Сказано, что «пути Торы – все приятные, и все пути ее ведут к миру».
Нам надо, каждому для себя, прийти на пути мира, единства и братства. Не все наши братья – праведники, есть много тех, которые ошибаются тайно или явно, но мы должны желать каждому из них добра – любое наше слово или действие должны исходить из сострадания, а не из ненависти. То, что приводит человека к греху, еще хуже того, что его убивает физически, — потому что в таком случае он лишается как этого мира, так и мира будущего. Мы все – единый народ с единой душой, и то, что некоторые наши братья находятся в беде духовной – причина молиться за них не меньше, чем мы молились за пропавших мальчиков, чем мы молимся за успех и сохранность наших солдат в Газе и наших братьев на юге. И дай Б-г, чтобы наши молитвы были услышаны и привели полную геулу – скоро, в наши дни. Амен.
Подготовила А. Швальб.