Землетрясения в Израиле

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1818
землетрясения

За последнее время на севере Израиля произошло несколько землетрясений. Они были не очень сильные, но стены дрожали. Я не берусь претендовать на знание причин того, почему это произошло именно сейчас. Но из наших святых книг мы можем кое-что понять и об этом страшном явлении.

В трактате Брахот рассматривается вопрос о причинах землетрясений. От наших учителей — Маараля из Праги, Рамхаля и других — мы получили знания о том, что это природное явление имеет духовные причины. Гемара недвусмысленно говорит, что землетрясения являются проявлением каких-то коренных изменений в управлении миром, осуществляемом Всевышним (Брахот, 59а). Там же в Гемаре говорится, что целью создания Всевышним грома при грозах было выпрямить кривизну человеческого сердца. Как сказано в Коэлет: «Сотворил Б-г так, чтобы боялись Его» (Коэлет, 3:15). Есть комментаторы, которые относят это и к землетрясениям. По большому счету, это относится ко всем ситуациям, в которых человек ошибочно считает себя всесильным, независимым, прочно стоящим на ногах. И вдруг — почва уходит из-под ног. Так как любое истинное знание является постижением Б-жественной воли, постараемся увидеть то, что можно выучить из внешних, физических аспектов землетрясений.

Попробуем сопоставить наши представления о «твердой почве», на которой мы стоим, с тем, что действительно представляет собой Земля. С момента рождения человек ощущает себя устойчиво стоящим на твердой почве. Это одно из самых естественных человеческих ощущений. Однако земля является одной из многих планет, с которыми постоянно происходят различные космические катаклизмы. Кто нам гарантировал, что Солнце будет всегда светить и греть, или находиться от Земли на единственно возможном расстоянии, обеспечивающем возможность жизни? Оно может взорваться и потухнуть. Или просто сдвинуться дальше, погрузив нашу планету в холод. Все, что мы видим вокруг — удивительная цепь событий и действий, при помощи которых Всевышний управляет природой и поддерживает жизнь на Земле. Но это состояние в любой момент может быть изменено. Аналогичным образом в любой момент может измениться расстояние между Землей и Солнцем, и тогда на Земле все сгорит или, наоборот, замерзнет в зависимости от того, приблизится она немного к Солнцу или отдалится от него. Всей этой системой правит исключительно Творец.

Нам необходимо понять, на каком фундаменте зиждется равновесие в природе, поддерживаемое Всевышним. Этим фундаментом является постоянство воли Творца в управлении природой в этом мире. Под сравнительно тонкой твердой земной корой нашей удобной для жизни планеты находится кипящая магма. Можно сказать, что мы постоянно ходим по крышке хорошо изолированного кипящего котла, температура в котором гораздо выше, чем температура кипения воды. Время от времени его кипение проявляется в виде землетрясений и извержений вулканов. С помощью этих природных явлений Всевышний дает нам знание того, что материальный мир, в котором мы живем, не является прочным. Человек начинает бояться Творца тогда, когда вдруг ощущает, что ему не на что опереться в этом мире. Именно этому учат его сотрясения «твердой» до определённого момента почвы. В эти моменты человек начинает искать истинную опору.

Задумаемся о том, что является истинной опорой мира. Раши в своем комментарии на начало недельной главы Берешит, объясняющем шестой день творения, обращает внимание на то, что о шестом дне творения сказано с определенным артиклем יוֹם הַשִּׁשִּׁי. Он дает этому два объяснения: «ה (числовое значение 5) прибавлено к слову ששי в конце творения, чтобы сказать, что Он предъявил им условие: (мир сотворен) с тем, чтобы (сыны) Израиля приняли пять книг Торы. Другое объяснение: все находилось в состоянии подвижности до того шестого дня, до шестого дня месяца Сиван, уготованного для дарования Торы».

Таким образом, условием, выводящим этот мир из «подвешенного» состояния, является принятие нашим народом Торы Всевышнего. В своем комментарии к первому стих Торы Раши объясняет значение слова Берешит: «…ради Торы, названной ראשית, началом пути Его, и ради Израиля, названного ראשית, началом плодов Его, т. е. приставка ב может обозначать цель или причину, и стих следует понимать так: ради Торы и Израиля, которые называются “началом”, Б-г сотворил небо и землю». Получается, мир создан для человека, который трудится над Торой и раскрывает ее. Безусловно, у сотворения всего сущего была единственная причина: воля Творца. Его четырехбуквенное имя в простом понимании переводится как «Cущий», а также как «Творящий все Своей волей». То есть нет ни одной крупицы творения (как материального, так и духовного), имеющей иную причину существования, кроме воли Творца. Соответственно, отсутствие на то Его воли является причиной несуществования чего-либо. Поэтому мы говорим в Теилим: «Хаим бе-рацоно (жизнь – в благоволении Его)» (Теилим, 30:6). И волей Всевышнего было создать этот мир ради Торы и народа Израиля. Поэтому, если мы сейчас ищем устойчивое состояние чего-либо в этом мире, то единственное, что этому способствует – это жизнь по воле Творца, которая раскрывается в Его Торе. И когда мы прилепляемся к ней, это является по-настоящему истинной опорой существования.

Зачастую мы все погрязаем в рутине и суете этого материального мира, каждый на своем уровне. Привыкая к этому, мы перестаем ощущать, что все существование, как наше, так и окружающего мира, возможно только благодаря воле на то Творца. Иногда необходимы потрясения устойчивого мира для того, чтобы мы поняли, что у нас нет иных опор.

Из всего этого мы должны понять, что Всевышний сотрясает наше существование для того, чтобы мы понимали, что у нас нет никакой другой опоры, кроме Творца, Его Торы и Его воли. Когда мы, не дай Б-г, участвуем, хотя бы в душе, в хоре голосов о всесилии человека (или, как частный случай — израильской армии и служб безопасности), то нам есть, что исправлять в себе.

Есть одна известная история, связанная с ешивой Мир. Великая ешива Мир удостоилась за шесть лет Второй мировой войны уникальных чудес, превзошедших чудеса выхода из Египта, по словам рава Хаима Шмулевича. Когда ешива по окончании войны получила визы на въезд в Америку, она в полном составе отплыла на корабле из Шанхая через Тихий океан. Один из учеников как-то спросил посреди океана главу ешивы: «Где мы сейчас находимся»? Ответ был: «Мы находимся в такой-то главе книги “Шев Шмайтата”, которую сейчас учим». Объясню это. В святых книгах встречается слово Маком («место» в дословном переводе). Этим словом называется Всевышний. Корень этого слова связан со словом киюм (существование). То есть Маком – это источник существования всего. Таким образом, ответ главы ешивы означал, что мы находимся в Торе. То есть она – место и источник нашего существования. Это то «Место», которое охраняло ешиву от бомб в течение шести лет пребывания в Шанхае, когда она стала и бомбоубежищем для проживавших в городе китайцев. Они знали, что на территорию ешивы бомбы не падают.

В Пиркей Авот сказано (1:2): «Шимон а-Цадик был из последних мужей Великого собрания. Он говорил: “На трех вещах стоит мир: на Торе, на служении Б-гу и на добрых делах”». Это – истинный фундамент мира. Эти три вещи соответствуют трем нашим праотцам: Тора – Яакову, служение Б-гу – Ицхаку, добрые дела – Аврааму. На этих трех основах должен быть построен и личный мир каждого из нас. Для этого нам необходимо стряхнуть с себя ощущение уверенности в том, что устойчивость окружающей нас действительности поддерживается сама собой.

Когда происходят землетрясения, физический мир внезапно выходит из своего обычного состояния. Каждому из нас нужно понять, на что и на кого мы полагаемся. Если мы полагаемся на эфемерные вещи в виде собственных способностей (даже в изучении Торы), то теряем истинную почву под ногами. Истинная, прочная основа — это воля Творца, и ее раскрытие в виде Торы, служения Б-гу и добрых дел. Сотрясения нашего существования, которым подвергает нас Всевышний, могут происходить по-разному. Но все они учат нас тому, что необходимо укрепить себя в истинных основах, на которых держится мир. Прилепляясь к истинным основам этого мира, мы обретаем истинное существование.

В Гемаре, касающейся землетрясений, говорится, что одной из духовных причин их является то, что Всевышний вспоминает своих сыновей, порабощенных народами мира, и роняет две слезы в океан. Отзвук этого слышится по всему миру. И это – причина землетрясений (Брахот, 59а). Еще раз повторю, что Гемара не занимается вопросами геологии и геодезии. Речь здесь идет о глубоких духовных причинах событий. Ситуация, когда народ Торы порабощен, полностью противоположна замыслу Творца. Это не соответствует истинному порядку Творения, а является наказанием за наши грехи. Когда Он видит, как Его народ, народ Торы, из-за своих грехов отправлен в изгнание среди народов мира, это является причиной Его плача.

Существуют два вида порабощения. Когда наш учитель, рав Ицхак Зильбер, был заключен в лагерь, он был вынужден тяжело трудиться физически, но при этом оставался духовно свободным человеком, поскольку занимался Торой. Но есть ситуация гораздо хуже. Более тяжелым видом того, что Гемара называет словом цаар (порабощение), является ситуация потери нашим народом истинной основы своей жизни, когда его не интересует еврейство, и он живет культурой и интересами окружающих народов. Большей беды, чем эта, для еврейской души не существует. Это – истинный цаар. Особенную боль вызывает то, что сегодня большая часть нашего народа находится в этом состоянии даже на Святой земле, где есть много людей, изучающих Тору. И это является причиной для плача Всевышнего, проявляющегося в этом мире в виде землетрясений.

Мы должны действительно установить нашу жизнь и жизнь наших семей на истинной основе. Мы должны стать такими евреями, ради которых Всевышний создал этот мир: евреями Торы. Нас должна в мире интересовать только одна вещь: постижение всей глубины воли Всевышнего и ее проявлений среди нас. И этот свет Торы мы должны нести окружающим. Необходимо исправить себя, и сделать это исправление единственным нашим истинным интересом. У человека могут быть необходимые заработки и необходимый отдых. Но это должно быть необходимым для того, чтобы он мог и дальше учиться и воспитывать детей, чтобы они стали истинными евреями.

Безусловно, во времена триумфа Рима над Иудеей Рим виделся гораздо более прочной политической основой, чем порабощенная иудея. Однако наш народ уже тысячи лет знает истинную основу мира. Это Всевышний и Его Тора. И он тысячи лет самоотверженно прилепляется к этой истинной основе. Мы сегодня являемся евреями потому, что наши предки держались за эту основу, как за единственно истинную и прочную, несмотря на инквизицию, крестоносцев, Хмельницкого, гайдамаков и нацистов. Вся Европа полита еврейской кровью. По историческим законам окружающего мира наш народ давно должен был исчезнуть. В их мире для нас места нет. Но величайшие империи мира ушли, а мы существуем. Это произошло потому, что у нас была истинная основа существования: Всевышний и Его Тора. А те, кто выбрал для себя другие основы, исчезли вместе с ними.

Подготовил рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=42566