Изучение Торы во время войны

Дата: | Автор материала: Рав Ашер Вайс

1931

По материалам урока рава Ашера Вайса в ешиве «Турей Заав»

Что мы должны ощущать, и как вести себя в час войны нам – ученикам Бейт-Мидраша?

Прежде всего, мы всем сердцем верим словам наших мудрецов: «Мы держались на ногах во время войны только в заслугу изучающих Тору в Иерусалиме» (см. Макот, 10а, Санедрин, 49а). Мидраш на главу Матот говорит: «Что означают слова: ”Тысячу от колена и еще тысячу от колена, от всех колен Израиля пошлите в войско!” Тысячу на войну – на поле боя, и еще тысячу на войну – в бейт-мидраш [Мидраш объясняет, что на войну вышло 36 тысяч человек – по три тысячи от колена. 12 тысяч воинов, 12 тысяч тех, что «охраняли вещи воинов» (тыл), и 12 тысяч молящихся за тех, кто воевал. Кроме того, Моше послал на войну «священные предметы» – циц первосвященника и Ковчег Завета. Эти предметы обладали особой духовной силой, которую можно уподобить силе изучения Торы. Здесь и далее – примечания редактора].

Так было на войне при Йеошуа, и так было на войне при Давиде. На каждого воина на поле боя приходился один учащийся в бейт-мидраше.

Сыновья Израиля побеждают не благодаря своей силе, а благодаря Всевышнему.

Поймите правильно! Конечно, надо готовиться к войне как положено. Нужны лучшие солдаты, лучшие тактические приемы, самое совершенное оружие. Но мы не побеждаем «как положено»! Если все должно быть «как положено», то нас не должно здесь быть вообще! «Как положено» означает, что миллиард мусульман должен легко победить несколько миллионов евреев! «Как положено» означает, что еврейский народ не должен был сохраниться и выстоять в течении двух тысяч лет изгнания!

Ведь никто больше не продержался две тысячи лет – ни римляне, ни персы, ни греки. И мы бы не смогли. Но у еврейского народа свой путь развития, а не такой, «как положено»! Мы ведем себя «как положено» во всех сферах: на войне и в медицине, в строительстве и экономике – в любой области. «Веди себя так, как принято» – сказал раби Ишмаэль, и алаха установлена по его мнению. Но при этом мы верим, что нам не победить только естественным путем, так, «как положено». Эта наука далась нам самым тяжелым образом, мы осознали ее благодаря примерам из новейшей истории государства Израиль. Мы знали такую войну, в которой по всем прогнозам, по всем правилам, по мнениям всех экспертов невозможно было и мечтать победить за шесть дней. Победа неслыханная в наши времена! Прошло шесть лет. Та же армия, тот же военачальник. За два месяца до «войны Йом Кипура» этот генерал заявил на весь мир: «Сегодня мы сильнее Великобритании и Франции вместе взятых, наша армия – сильнейшая в мире». Через два месяца началась война Судного Дня.

В последний момент случилось чудо, и ужасный провал обратился в спасение. Вся страна была на грани катастрофы. Не дай Б-г, я не делаю расчеты за Всевышнего, но мы видим, что еврейский народ не может существовать, подчиняясь только естественным законам. Мы побеждаем лишь благодаря помощи Всевышнего.

Именно поэтому нам нужны солдаты и нам нужна сила Торы. Но не дай Б-г позволить себе заблуждаться, считая, что «сила моя и крепкая рука принесли мне этот успех».

Две тысячи лет назад великий еврейский герой сделал подобную ошибку, и весь народ заплатил за это страшную цену. В Иерусалимском Талмуде (Таанит, 24а) рассказывается про Бен-Козиву. В Вавилонском Талмуде он зовется Бар-Кохба, в Иерусалимском – Бен-Козива. В армии Бен-Козивы числилось двести тысяч беспалых. Как они остались без пальца? Каждый откусил себе палец собственными зубами! Сумасшествие? Нет, они сделали это, чтобы продемонстрировать свою смелость и решительность. Вступительный экзамен – каждый солдат должен откусить себе палец своими зубами. И возмутились мудрецы Израиля: «Сколько можно калечить сыновей Б-га нашего?! Это негуманно, это против Торы!» Ответил Бен-Козива: «А как же мне их проверять? Предложите другое испытание, ведь должен я знать их смелость и решительность»! И предложили тогда мудрецы: «Да будет объявлено, что только тот, кто на скаку вырвет ливанский кедр, достоин войти в царскую гвардию». Согласился Бен-Козива, и каждый, кто стремился войти в гвардию, садился на коня и на скаку вырывал ливанский кедр из земли! Мудрецы говорят, что в его армии было двести тысяч тех и двести тысяч этих. Четыреста тысяч отборных воинов. Они обороняли Бейтар три с половиной года. Три с половиной года римляне пытались захватить Бейтар!

Я не военный, и я не великий стратег, но и мне ясно, что сегодня не найти такую армию, с таким спецназом, численностью в четыреста тысяч.

Бен-Козива произносил каждый день ужасную молитву, но он верил во Всевышнего и потому молился. Он просил: «Мой Б-г, не помогай и не вреди. Отдыхай, не нужно помогать, у меня есть армия, мы справимся. Только не надо вставлять палки в колеса». Он верил! Просил только не мешать, а когда понадобится помощь, он попросит. А пока что он справляется. Бен-Козива в самом деле так считал.

В те дни в Бейтаре был еще один еврей, который также молился каждый день. Это был святой тана (мудрец Мишны), раби Элазар а-Модаи. О чем он молился каждый день? «Всевышний, не суди сегодня судом [качеством Суда]». Он боялся того, что может случиться если Всевышний сядет на трон Суда, и молился каждый день, чтобы Всевышний не садился на трон Суда. Известный злодей, близкий к римлянам, решил лишить еврейский народ защиты. Молоденький римлянин подошел к раби Элазару посреди молитвы и прошептал ему что-то. Раби Элазар даже не заметил этого.

Но «добрые люди» поспешили донести до Бен-Козивы, что раби Элазар общается с римлянами! Он шептался с одним из них во время молитвы!

Бен-Козива задержал раби Элазара и начал допрос: «У тебя есть связи с врагом!» Раби Элазар ответил: «Нет, не дай Б-г». Но допрос продолжился: «Видели, как ты шептался с молодым римлянином!» Раби Элазар ответил: «Нет, это неправда». Тогда Бен-Козива пнул рабби Элазара а-Модаи и ненароком убил его. Иерусалимский Талмуд говорит, что в тот же день пал Бейтар, а все великие войны Бен-Козивы были убиты.

Вот тогда и осознали все, что не двести тысяч беспалых и не двести тысяч вырвавших ливанский кедр, а раби Элазар а-Модаи своей учебой и своей молитвой держал осажденный Бейтар.

Так не дай нам Б-г сказать «не помогай, только не мешай». Без помощи Всевышнего нам не выжить. С самой лучшей армией, с новейшим оружием мы нуждаемся в изучающих Тору. Это говорит мне мое сердце.

В «Tана де–вей Элияу», в десятой главе, наши мудрецы объясняют Песнь Дворы из книги Шофтим. Барак бен Авиноам и Двора одержали блестящую победу. Двора произносит пророческую Песнь: «Избрал Всевышний новых… Видели ли щит и меч у сорока тысяч Израильтян?»

«Тана де-вей Элияу» объясняет: избрал новых – значит, счастлив тот, кто обновляет слова Торы. Говорит ему Всевышний: «Тебе благо, ведь ради тебя я спасаю народ Израиля». И если тысяча выходит на поле боя, то пара учеников спасает их.

Я хочу спросить, при чем тут открытия в Торе? Конечно, надо учиться, но какая тут связь с «Благо тем, кто обновляет слова Торы»? Ответ будет простым. Мы знаем, что щит и меч – основные инструменты воина. Он держит щит в левой руке, меч – в правой. Меч для нападения, щит для защиты. Время идет: и щит, и меч меняли свой вид тысячи раз. Сегодня щит и меч – это артиллерия, танки, спецназ, корабли, самолеты, ракеты, ракеты против ракет… И «железный купол», и «воздушный плащ» [имеется в виду «меиль руах» – дословно воздушный плащ – новейшая израильская система защиты танков]. Но «наша земля будет стоять всегда», и всегда нам будут нужны «щит и меч», инструменты защиты и нападения, и без этой основы не победить на поле боя.

Кроме «щита и меча» на поле боя, нужен «щит и меч» в бейт-мидраше! О чем тут идет речь? Как принято учить Тору? В хевруте! Как это выглядит? Один нападает, спрашивая, другой отбивается, отвечая. Это война Торы, это ее «щит и меч»! В трактате Брахот (28) и в других местах сказано: пусть войдут те, кто со щитами. Пусть войдут в бейт-мидраш те, кто умеют отбиваться от вопросов. И поэтому «меч кто покажет… выберет его Всевышний, замечателен удел обновляющего слова Торы». Как обновляются слова Торы? Если есть противоречие, то его надо разрешить. Так и появляются открытия и новые суждения.

Гемара в трактате Мегила (3а) рассказывает, как Йеошуа бин Нун во время заповеданной войны выходит ночью проветриться. Вдруг видит незнакомого офицера. Йеошуа растерялся: «Ты из наших или из врагов»? Почему не получается узнать офицера, ведь он же вождь, должен знать всех…

– Из какого лагеря ты?

– Я из армии Всевышнего, а не плоть и кровь. Посланник я, и у меня весть для тебя.

И Йеошуа спрашивает, что случилось.

– Вчера вы отменили служение, а сегодня – изучение Торы!

– Из-за какого греха ты пришел?

– Сейчас я пришел из-за греха отмены учебы.

Что сделал Йеошуа? Говорит Гемара в трактатах Мегила и Санедрин, что сразу установил Йеошуа самое глубокое изучение Торы. Почему надо было так серьезно учиться? Потому что Йеошуа знал: во время войны недостаточно читать Теилим, надо серьезно учиться! При этом недостаточно получаса между делом во время войны. Нужны щит и меч, война Торы. Чтобы дать силу и крепость тем, кто на линии фронта! [Образно переданная тут история встречи Йеошуа и ангела учит нас тому, что даже самая тяжелая война (и даже заповеданная) – не причина для остановки изучения Торы. Более того, именно Тора помогает победить в войне.]

Если бы я был на месте Йеошуа, то нашел бы, что ответить: «Может, ты и ангел, но не большой ученый. Ты забыл Гемару, в которой сказано прямым текстом (Сота, 44б): «занятый исполнением заповеди, освобождается от другой заповеди»! Мы воюем, мы устали, нет сил учиться! Ты забыл также еще одно место (Моэд Катан, 9), где сказано, что если некому выполнять заповедь, она отодвигает учебу Торы! Кто будет воевать за нас?!»

Может быть, Йеошуа и сказал бы это. Но что бы ему ответил ангел? Он бы ответил: «Открой глаза! Если бы я болел за Тору, то пришел бы одетый, как глава ешивы – в костюме и шляпе. Но на мне каска и бронежилет, а не фрак и шляпа. Ты вообще подумал, что я – твой офицер! Я с оружием, в наколенниках! Ты решил, что я офицер, потому что меня послали из-за войны! Как ты хочешь победить без постижения Торы? Победа не сочетается с отменой учебы! Я пришел из-за войны, ведь невозможно победить без Торы». Что же сделал Йеошуа? Вечерний бейт-мидраш!

Почему я говорю все это? Сейчас лето, скоро каникулы в ешивах, и все строят планы, как провести отпуск. Но в Газе эти злодеи не планируют отдыхать, они хотят только убивать! Да и у наших солдат в Газе отнюдь не пикник!

Мы, как никогда, должны сейчас учиться!

Ведь с помощью Торы мы побеждаем в войне! И на нас лежит большая ответственность – жизни наших братьев в Газе!

Подготовил рав Х. Каплан.


http://www.beerot.ru/?p=4054