На этой неделе мы начинаем главу Берешит. Это время после Высоких праздников, когда мы удостоились сделать тшуву, исправить себя, провели Суккот, после таких великих праздников, как Шмини Ацерет и Симхат Тора – на вершине нашего прощения и очищения… В этом году мы задаем себе очень тяжелый вопрос в связи с последними событиями на нашей земле. Я не первый год живу в Израиле (скоро будет 50 лет), и знаю местные реалии. Но то, что происходило последние два дня в районе Газы – это просто погром, страшнейшая резня, подобно которой не было со времен Катастрофы. Чтобы за сутки погибло больше 1300 человек – такого здесь не случалось никогда! Это называют вопиющим провалом служб безопасности, разведки, армии и т.п… но у нас это называется иначе. В 127-ом Теилим сказано: «Если Всевышний не охраняет город, бессмысленно стараются его хранители» – то есть, они стараются, но эти усилия не приносят плодов!
Вопрос этот тяжелый, только вдумайтесь: в такой святой день, в день, когда мы при чтении Торы повторяем благословения, данные нашему народу Моше рабейну, в день большой радости – у нас в принципе нет второго такого радостного дня в году, как Симхат Тора – и именно в этот день происходит такая страшная резня?…
Мы знаем, что миром управляет Всевышний, так что наш вопрос не в этом, и даже не в том, почему Всевышний сделал все именно так… Он знает и прошлое, и будущее, Он – тот врач, который знает, как излечить.
Вопрос в том, что Всевышний сказал нам этими событиями, и к чему это обязывает каждого из нас?
Я расскажу вам одну вещь, которая в свое время меня потрясла. Приводится в трактате Брахот, от имени раби Меира и раби Акивы, что все, что делает Всевышний – все к добру. Это, в общем, не новость, и об этом написано в Торе в разных местах. Более того, даже в главе Ки Таво, где в Торе записаны тяжелейшие проклятья и наказания – святая книга Зоар открывает нам, что именно там скрыты все благословения, и доброе будущее нашего народа. Этот постулат – все, что делает Всевышний, к добру – вещь известная, в теории. Но был один великий человек, рав Элияу Деслер, который после Катастрофы переехал на Святую Землю и стал машгиахом ешивы Поневеж. В момент его переезда раны Катастрофы не просто еще не зажили – они истекали кровью… но никто о Катастрофе не говорил. Рав Деслер был первым, кто заговорил о ней. И сказал одну вещь, которая просто ошеломила меня, когда я прочел об этом несколько лет тому назад… Он сказал: если Всевышний привел в мир Катастрофу, значит Катастрофа – к лучшему. Это вроде бы так просто, но это ошеломляет.
Когда-то я был на одном из семинаров Швут Ами, где профессор рав Элияу Рипс показывал с помощью кодов в Торе намеки на Катастрофу в тексте самой Торы. И одна пожилая женщина, присутствовавшая там, вдруг «проснулась» и начала кричать Всевышнему: «почему Ты нам это сделал?». До этого, всю свою жизнь, она считала Катастрофу следствием нацизма, антисемитизма и т.п., она просто не знала о существовании Всевышнего, о том, что кто-то управляет этим миром и всеми событиями в нем… и вдруг выяснилось, что у всего этого есть один Источник. Можно понять ее вопль!
Мир – не бесхозный!
Сказано в свитке Эйха, что от Всевышнего не исходит ни добро, ни зло. Это чрезвычайно странно, ведь от Него безусловно исходит все – и зло, и добро. Смысл же этого заключается в следующем. Если мы живем по Торе – мы привлекаем к себе добро. Но если нет… Рамхаль в Даат Твунот пишет об этом, если вдуматься, страшные вещи: Всевышний дает миру опуститься до самого низкого уровня. И если люди делают зло – они получают в ответ зло.
Есть очень тяжелая, резкая книга, Иквета деМешиха, написанная учеником Хафец Хаима, праведником равом Эльхананом Бунимом Вассерманом. В ней он говорит языком пророков, что «будут взысканы с Тель Авива его грехи». Он знал, что такое современный ему Тель Авив – который, надо сказать, был гораздо лучше сегодняшнего…
Всевышний, с одной стороны, взыскивает с нас за грехи, с другой стороны, Его замысел заключается в исправлении всего нашего мира – и не всегда исправление возможно мягкими средствами.
Представьте себе ситуацию: пророк Йона приходит в Нинвэ и объявляет, что через сорок дней город будет перевернут. Другими словами, какой-то юродивый кричит на улицах, что город будет уничтожен… куда ему прямая дорога? Разумеется, в психушку… Хорошо, что в Нинвэ был царь, который его слова услышал – и воспринял всерьез!
Во время войны Персидского залива – почти 33 года тому назад – я слушал уроки рава Моше Шапиро. Ситуация тогда была очень напряженная, в воздухе пахло химической войной… рав Моше тогда сказал, что так, как кричал пророк Йона, на улицах, в наше время кричать бесполезно – никто не услышит. Надеяться, что услышат, можно только внутри бейт-мидраша…
Сказано в Талмуде, «для насмешников подготовлены тяжелые наказания». Почему? Насмешка – лейцанут – как щит, смазанный жиром, который отталкивает все стрелы. На такого «насмешника» не действует ничего – ни уговоры, ни порицание… но у Всевышнего есть другие способы достучаться до такого человека – через «удары», тяжелые наказания.
Мы пережили очень нелегкие четыре с половиной года – корона, война в Украине… были и другие, вроде бы менее близкие к нам, тяжелые события, как землетрясение в Турции… мы упоминали на уроках, что любые беды в мире – обращение Всевышнего к нам. Вопрос в том, подействовало ли это все на нас?
Я не буду говорить о проблемах людей, далеких от Торы, веры и заповедей. Дай Б-г, чтобы Всевышний их помиловал, послал им исправление не через тяжкие страдания… но я хочу поговорить о нас с вами.
События Симхат Тора произошли на следующий день после Ошана Раба – дня, когда мы должны были бы подумать и напомнить себе о том, что нам надо исправлять. Если не позволить своему йецеру усыпить себя сразу после Йом Кипура, а тем более после Ошана Раба, то можно использовать время Симхат Тора не просто для веселья и танцев – а чтобы сделать Тшуву из любви. Но сделать Тшуву – это не так-то просто. Проще потанцевать, порадоваться… Радость праздника, радость Торы – это очень хорошо. Но в этот Симхат Тора мы получили гром с ясного неба. Написано в Талмуде, что Всевышний создал гром, чтобы «выпрямлять кривизну сердца». Возможно, этот Симхат Тора для того, чтобы мы прочувствовали по-новому слова, которые каждый день говорим в молитве: «аШем а-гадоль, а-гибор ве-а-нора» — Б-г великий, могучий и грозный.
Мир – не бесхозный!
Когда в такой великий день, в такой праздник, наша «золотая молодежь» собирается возле Газы… Я не хочу говорить ничего плохого о них, многие из них погибли и удостоились искупления грехов… но вы можете сами представить себе, чем они там занимались.
Безусловно, все, кто погиб от рук этих гнусных убийц – получили великое искупление. Об этом написано в книге Зоар – каждый, кого наши враги убивают только потому, что он еврей – независимо от того, какой он вел образ жизни, ему искупаются его грехи. Так объясняет Раши стихи из 79-го Теилим – «Пришли чужеземцы в Твой надел, осквернили Твой святой Храм, Иерусалим превратили в руины. Трупы Твоих слуг отдали на съедение небесным птицам, плоть Твоих праведников – полевым зверям» — речь идет о разрушении Первого Храма. Первый Храм был разрушен из-за трех страшных грехов – идолопоклонства, кровопролития и разврата… Как же их можно называть «Твоими слугами» и «праведниками»? Раши отвечает, что поскольку они погибли, искуплены их грехи, и названы праведниками.
Поэтому, с одной стороны, есть трагедия, множество погибших. С другой стороны, продолжает существовать опасность для всех нас. Но самая страшная беда на сегодня – это то, что было взято огромное количество пленных. Включая женщин, детей, стариков – злодеи не гнушались никем. Наши мудрецы говорят, что плен – это самое тяжелое, что можно себе представить.
Поэтому мы должны понять, во-первых, что мы можем сделать для наших братьев. И, по большому счету, что мы можем сделать для всего нашего народа.
Всевышний послал нам очень тяжелый удар, чтобы пробудить нас к жизни, чтобы люди проснулись.
В этот Йом Кипур произошло одно событие, о котором вы, наверное, слышали. И о котором очень тяжело высказался рав Моше Штернбух.
В целом, весь еврейский народ на Святой Земле хоть как-то, но соблюдает Йом Кипур. Этот день всегда отличается особым покоем, особым настроением, во всех уголках Земли Израиля. В Тель Авиве было принято проводить общественную молитву прямо на улице, для всех желающих, с перегородкой, разделяющей молящихся мужчин и женщин – как в синагоге. В этом году во время молитвы пришли ненавистники Торы и силой сломали эту перегородку, «чтобы религиозные не навязывали разделение мужчин и женщин в Тель Авиве». Это событие всколыхнуло весь Израиль, включая нерелигиозных людей.
Что мы видим в итоге? Вы сломали перегородки – и Всевышний тоже сломал перегородку – несколько бульдозеров, и убийцы Хамаса устремились через сломанное заграждение внутрь… Сейчас не время, чтобы кого-то осуждать. Нужно думать, что исправить нам.
Всему нашему народу, конечно, необходимо укрепиться в изучении Торы. Но не только в изучении – мы должны нести Тору дальше, тем, кто от нее оторван. Мы должны молиться сейчас не только за выздоровление раненых, за освобождение пленных, но и обо всем народе Израиля, включая нас самих – чтобы все вернулись к Всевышнему, как подобает. Нужно понимать, насколько это жизненно необходимо, и молиться за тех, кто еще не «проснулся», кто не может молиться сам…
Ашивейну аШем эйлеха, ве-нашува! Ашивейну Авину леТоратеха — Верни нас, аШем, к Торе Твоей, к служению Тебе… Эти слова должны перестать быть для нас привычной «скороговоркой» во время молитвы. Это – общее для всех лекарство. Кроме этого, у каждого есть понимание, над чем ему лично нужно работать, в чем укрепиться и в чем исправиться…
И пусть мы услышим добрые вести вскорости, и удостоимся увидеть превращение всего зла в добро в начале окончательного Избавления, с Б-жьей помощью.