Безусловно, мы видим в этой войне большую помощь Свыше. Наши солдаты постоянно спасаются из очень тяжелых ситуаций и жертв гораздо меньше, чем могло бы быть… Как в процессе последней тяжелейшей операции по спасению заложников в Шаббат – погибли двое бойцов, и хотя каждая потеря это трагедия, но их могло быть намного больше.
К сожалению, мы уже привыкли к этим чудесам. А надо не привыкать, а благодарить – и просить Всевышнего, чтобы они продолжались.
Тем более, что Всевышний нам постоянно напоминает об этих чудесах, когда происходят трагические недоразумения, в результате которых наши солдаты гибнут от дружественного огня, или взрывают здание, полное людей… в такие моменты мы ясно видим, насколько все требует помощи Свыше.
Безусловно, то, что в Эрец Исраэль – большой мир Торы, в котором происходит непрерывная учеба и молитвы – это дает также большие силы армии… мы уже говорили об этом ранее.
Однако сегодня я хочу обратить внимание на другой аспект. Есть такое понятие у наших мудрецов, «милхамта шель Тора» — «война Торы».
Более того, говорится, что, когда Моше рабейну поднялся на гору Синай, чтобы получить Тору, он «пленил» ее – то есть, здесь также подразумевается некая борьба.
Это сопоставление изучения Торы с войной, сделанное нашими мудрецами – очень принципиальное. Когда люди хорошо учатся – они «воюют» друг с другом поединки разных постижений слов Торы, и во время их споров горит огонь – огонь Торы.
В этих двух войнах есть тяжелейшая проблема – когда люди полагаются на собственные силы и не видят помощь Всевышнего. Это колоссальная проблема всех успехов Израильской Армии, а на самом деле – всех успехов человека на любом поприще. Особенно это опасно, когда это делается намеренно и самоотверженно, чтобы отрицать Его помощь.
Однажды мне попалась на глаза книжка про операцию Энтебэ, автор которой всеми силами пытался объяснить, что чудес не было, все просто шло «по плану», после тренировок, учений и т.д… но, как мы знаем, на войне ничего «по плану» не бывает.
Есть такое понятие «кохи веоцэм яди асу ли эт а-хаиль азэ» — «моя сила и мощь моей руки сделали мне это богатство» («хаиль» — это и «войско», и «достояние», и «богатство» — довольно широкое понятие), и Всевышний отвечает на это в Торе, что Он – тот, кто дает силу добиться этих достижений. Онкелос очень интересно комментирует этот стих: «Я — тот, Кто дает тебе совет, во что вложить деньги».
Безусловно, все мы знаем порядок молитвы Амида, в которой сначала мы провозглашаем, что Всевышний – источник всех сил, потом озвучиваем свои просьбы, а в конце – благодарим. Иногда человек просит, ощущая, что он сам в этой ситуации бессилен… но когда Всевышний помогает – всё списывается на «мы сами справились». И бывает наоборот, как говорил рав Пинкус, иногда люди думают по принципу «если больной выздоровел – слава Б-гу, а если нет – врачи виноваты». На самом деле, конечно, и то, и другое – от Всевышнего.
Поэтому всегда, во всех ситуациях, необходимо увидеть благо от Творца – оно может быть в скрытой форме, потому что мы находимся во время сокрытия Лика Творца, когда мы не видим явных чудес – но тем не менее, мы видим множество чудес! И нужно благодарить Всевышнего, причем благодарность должна предварять просьбы о дальнейшей помощи.
Потому что если человек благодарит за то, что у него уже есть, перед тем как просить – он уже не выглядит «кфуй това» — неблагодарным. Когда просьба исходит от благодарного человека – у Всевышнего гораздо больше причин ее принять.
Иногда у человека есть всевозможные проблемы, которые побуждают его молиться – перед этим стоит посмотреть на самого себя, на то, кто он сегодня, на то, что он уже получил – всё добро, которое у него уже есть – и поблагодарить – а потом уже просить дальше.
В последнее время в Эрец Исраэль постоянно организуют короткую «общественную молитву за окончательное Избавление» — эта молитва начинается с… благодарности Всевышнему за то, что Он провёл нас через весь период Изгнания.
Мы должны понимать, что наше выживание в этом страшнейшем изгнании, под постоянной угрозой физического и духовного уничтожения – это величайшее чудо и знак постоянного наблюдения Творца – и это обязывает благодарить! То, что сегодня мы живем в Эрец Исраэль и занимаемся Торой – и через нас исполняются три пророчества, обещанных в Торе: что мы как народ не исчезнем, что Святая Земля будет принадлежать нам, и что Тора не забудется – насколько же мы должны быть благодарны!
Есть понятие «мидат а-битахон» — «уверенность во Всевышнем». Есть «битахон» — уверенность – до того, как человек получил то, в чем нуждается, и есть «битахон» после того, как получил. Причем тут уверенность, если он уже все получил? Это уверенность в том, что всё – от Всевышнего.
И это тяжелое испытание для наших братьев, которые воюют, и даже большее испытание для наших религиозных братьев, которые воюют – видеть Б-жественное Провидение, которое спасает, не полагаться на свои силы, и благодарить – после спасения. Это очень нелегкое испытание, и нужно молиться за их успех в нем.
Однако это имеет отношение и к изучению Торы.
То же самое происходит и с нами, во время наших занятий Торой. И здесь человек может думать, что «моя сила», моё упорство, мои способности – дали мне достичь успеха в Торе. Сказано, «ягата у-мацата – таамин» — если человек «трудится», он «находит». В этом высказывании заложено противоречие – «находка» это то, что не требует труда. Что же имеется в виду? «Находка» — это дар Всевышнего, нечто, что не зависит от усилий человека, духовных или физических, от «силы моей руки». Однако этот дар надо заслужить тяжким трудом!
Наши успехи на поле боя – и точно также наши успехи в Торе или в бизнесе, во всех сферах жизни – необходимо увидеть, что это всё от Всевышнего!
Часто во время учебы бывает, что нам «попадается» именно та книга, где обсуждается интересующая нас проблема… это пример помощи Свыше.
Среди 48 способов приобретения Торы – есть «анава» — труднопереводимое на русский язык слово. Есть в русском понятие «самоуничижение», и оно звучит не как достоинство… однако «анава» — вещь, необходимая для получения Торы. Неспроста Всевышний дал Тору на горе Синай – одной из низких гор – чтобы научить нас, что именно, когда человек не раздувается от осознания собственной важности, а наоборот – это причина получения Торы.
Каждый из нас знает, из какого болота Всевышний его вытащил, из какого плена освободил, послав Своих посланников… и слава Б-гу, мы удостоились стольких чудес – жить на Святой Земле, жениться, учить Тору – надо понимать, что это всё Его милости, а не наши заслуги и достижения. С этим пониманием, с этим самоуничижением, без мысли «мне полагается», без гордыни – нужно смотреть на свою жизнь.
К сожалению, вся наша армейская система воспитывает в человеке привычку полагаться на себя и свои силы. В армии не ведут бесед о мусаре и битахоне… как наши братья, которые воют, могут удостоиться веры во Всевышнего, а не полагаться на собственные силы? Конечно, Всевышний знает сердце каждого, и внутреннее состояние каждого солдата. Однако, конечно, желание Всевышнего – чтобы каждый увидел и понял Его спасение.
В Земле Израиля есть одна общая проблема – наша вера в собственные силы, которую Всевышний постоянно ставит под удар.
Нам в этом отношении легче – мы занимаемся Торой, мусаром… Тем более, занимаясь Торой и добрыми делами, мы должны понимать, насколько всё – от Него. Если хотя бы часть нашего народа будет жить в уверенности, что всё – и военные победы, и материальные достижения, и успехи в изучении Торы – всё от Него, и нам ничего не полагается, это всё – Его милости – если мы так будем жить, то это ощущение в какой-то степени передастся всему народу Израиля. В силу единства душ нашего народа, это повлияет и на более далеких.
Мы должны быть святым народом – народом, посвященным Ему. В этом разница между праведным евреем и праведным неевреем, выполняющим заповеди сыновей Ноаха. Праведный нееврей выполняет то, что он обязан по закону. А суть еврейства – стремление к близости со Всевышним. Мы получили Тору, как кидушин – вошли к Нему, под Его хупу.
И несмотря на наслоение чуждых мировоззрений, каждый еврей может пробудиться. Поэтому, когда есть среди еврейского народа часть, которая так живет, и эта часть не отделяет себя в душе от всего еврейского народа, когда есть внутреннее единство, несмотря на внешнее отдаление, — это обязательно положительно повлияет на весь еврейский народ и будет причиной Б-жественного милосердия!
Это наша война с дурным началом!