Семьдесят шесть лет: время старости для человека – подростковый возраст для страны…
Улыбающиеся солдатки на рекламе – образ ее; «страна с ружьем», «страна-стройка», «страна высших технологий», – «страна сбывшейся древней мечты». Образ, «продаваемый» вовне и внутрь, – милый, светлый, романтичный. А это ли воплощение древней мечты? А на полюсе другом – над фолиантами склоненные фигуры – старцы, юноши и дети… Для одних – экзотика, терпимая дань прошлому, какой же Восток без того? И без них ведь – не было бы всех тех первых, – ни мечты самой, ни возможности ее воплощения…
«Дань прошлому»? Широк о них спектр мнений – в одном народе, на одной земле. Для одних фигуры эти над книгами – лишь островок, остаток мира прошлого, – мрак, уносимый ветрами эпохи. Для других же и для них самих – это носители слова Б-га, носители света Торы, скала, оплот надежды перед лицом обманчивых и угрожающих времен…
Как будто две страны в одной. География – одна, зато у каждой – свой посыл, своя поэзия, своя романтика, герои… Как скрещенные шпаги – скрещенные взгляды; взоры настороже – как две хозяйки в одном доме.
Но перевернута страница роковая… «Солдатки» – от картинки той вдруг веет ужасом 7-го октября, – когда погибли так трагически, нелепо… «Ветры эпохи» – обернулись ураганом, «свет эпохи» – тьмой…
А те, над книгой – трудятся над Раши. Который из глубин столетий – словно в бинокль волшебный зрит, о наших днях вещает, – будто здесь он, с нами! От самого начала эпического своего творения, толкования всей Торы (Берешит, 1:1), – мост строит к нам, в наше сегодня. О будущем Мидраш приводит (Берешит, 1:1), – когда весь мир нам скажет: «Грабители вы – отняли землю у семи народов!» (Ялкут Шимони, Шмот, гл. 12, 187).
И вот, грядущее здесь, с нами – и сейчас!
Как камень нам в лицо – приходят с обвинением суровым…
И с ним – все сильней, сильней нас прижимают к морю – как когда-то фараон… И был тогда приказ с Небес: «ве-исау – ступайте!» – войти в еще не расступившееся море! (Шмот, 14:15)
Час роковой, «быть иль не быть народу?» – вновь пробил, издревле предопределенный… Достойный, чтобы начать с него всю Книгу Книг! (Раши на Берешит, 1:1).
И вот – доныне жив народ наш вопреки всему – «овца среди семидесяти волков»; и возродилась новая еврейская страна, и говорит на древнем языке. И вместе с ней – как тень и неразлучный спутник, – антисемитизм в одеждах подновленных… Жив и здоров, и ржет, и звонко бьет копытом… И тоже – вопреки всему! Прогрессу, гуманизму, – надеждам светлым человечества и нашим…
И вот – гремит по белу свету: From the river to the sea – Palestine will be free! От моря до реки – Палестина будет свободной!
Складно рифмуется на английском и арабском; повсюду – на плакатах, на футболках, сувенирах… Лозунг не новый, с ним живем давно, – но после 7-го октября звучит с удесятеренной силой.
Для нас звучит по городам и странам, как наша память в генах поколений – словно зловещий гул толпы перед погромом… «Земля свободной будет…» от кого? От нас!
В такое будущее «вплыли» незаметно, – не ошибся Раши. С мистической неотвратимостью, не сознавая, – «войдя, присев, устроившись удобно». Как еврей входит в сукку и в заповедь ее – всем своим телом, «от темени до пят»…
«Присев» – после двух тысяч лет пути. Но вот – «удобно ли устроившись»? Помыслили, что вышли из изгнания? До дня того, – 7-го октября…
Встань, и пройди по городу резни,
И тронь своей рукой, и закрепи во взорах
Присохший на стволах и камнях и заборах
Остылый мозг и кровь комками; то – они…
Предсмертным ужасом еще трепещет мрак,
И смотрят на тебя из дыр, из теней черных
Глаза, десятки глаз безмолвных и упорных.
Ты видишь? То – они…
Современник Кишиневского погрома, 1904.
Дожили… Не Кишинев и не Одесса, – а Беэри, Нирим, Нир Оз…
Слились в одно картины. Одесса, Кишинев – их видел современник; за ними – сцены Катастрофы – в лагерях и гетто, на краю расстрельных ям… И вот, нежданно – после десятков лет в уверенной в себе после былых побед стране, – картины нескольких часов резни… Та же нестерпимость лютых мук еврея – держать часами ручку стальной двери, а за спиной жена и дети, – под грозное с той стороны на чуждом языке: «Открой!!!» Та же, иглой пронзающая два тысячелетия картина: «Извне губить будет меч, а в домах – ужас: и юношу и девицу, грудного младенца и седого старца» (Дварим, 32:25)…
И вот… В Одессе, в Кишиневе враг приходил, чтобы громить и убивать, – и прочь уйти. А здесь – «Сыны и дочери твои народу отданы чужому; и твои глаза высматривают их день ото дня, в мучительной надежде, – но силы нет в твоей руке» (Дварим, 28:32)…
«В твоей руке» – отца и матери; так было. А ныне – уж сколько времени – в руках страны и армии ее…
Мрак? Нет! Не с целью сеять страх мы пишем эти строки, а напротив – дать силы и надежду! Вонзить, как острый меч – луч света в мир леденящей душу тьмы! Надежду – не просто – мол, «все будет хорошо»… Но – луч света древней мудрости, которая, по мере поступи науки и прогресса, – давно должна была исчезнуть, сгинуть…
И вот – из глубины тысячелетий повелевают нам Мидраш и Раши – народам мира дать такой ответ: Мы – не грабители! «Б-г землю сотворил! и он, как хозяин и творец ее единый, имеет власть и силу – отнимать ее и даровать!!!»
И как же ныне нелегко нам – как тогда, под смертным страхом перед надвигающимся войском фараона, – дать им такой ответ… Как будто вновь войти в еще не расступившееся море…
Тогда – страх погружения в пучину бурных вод. А ныне? Нырнуть с таким ответом – «Б-г землю сотворил…» – в пучину гнева ненавидящих народов, которые – «…как море бурное, что успокоиться не может, и извергают его воды ил и грязь» (Йешаяу, 57:20) – в ответ на слово о власти и могуществе Творца…
И в схожести двух тяжких испытаний – связь наших дней с теми, – с седьмым днем праздника Песах!
Но как бы ни было – с мистической неотвратимостью к нам приближается момент, когда, хотим иль нет, – на тот навет, – «Грабители…» – придется дать ответ, – и разорвать порочный круг извечный!
После того, как ясно видим, что на нашу силу, мощь армии «страны-подростка», –дается ответ: вновь заносящего кровавый нож врага… В одеждах модных нового сезона – со сменой декораций антисемитизма… Порочный круг, тайна которого ведома трудящимися над Торой и Раши… Держателям ключей от древней тайны, – посланцам мира, что должен был, казалось, кануть в небытие… Наследие – от мудрецов, которые веками, задолго прежде Раши и доныне, – всю нашу драму зрили наперед:
По белу свету нам ходить – скитаться и светиться
Был приговор нам – на тысячелетия.
Скитаться и светиться – Книгой Книг,
Загадочным злосчастием судьбы…
И за собой, страдая, – мир вести!
И чтобы разорвать порочный этот круг, – так учит нас Мидраш и вторит ему Раши, – когда момент придет, – врагам должны ответить. Не столько силою железа, сколь – куда весомее – финальным, феноменально верным метким словом, – сродни феноменальности судьбы! Словом одним – и другу, и врагу. Врагу – наперекор его тупой кипучей злобе; а другу – наперекор его великодушно щедрой, но своекорыстной дружбе… Ведь все, – что те, что те, – хотят от нас лишь одного: «Уйди с этой земли!» Враги – «сгинь, пропади с нее совсем». Друзья – «останься – одной ногою на ее клочке, что как кочка на болоте», – добычей легкой для все тех же вражьих стрел…
«Одной ногой» – поближе к морю, легче будет сбросить… И подальше – от центра святости – пещеры праотцов и Храмовой горы…
Тем и другим, – еще раз повторяем, – мы сказать должны: «Б-г землю сотворил! и он имеет власть и силу и отнимать ее, и даровать!!!»
Итак, не с целью сеять страх мы пишем эти строки, – а, напротив, дать надежду! Настоящую – чтоб не твердить, как попугай: «все будет хорошо», – но на основе крепкой понимания судьбы своей и сути своей веры! Которая – не «просто так, хочу и верю», – но на фундаменте доныне сбывшихся Б-жественных обещаний – равно суровых и благих! Истории народа – «овцы среди семидесяти волков», – веками наносящих раны… Раны – но не смерть!
Увы, сегодня, после 7-го октября, – мы в первоначальном свежем горе, с не высохшим от слез лицом… И как сыны Израиля тогда на берегу, к морю прижавшись, – на лагеря разделены (Мехильта де-Рашби, Бе-шалах) во мнениях – «что же нам делать?»
И в большинстве – глухи к поэзии и мудрости слов древних Мидраша и Раши… Дать миру правильный ответ единогласно – от имени страны, народа и вождей, – увы, не можем… К вершине духа сей взойти, подняться с наших скромных нынешних высот духовных – путь долог и тернист… Ибо ответ в разноголосицу – не будет принят… Как тогда, на берегу: в пучину моря, еще не расступившегося, – разом наши «лагеря» обязаны войти… И вот – мы видим, что издревле и поныне – дороги к высшему добру – обильно орошаются слезами… так это в мудром замысле Творца!
Слезами праведнейших… И автор этих строк, взглядом единым все объять желая, – о важном правиле себе напоминает.
Когда мы видим что-то в жизни, – спрашиваем: где есть это в Торе? А видя нечто в Торе, – спрашиваем: где мы это видим в жизни? Чтобы была нам Книга Книг – Торат Хаим, то есть – Книгой Жизни!
И было: лишь возвестил Всевышний об Иове: «Раб Мой… Непорочен, справедлив, боится Б-га, удаляется от зла», – как сразу же шипит Ему Сатан: «Да разве даром он таков? Ведь ограждаешь Ты кругом пути его, и дом, и достояние его… Но протяни лишь длань Свою, чтобы всего, что у него, коснуться, – клянусь, он тут же пред Тобой начнет Тебя хулить!»
Тем возвещает нам Сатан, что нет высочайшего, и совершенного, и полного добра – без слез и испытаний… И есть на то согласие Творца, сказавшего: «Иов – в твоей руке!» (см. Иов, 1:8 – 12).
И вот, сегодня – мы будто открываем эту книгу… В чем боль Иова: лишь от бед, от ран? Нет; гораздо более того – на «суд неправый» жалобы его! Все прежнее довольство и покой – он их, мол, достоин по заслугам; благополучие его – почти закон природы. А нежданная беда – вызов рассудку здравому, устоям бытия…
И отношение его в начале книги – не как к призванию и назначению особому его: стрелою взмыть с земли к признанию Небесного суда, перевернуть взгляд на себя и мир…
И вот, что с ним тогда – то нынче с нами! И нам понять бы, что сетовать на боль и «суд несправедливый» – не нам, потомству славных праотцов! Чей удел, как то ни тяжело, – быть жертвой искупительной и изначальной – во имя высочайшего, конечного добра во всех мирах! Более того, удел каждого из нас, спросить себя а «суд несправедливый»? Идем ли мы путем Торы в заслугу исполнения которой нам дарована наша Святая Земля?
Мы же, проделав путь немалый, – прибыв на землю предков, вдруг решили, что уже в конце и их, и нашего пути!
И как Яаков в свой час, – покоя возжелали! («Ва-йешев Яаков – и поселился Яаков в земле проживания своего отца… И сказал Всевышний: мало праведным награды будущего мира? И здесь покой хотят??? Берешит, 37:1 и Раши там). И вместо того нежданно – находим вновь себя, как Яаков тогда, – на острие всей драмы мировой…
И вот: как Иов, страданием и испытанием своим давший жизнь и имя одной из важнейших книг Священного Писания, – так и мы, община Книги Книг, – дописываем здесь и сейчас ее финальные страницы…
Так с удивительною простотой вещает, разъясняет книга Иова, зачем и почему есть в мире зло… И ведь не с него, Иова началось, – наверное, с Адама? И слезы приношения Ицхака – его на жертвеннике, и отца над ним с ножом… И полная страданий жизнь Давида, и праведников многих, – все извечно! Да и само Сатана бытие, цель сотворения его – Творцом Мудрейшим предопределено…
И в этом всём – нам утешение: муки наши – не просто так, не зря! И так же, как конец Иова – вершина, пик тысячекратного добра: «И принял Г-сподь лицо (молитву) Иова… И умножил Г-сподь все, что было у Иова, вдвое… И благословил Г-сподь последние дни Иова более прежних» (Иов, 42:9 – 12), – то же непременно ждет и нас: рассвет Машиаха и утро будущего мира!
Но есть в пути этап, которого не избежать: «И отвечал Иов Г-споду,, сказав: «…Я говорил, не понимая, о непостижимом для меня, о чем не ведал… И вот – отвратительны мне (слова мои), и ныне каюсь я – в прахе и пепле»» (там, 42:1 – 6). И лишь после этих слов его – «умножил Г-сподь все, что было у Иова, вдвое». И так же будет с нами, – только надо путь пройти…
И нам 7-е октября – с Небес, как Яакову и как Иову… Однако не только! – пробудить нас к исправлению!
Но наш ответ на испытание пока – природный, импульсивный…
Чисто рефлекторный… В сфере материи, не духа. В сиюминутном плане – верный: заряжаем пушки, на полосу выводим самолеты… И где бы поднабрать еще солдат? В духовном же – способны лишь на то, что продиктовано сиюминутным горем:
«Скорей бы кончилась война!!!» – наш вопль в слезах и молитве…
От чувства чистого, не разума сей вопль, – пока вкус прежней жизни свеж на языке… Прежней – в облаках иллюзий, – как сказал поэт: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий (и утешающий) обман»…
А правильней бы: «Тьма низких истин» – догм наших лживых упований – «нам дороже нас возвышающего света трех тысячелетий Торы» – за который мы умели, когда надо, в жертву принести себя! Боль нашей истины – была желаннее нам меда сладкой лжи…
«Нас возвышающий» – пьянящий тот обман… Тот «мед» – мол, «мы сильнее всех…»
И где подобное мы видим в Торе? «И скажешь в своем сердце: «Сила моя и крепость руки моей доставили мне это богатство»» (Дварим, 8:17), – таков был «вкус нашей прежней жизни»: в скупо отмеренном покое – наслаждаться сим «заслуженным богатством»…
Но – дни бегут, отмеренное тает, и истекает – в день 7-го октября… И отсекает нам эпоху от эпохи: блаженства в лоне славы прежних битв, – чудес, дарованных стране, едва рожденной, – от грубой прозы жизни возмужалой, взрослой… И вот – война идет, идет, – в «тоннеле времени» свет жизни прежней, во младенчестве страны невинном, – меркнет, угасает… Уж не вернется; и это к лучшему для нас, для мира: путь страданий к высочайшему и приумноженному благу однажды завершится – как у Иова!
Мы не столь праведны, как Иов в начале книги, и путь к раскаянию наш – не в пример длиннее, тяжелее, чем его… И муки наши – лекарство от болезни застарелой, – не как у Иова, из одной любви к нему Творца… Нам же – благополучие былое не наградой было, а, как ныне ясно, – лишь авансом! Благословение войн, хоть и тяжелых, – но не в пример тому, что ныне, – быстрых и победоносных… Без нескончаемых страданий – нас и наших пленных… Страданий, увы, – как наказание, предсказанное многократно в Торе…
Как наказание? Не только! Также, как у Иова, – из любви, которой нас Творец, о милости своей, не обделяет!
Как сказано в Гемаре:
אין אדם עומד על דברי תורה אלא אם כן נכשל בהן (גיטין מ»ג, א)
«И открывается нам мудрость слова Торы – лишь в муках горестных ошибок в наших усилиях его понять» (Гитин, 43а). «Мудрость слова Торы» нам нелегко дается, и с нею – разумение путей Творца!
Но таковы и остальные два добрых дара нашему народу, – Земля Израиля и мир грядущий; все три – в страданиях (Брахот, 5а). Но даже и в страданиях, все три притом – дары! Как жемчуг – за стекло простое… Ведь не в пример страданиям-стеклу, дары-жемчужины – непреходящи, вечны!
И вот, наш долг – уразуметь пути Творца по мере наших сил, как Он того желает. Познать, что все в Его мире не случайно и не зря! Как Он, любя нас, жаждет поделиться заветным достоянием Своим – мудростью Торы, свет которой – на всем, что в мире. Нас ею одарить, – и даже тяжкою для нас ценой…
Как сказано в Ховот а-левавот, в самом начале Шаар 2: «Умение увидеть Его мудрость, как светится она в Его творениях, – таков вернейший, близкий путь постигнуть бытие и истинность Его».
«В созданных Им творениях»; и тем более – в том, как Он правит миром! Чтобы убедиться в мудрости правления и неусыпном попечении Его… И пусть нам не дано до времени познать всего, – постигнем уже ныне, в трудный час, что конец всех, кто делает нам зло, – как у фараона! О котором сказано: «Ве-икрив паро – и приблизился фараон»: не «приблизился», а «приблизил» – сынов Израиля к Всевышнему, – своими злостными делами, как сказано: «Много замыслов в сердце человеческом, – но сбудется задуманное Г-сподом» (Мишлей, 19:21). И это понимание – придаст нам силы новые и добрую надежду, которые нам ныне так нужны!
Когда встречаем грозное событие эпохи – трагедию 7-го октября…
В чем проявляется сегодня наша вера? В том, как мы отвечаем на вопрос: что или Кто определяет все, что с нами происходит? Природа, глупый случай, – или Высший Разум? Несчастье столь внезапное – виновен случай? Горстка ответственных персон, бессмысленные спазмы бытия… Или пред нами – грозный знак с Небес? поступь истории???
И если видим соответствие сегодняшних реалий – сказанному века, тысячелетия назад в наших нетленных книгах… И столь же ясно – пустоту фантазий «новых мудрецов» всей «просвещенной» нынешней эпохи… И с ними – отцов сионизма, Герцля и других, вещавших, что «еврейское государство положит навсегда конец страданиям и антисемитизму»… (И он в трех строчках пишет, мимоходом, – что даже армии ему не надо будет в сих местах спокойных, – простой полиции довольно…) Как говорили часто в ту оптимистичную эпоху: «Эра Машиаха – без мук его!»
И что вместо того? Еврейская судьба – преследует новорожденную страну, – и до сегодняшнего дня не оставляет!!! Сама страна и армия, защитница ее – лишь повод для новых кровавых наветов… И за ними вслед – разгула антисемитизма, нападок на евреев повсюду, на площадях и улицах Европы, всего мира…
И что все это? Проделки случая слепого, – или знак истины священных наших книг? Которым верили десятки поколений мудрецов, отцов наших и дедов, и вслед за ними ныне – мы… И книги те – во тьме эпохи нам прожектор яркий!
И ныне бьет он нам в глаза – с невероятной ясностью и силой…
Но спросят:
Каким же образом «прожектор» тот – он и есть ответ народам? Что нам до них, в чем важность нашего ответа – именно по Раши??? Они не примут наших слов – ни так, ни так… Верят в Творца? Но даже если да, – не в нашу избранность Творцом – причину передачи нам Святой Земли!
И нам важны, в конце концов, и так было всегда, – дела наши и отношения не с народами, – а лишь с Творцом Единым!
Но – так Он устроил и постановил: отношения – да, с Ним, – но через них, через эти все народы! «Хорошие», «плохие», «совсем плохие»… Круги истории: «совсем плохие» ныне – «новые нацисты»! И если так, – то, как вопрошал царь Шломо, – «что же ново под солнцем?»
И тот ответ по Раши всем народам… На деле – лишь Всевышнему и Одному Ему, – как символ нашей веры! Как тогда – на море, в которое должны были войти, пока оно еще не расступилось…
«Ответ – Ему»; но перед тем – самим себе. Нам испытание – насколько сознаем и разумеем, что Он для нас доныне совершил: нас сотворил, Себе избрал, провел путем тысячелетий, не дал нырнуть в небытие, как сонм других народов…
И если в войнах прежних, до 7-го октября, нужна была победа над врагом силой оружия, – в материи, «в железе», – то теперь нужна совсем другая: прежде – над собой, – в духовном! А мы пока – нам бы поскорее победить «железом», пленных вернуть – и жить обманом старым… Не пройдет!
Танки, самолеты – которых нет у «примитивного врага»… С чем он пришел? Тоннели – колоссальный город-крепость под землей, – на севере, на юге… Ту землю, за которую мы с ним воюем, он взял в союзники себе, – вместо стальной брони и самолетов… Вложил в нее свой хлеб и кровь, приносит в жертву все… и для чего? Чтоб нашу избранность перед Всевышним – в свой удел забрать, – на то не жалеет собственных детей… Забрать – нас сокрушая… Железом, кровью – и своей, и нашей…
Взять, силою отнять – то, что не делится. Святость – нечто единственное в мире, чего не поделить – ни на двоих, ни на сто… И потому – им непременно нужно эту землю – неизмеримую ни акром, ни дунамом, ни гектаром… Что, как народ ее, – ценна лишь избранностью, святостью своей!
Но только нам дано с Небес обетование: наше избрание, близость к Творцу – навек; залог его и наша защита – Тора! Солдат ее – сильнее, чем солдат с ружьем! И с танком, с самолетом… Мы же в этом мире оставались – и даже без оружия, с одною только нашей Книгою в руках! Смерть рядом с бессмертием – был наш удел, и так – доныне…
И вот – из двух «хозяек дома» (см. в начале) – ныне обе равно в горе…
Победа истины священных наших книг над книгами всех «новых мудрецов», – пока, увы, она не в радости, а в горести и скорби… «Хозяйка первая», чье упование – на «мощь моей руки», на мощь железа и огня, согласно нравам чуждого нам мира, – что десятки лет в свой праздник, день рождения страны, чеканным шагом по улицам и площадям ее маршировала, небо озаряя фейерверком, – ныне ей уж не до бравурных речей и ярких празднеств… И в том – уже победа истины над миром сладкой лжи! Увы – в великой скорби ныне – мы все, равно обе те «хозяйки»… «Победа нашей правды, наших книг» – бредет по лужам слез, скрывая лик от глаз глумливых…
Но ожидает терпеливо ее «двойник», ее вторая половина – в радости и свете! Грядет она, стократ счастлива после долгих дней печали, – победа нашей правды, веры, наших книг святых!
Ведь есть этапы избавления. Сначала – хуже, как в Египте: «Не давать для кирпичей соломы!»; и возопил Моше: «Зачем Ты зло творишь несчастному народу?» И лишь после того – желанная свобода! Так действует Всевышний Сам, – исполняя сказанное: «Зла сторонись и твори добро» (Теилим, 34:19), – Он прежде, ценою боли, скорби отвращает нас от зла наших грехов, – из нас в страданиях, слезах молитву исторгает… Лишь после того – дает простор добру!
Вот почему, – теперь куда яснее, – Творец так помогал стране еврейской в младенчестве ее! Победы трудные, но быстрые ей в войнах даровал, и всяческий успех… Чтобы теперь, как час тому приспел, нас ввергнуть в бедствие, – и тем молитву выдавить, исторгнуть: «Ты всю землю сотворил – и нас избрал! И вот – земли всей избранную часть – нам даровал!», – так защити ее и нас на ней!!!
И это будет – если вспомним, и проникнемся мы тем, что не просто так «избрал», и «даровал», и защитит, – но только ради Торы и служения… «Так обрати наши сердца к себе и к ней!»
И пусть столь многие из нас подобные слова в молитве каждодневно повторяют, – не сравнится это с тем, что вырвется из глоток воспаленных в час подлинной «беды для Яакова»!
И нас спасут эти слова, – не просто из урока в хедере для маленьких детей, иль монолог заученный, привычный, – но боли вопль из пылающего дома, – горячая, едиными устами взрослых и детей, в свой час – всеобщая народная молитва!
И говорит мудрый Мидраш – о том, что ничего к нам не приходит просто так:
Идут отец и сын дорогой длинной; сын спрашивает: «Отец! Когда мы, наконец, придем в селение?» Тот отвечает: «Вот верный знак: когда приблизимся к нему, – увидим кладбище» (Шахар тов на Теилим, 20:2: «Ответит тебе Г-сподь в день бедствия»).
Жертвы Катастрофы – кладбище, знак кровавый начала сбора на своей земле…
А ныне – знак 7-го октября – кладбище жертв последнего погрома… Знак на пути от «царства двух хозяек» – к царству Торы! И с ним, – надеемся, что скоро, – грядет рассвет Машиаха и утро жизни лучшей, новой!
И как относится все то, о чем мы пишем, к делам нашим – прямым и повседневным?
В чем долг наш в свете сказанного выше?
Еще раз: когда мы видим что-то в жизни, – спрашиваем: где есть это в Торе? А о том, что видим в Торе, – где мы это видим в жизни? И это – чтобы была нам Книга Книг – Торат Хаим, то есть – Книгой Жизни!
Много законов в Торе и множество событий – прошедших и предсказанных, грядущих. А меж ними – времена спокойные, недавние совсем… Когда могли мы думать, что напрямую, к немедленному делу к нам сейчас относятся законы Торы – алаха. События же… то, что прошло, – прошло, ушло, а то, что предсказано, предписано и будет, – то не сейчас, а послезавтра! И вдруг – как снег на голову… это «послезавтра» – с нами, здесь, сейчас… И чтобы устоять, наш долг – не уклоняться, глаз не отводить, – а встретить, осознать, принять… И даже – здоровым, трезвым страхом испугаться при виде рухнувших пустых надежд на мощь руки своей, ложных друзей и идолов сверженных… И укрепляться, укрепляться… парадоксальным образом – ничем иным, как тем, чем бедствие пришедшее пугает!!!
Место ему найти в неотвратимой череде событий, продиктованной нам Торой и попечением Творца над нами… И тогда – страх обернется вдруг в надежду истинную на спасение; и долг особый посвятивших себя Торе – в том помогать другим, всему народу!
Знать твердо самому и им внушать, что Творец всегда шлет исцеление прежде самой болезни; спасение Его – шествует незримо впереди беды! И их раскрытие грядет в том же порядке, как в былые дни в Египте, вспомним снова: когда прежде свободы и исхода пришел приказ: «Не давать соломы делать кирпичи!», – и возопил к Всевышнему Моше… И для спасения – ответ врагам все вместе должны дать – как учат наши книги, учит Раши…
Ответ – как знак, что устояли в тяжком испытании, сохранили и исполняем Тору и заслужили дивную, счастливую свою судьбу – близость к Творцу – нам в вечную награду!
Рав Пинхас Перлов