Удостоиться Высшего милосердия

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1866
избавление близко

Тяжкие события, происшедшие на Святой земле в шаббат Симхат Тора, были приурочены Свыше к началу нового цикла чтения Письменной Торы, данной нам Всевышним на горе Синай. Тора начинается со слов בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹקים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ (В начале сотворения Б-гом (Элоким) неба и Земли). Объясняет Раши, что сказано именно «сотворения Элоким (имя, выражающее, в частности, качество сурового Высшего суда), и не сказано: сотворения Г-сподом (четырёхбуквенное Имя, выражающее качество Высшего милосердия). Ибо изначально Всевышний замыслил сотворить (мир) на основе строгого суда, но, увидев, что мир не может так существовать, присоединил качество милосердия к суду. К этому относится сказанное: «в день созидания Г-сподом Б-гом земли и неба» [2, 4]. (Берешит, 1:1. Раши там).

И здесь очень важно, что непроизносимое четырехбуквенное Имя, связанное с качеством Высшего милосердия, означает ещё и Cущий — тот, кто был, есть и будет, дающий миру бытие, и, в частности, тогда, когда по Суду этот мир не достоин существования, и поэтому это Имя намекает и на качество милосердия.

Когда наш народ удостоился прощения Всевышнего за грех золотого тельца, Всевышний открыл Моше и тем самым всему народу тринадцать мер Высшего милосердия (Шмот, 34:6-7). Мы взываем к Всевышнему проявить их по отношению к нам в наших молитвах, в частности, во время чтения Слихот и в Йом Кипур. Среди этих тринадцати атрибутов есть один, который называется эрех апаим (сдерживающий гнев). Иерусалимский Талмуд объясняет, что Всевышний сдерживает свой гнев, но если мы не исправимся, то этот гнев обрушится на нас. То есть это не атрибут прощения, а отсрочка наказания, чтобы дать нам время для раскаяния и исправления себя.

Глава поколения рав Элиэзер Менахем Шах постоянно повторял, что в той ситуации, в которой мы находимся в Святой земле, когда большая часть народа Израиля отошла от Торы, мы не должны полагаться на чудеса, которые, безусловно, делает нам Всевышний по своему милосердию.

Ведь Всевышний не будет вечно сдерживать свой справедливый гнев, и может взыскать с нас за очень многое, если мы не исправимся.

Рамхаль в своей великой книге Месилат Яшарим объясняет, что, когда Всевышний присоединил к качеству своего Высшего суда качество Высшего милосердия, он меру суда не упразднил. Именно поэтому в первых строках Торы написано «В начале сотворения Элоким…». Всевышний правит миром в соответствии со своим замыслом, состоящим в том, чтобы мы смогли удостоиться по Высшей мере суда, Однако Он добавил милосердие, чтобы у нас была возможность исправить себя. Так как смысл милосердия в том, чтобы мы могли исправить себя, то исправление человеком себя, используя то качество Высшего милосердия, которое привнёс Творец в этот мир – это причина удостоиться ещё большего милосердия. Если же человек не изменяет себя к лучшему, Всевышний только до определённого момента сдерживает свой гнев, надеясь на его духовное пробуждение. Но если мы пользуемся Его милосердием не для своего исправления, то на нас может обрушиться суровый Б-жественный суд. Один из факторов, пробуждающий качество сурового суда – это осквернение святой Субботы. И в последние годы мы видим серьёзные поползновения к разрушению Субботы на Святой земле.

Нам самим есть что в себе исправлять. Очень важно ощущать в сердце страшную беду отхода народа Израиля от Торы, что является корнем остальных бед и молиться за возвращение всех наших братьев к Торе.

Что же конкретно мы можем и должны делить в сегодняшней тяжёлой ситуации? Сказано в недельной главе Аазину: «Твердыня, цельно Его деяние, ибо все пути Его правосудны; Б-г верный, и нет кривды, праведен, и прямо это (Дварим, 32:4)». Что означает цельность Высшего суда? Он сейчас коснулся почти каждого из нас и у каждого сегодня есть своя боль, и она должна стать общей. Во времена «дела Бейлиса» более ста лет назад, евреям, среди прочего, было поставлено в вину приведённое в Талмуде высказывание рабби Шимона Бар Йохая: «Вы называетесь человеком, а народы мира не называются человеком (Бава меция, 114)». Один из великих ребе ответил на это, что народ Израиля един, как единый человек, а народы мира, в отличие от него, разрознены. И действительно, весь еврейский народ поднялся на защиту несправедливо обвинённого Менахема Менделя Бейлиса. Сегодня это чувство единства еврейского народа несколько ослабело, и в этом наша большая беда. Речь не о том, чтобы читать все новости об ужасах, совершённых в эти дни врагами нашего народа, а о том, чтобы ощущать постигшие нас беды, основная из которых — это отход от Торы. Молитвы за избавление нашего народа от всех бед объединяет нас и является нашим величайшим исправлением.

В сегодняшних тяжёлых событиях для нас очень важно услышать те сигналы, которые посылает нам Всевышний.

Необходимо понять, что сирена воздушной тревоги – это сигнал не только о необходимости укрыться от ракет в физическом убежище. Это ещё и сигнал — призыв к тому, что мы должны укрепить себя в знании того, что миром правит Всевышний, и все Его деяния к добру. Все такого рода стрессовые ситуации, являются испытаниями, которые даются нам Всевышним для того, чтобы мы духовно подняли себя. Они поднимают нас только в том случае, если мы их выдерживаем. В обычной мирной жизни у нас не всегда есть шанс для такого подъёма. Поэтому, любая такая возможность чрезвычайно важна. Когда у человека всё в порядке, у него нет повода задуматься о необходимости изменить себя к лучшему. Если же человек отворачивается от веры в то, что ничего не происходит случайно, то Всевышний может отдать его под власть случая. В такое положение лучше не попадать. Рав Хаим из Воложина говорил, что укрепление себя в знании того, что миром правит только Всевышний, выводит человека из-под воздействия различных дурных сил. Укрепление себя в этом в момент, когда звучит сирена воздушной тревоги, является более сильной защитой, чем любые физические защитные средства.

В случае опасности также очень важно укрепить себя в вере, и в силу этой веры сохранять спокойствие и хладнокровие.

Это помогает сориентироваться в том, что необходимо делать в данной ситуации. Когда же приняты необходимые меры физической защиты, очень необходимо спокойно читать Теилим или вернуться к занятию Торой. Ведь Тора защищает и спасает. Теилим – это не соломинка для утопающего, а каналы нашей связи с Творцом. Важно в эти моменты молиться за весь народ Израиля, а также ободрять тех, кто поддался панике. Это чрезвычайно важно, поскольку паника и страх опасны сами по себе. Примером поведения в такого рода стрессовых ситуациях для нас является рав Хаим Каневский. Во время ракетных обстрелов из Ирака он пообещал, что ракеты не упадут на Бней Брак. Он сделал это для того, чтобы люди не поддались панике. А для того, чтобы это не было пустыми словами, он после учёбы, продолжавшейся в течение всего дня, ночами говорил Теилим, почти не оставляя времени для сна, а во время тревоги он становился с Гемарой перед открытым окном и продолжал учиться.

И, кроме того, нам сегодня нужно молиться за наших братьев и сестёр, оказавшихся в плену в Газе.

Дай Б-г, чтобы все евреи вернулись к Всевышнему, и он спас всех нас и наших пленных. Возвращение к Всевышнему приводит к окончательному избавлению. Дай нам Б-г удостоиться этого в скором времени в наши дни! Нет сомнения, что деятельность всех организаций, приближающих народ Израиля к Всевышнему, все молитвы о возвращении нашего народа к Творцу пробудят качество Высшего милосердия.

Есть еще один очень важный момент, на который необходимо обратить внимание в эти тяжелые для всего еврейского народа дни.

Нам очень трудно принять сердцем, что святой, радостный и полный веселья день Симхат Тора превратился для части нашего народа в день страшного кровопролития.

Сказано в Теилим: «Псалом Асафа. Б-же, пришли народы в удел Твой, осквернили Храм святой Твой, превратили Иерусалим в руины. Отдали тела рабов Твоих на съедение птицам небесным, плоть благочестивых Твоих – зверям земным. Проливали кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, (Теилим, 79: 1-3)». Спрашивают Наши мудрецы, каким образом Асаф воспевает этим псалмом (ведь псалом – это воспевание) Всевышнего? Они же объясняют, что Асаф воспевал Всевышнего за то, что Он обратил свой гнев на камни, дерево и отдельных людей, но сохранил наш народ. Сегодня вокруг нас много семей, потерявших своих близких. Но мы должны помнить сказанное нашими мудрецами, что еврею, погибшему от рук наших ненавистников за свою принадлежность к еврейскому народу, искупаются его грехи. Мудрецы говорили, что такой человек в чём-то приравнивается к сознательно освятившим имя Всевышнего.

То, что творили с евреями эти исчадия ада, повторяет деяния нацистов. Это побуждает в наших сердцах желание мести, и запрета мести в такой ситуации у нас нет.

Мы знаем, что всё от Всевышнего, но также нам известно, что зло приходит через злодеев. Творец не посылает праведников творить такие вещи. Они хотели совершить то, что совершили. В своё время Творец взыскал с египтян за жестокость по отношению к евреям несмотря на то, что египетское рабство было обещано нам Свыше.

Каждую среду мы произносим псалом: «Б-г возмездия, Г-сподь, Б-г возмездия, явись! Вознесись, Судья земли, воздай по заслугам высокомерным!» (Теилим 94). Возмездие упомянуто здесь между двумя именами Всевышнего. В Талмуде указывается, что размещение тех или иных понятий в стихах Писания между двумя именами Творца подчёркивает важность этих понятий. В частности, там упоминается величие возмездия Творца. (Брахот, 33). С Б-жьей помощью, постараемся объяснить это.

Известна история о завещании мерзкого негодяя Тита, разрушившего Храм. Злодей завещал сжечь своё тело и развеять его прах над морями, чтобы Б-г евреев не смог вызвать его на суд. Он понимал, что ему есть чего бояться. Тит считал, что можно прожить свою жизнь, как угодно, мерзко и избежать Высшего суда. В итоге наказание Свыше злодею состояло в том, что его стали ежедневно сжигать и развеивать его прах, после чего возвращать в первоначальное состояние, судить и сжигать снова (Гитин, 56б, 57а).

Один из доводов дурного начала: «Согреши, а Всевышний простит». На самом деле прощение невозможно без раскаяния и исправления. Кроме того, великие негодяи и грешники творили свои мерзости, полагая, что избегнут Высшего суда. Однако, в этом мире нет вещей, не находящихся в ведении Всевышнего. Нет бесхозного мгновения, за которое человек не будет наказан, если он отклонился от Воли Творца точно так же, как нет бесхозного мгновения, за которое человек не будет вознаграждён, если занимается Торой и заповедями. В этом раскрывается единство абсолютной власти Творца. Не следует думать, что нарушение Его воли будет впоследствии «списано» нам за давностью лет. Гитлер в своё время рассчитывал, что сможет избежать земного суда, приняв яд. О нет! С него взыщутся все страдания его жертв. И в этом суть Высшего возмездия нашим ненавистникам. О нём сказано в недельной главе Аазину: «Воспойте, племена, Его народ, ибо за кровь рабов своих отомстит и мщение обратит на его притеснителей, и умиротворит свою землю, народ свой.» (Дварим, 32:43). Всё, что делает Творец, он делает цельно. Это возмездие будет всеобъемлющим. И не отделаются злодеи одноразовой казнью.

Сказано в Гемаре, что когда Всевышний наказывает грешников нашего народа, то Он сам сострадает вместе с ними.

Такое наказание необходимо для нашего исправления, но Творец переживает боль вместе с нами. Однако с тех, кто желали нам зла, и по зову своей мерзкой души стали исполнителями этого Высшего наказания, Всевышний взыщет до конца. И это будет раскрытием той истины, что ничего не может произойти помимо Его воли и Его власти. Это величие Высшего возмездия.

Тяжела боль в сердцах всего еврейского народа. Но тяжелое потрясение может пробудить сердце к жизни так же, как это зачастую происходит, когда возвращают к жизни после остановки сердца сильным электрошоком.

Еврейское сердце большей части нашего народа, далёкого от Торы, не умерло! Оно может и должно вернуться к жизни. Я слышал из разных источников, что сердца пробудились к жизни. Полученное нашим народом тяжёлое потрясение может изменить еврейский народ. Это время, когда нам нужно укрепить себя в Торе, молитве и добрых делах. Нам нужно молиться о возвращении к Всевышнему и Его Торе всего еврейского народа. На наших глазах рассыпался идол веры в армию и службы безопасности. Наш народ ищет истинную опору. Это Его Тора и Его заповеди!

Мы привели выше слова Писания о Б-жественном возмездии. Однако необходимо понимать, что силы зла черпают силу из наших грехов. Наша доля в возмездии Творца – в самоисправлении и обращении всего нашего народа к Нему, к изучению и исполнению Его Торы.

Сказано в Пиркей Авот: «Шимон а-цадик был последним из [ученых] Великого собрания. Он часто повторял: «На трех основах стоит мир: на Торе, на служении Б-гу и на добрых делах (Авот, 1:2)». Объясняет Маараль, что на его долю выпало возглавить работу над духовным возрождением народа Израиля после Катастрофы разрушения Первого Храма, изгнания и возвращения из вавилонского плена. Эта работа основывалась на Торе, служении Всевышнему и добрых делах.

И это то, что нам нужно делать сегодня. Мы должны вернуть себя к Торе в максимально возможной степени, причём к её глубокому пониманию. Служение Всевышнему для нас сегодня – это молитва. Добрые дела в сегодняшней ситуации – это постоянная забота о других.

Большой праведник рав Меир Тувия Полак говорил, что процитированная выше мишна из Пиркей Авот перекликается с тем, что мы говорим в Рош а-Шана и в Йом Кипур: «Тшува (исправление), молитва и благотворительность отменяют тяжкий приговор».

При этом исправление соответствует Торе, молитва – служению, а благотворительность – добрым делам. И это то, что мы можем делать сегодня.

Здесь есть особая роль тех, кто вернулся к соблюдению заповедей, не будучи изначально соблюдающим евреем. Наш пример должен дать надежду тем, кто ещё не ступил на этот путь. Мы знаем, что можно изменить себя, и как Всевышний помогает в этом. Это же знают и наши близкие, и это обязывает нас больше, чем других, молиться за возвращение всего нашего народа. В соответствии со словами пророка Хавакука «праведный своею верою жив будет (Хавакук, 2:4)» нам нужно построить свою жизнь на цельной вере в то, что всё происходящее с нами от Всевышнего и всё к добру и молиться за всех наших братьев, а также нести добро и свет нашей Торы другим.

Дай нам Б-г удостоиться возвращения Всевышнего в Цион, удостоиться увидеть Б-га возмездия, постичь Его единую и абсолютную власть и увидеть, как все беды и трагедии нашего народа превратятся в истинное добро!

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=89911