Единство народа Израиля и события на Украине

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

860

В прошлой недельной главе Ваякель мы учили о великом единстве народа Израиля при строительстве Мишкана. И также известны слова Маараля из Праги (в книге «Нецах Исраэль») о том, что основой существования Второго Храма было единство народа Израиля. И как только было нарушено единство (из-за синат хинам – беспричинной ненависти), был разрушен Храм. Виленский Гаон приравнивает это событие к смерти – отделению души от тела. А все дальнейшее изгнание нашего народа и его последствия – с процессом посмертного разложения тела.

Есть известное изречение о нашем народе: «вы называетесь человек, а другие народы не называются человек». Суть его касается тумат оэль – распространения нечистоты мертвого. Очень часто это изречение было использовано против нас нашими ненавистниками. Есть у этого изречения и глубокий, и простой смысл. Простой состоит в том, что весь наш народ – как один человек. Когда случается несчастье у еврея в Турции, то болит душа у еврея на Украине.

Я удостоился учиться в ешиве Мир. Святость этого места дала мне возможность почувствовать боль каждой капли еврейской крови. Однажды я был там на Йом Кипур. И вдруг между Коль Нидрей и Мааривом начали говорить Теилим. Что это было? Это была традиция, которую установил еще рав Хаим Шмулевич: между Коль Нидрей и Мааривом он говорил о боли отрыва русского еврейства от Торы, а потом говорили Теилим. И вот эта традиция в ешиве Мир продолжалась даже спустя годы после смерти рава Шмулевича.

Ощущение единства и боли за каждого еврея в нашем народе не зависели от времени и обстоятельств. Это то, что было у нас во все века.

В моей жизни была одна история. Мы жили в Офакиме, и у нас были соседи – замечательная семья бней Тора. Родители в семье жены были не очень сильными в религиозном плане, но все их дети стали бней Тора (и хорошо повлияли на родителей). И однажды глава семьи мне рассказал об одной детали в воспитании детей. Они с женой очень много ездили по разным странам в силу своей работы. Но каждый вечер перед сном они и их дети молились за русских евреев. И дети выросли в ощущении аават Исраэль!

Мы должны ощущать себя как единое целое – народ Всевышнего. Пишет Хафец Хаим: если одна рука ударила вторую, разве сможет та дать ей сдачи?! Именно в этом и заключается запрет мести. Наш народ подобен единому организму, где один «орган» не способен действовать независимо от другого.

Сегодня наши братья на Украине оказались в тяжелой ситуации. События, происходящие там, очень опасны и непредсказуемы. Смена власти, а тем более – революция часто сопровождаются большим кровопролитием, что мы и наблюдаем. И поэтому есть у нас заповедь – молиться за мир в царстве (в данном случае не имеется в виду еврейское царство). Говорят наши мудрецы: «молись за мир в царстве (нееврейской власти), ибо, если нет страха перед царством – люди будут есть друг друга живьем». Важно, чтобы все мы поняли – отсутствие власти, отсутствие порядка не приносит добра. Любая власть, даже плохая, ограничивает стремление людей творить беззаконие. Правитель может быть очень плохим, но при нем есть порядок, по сравнению с анархией, когда каждый, у кого есть в руках оружие – сам себе начальник. И далеко не всегда новая власть, которая свергает старую, лучше и честнее.

Когда же начинается кровопролитие (то, что мы наблюдаем на Украине), у людей пробуждаются звериные инстинкты и антисемитизм. Есть много разных теорий, которые весьма привлекательны, но они породили большие кровопролития. Люди по всему миру борются за справедливость, свободу, равные права и политические убеждения. Но когда во имя идеи берутся за оружие, то жизнь человека обесценивается.

Известна заповедь из Торы об ир а-нидахат – городе, где служат идолам. Такой город подлежит полному уничтожению. Но при этом есть обещание от Творца о милосердии к тем, кто будет город уничтожать: они не приобретут любовь к кровопролитию. Почему им требуется милосердие? Потому что тот, кто участвует в войне, теряет ощущение ценности жизни человека. За примерами не нужно далеко идти – посмотрите, какой нечеловеческий ужас творится в соседней Сирии.

Евреи, участвующие в переворотах и революциях, – это очень страшно. Мы – народ Творца! Это наша роль среди народов мира. Через нас люди должны увидеть свет Торы. Нецив из Воложина (в книге «Аамек Давар») пишет, что одна из сторон изгнания – геры, которые входят в народ Израиля. Почему так? Евреи несут народам мира свет Торы, и это привлекает новые души на службу Всевышнему. Мы должны нести людям свет Торы, а не коммунизм, социализм и прочие «измы». Мы должны раскрывать образ Творца в этом мире, а не распространять лживые теории!

Сказано: «не радуйся, Израиль, веселью других народов». Участие в политической жизни народов мира – не наше дело, не наша борьба. Наша борьба – с собственным дурным началом.

В Литве и во всей Прибалтике погибло огромное количество евреев. Одно из объяснений этому – евреи там активно помогали установлению Советской власти (это верно и для других мест). Излишне упоминать, что быть коммунистом – полностью антиеврейская вещь. И мы знаем, что далеко не все евреи были коммунистами, и далеко не все коммунисты – евреями. Но даже небольшого еврейского участия в одной из противоборствующих сторон хватит для обвинения «во всем виноваты жиды».

И здесь уместно напомнить про понятие родеф – преследователь. Безусловно, есть традиционный антисемитизм. Но вот один еврей начал поддерживать определенную политическую партию. И этого достаточно, чтобы другая партия подняла антисемитскую тему. Тот, кто так поступает (лезет в разнообразные партии) – родеф: своими действиями он порождает ненависть к евреям, их преследование.

Есть очень важный вопрос для всего нашего народа: как нам выжить в галуте? Ответ, проверенный веками: сделать себя незаметным. В нашем окружении в галуте достаточно людей, которые абсолютно уверены, что мы виноваты во всех их бедах. В нас ищут недостатки, ищут, к чему придраться. И это – одна из важных причин, чтобы евреи вели себя как можно тише, а не лезли впереди всех на баррикады.

Что же делать в тяжелой ситуации, такой, как сложилась на Украине? Первое, что можно посоветовать – место опасности надо по возможности покинуть.

Есть известная история о том, как Йосеф сбежал от жены Потифара, оставив свою одежду. Рав Моше Шапиро говорит, что есть ситуации, в которых нужно оставить одежду (по сути – материальные ценности) и бежать. Было много историй, когда имущество держало евреев на месте, как цепь, и это приводило к гибели. Мне трудно оценить ситуацию на месте, и я не могу давать указание евреям Украины. Однако это алаха лемаасе (практически исполняемый закон) – нужно жертвовать имуществом ради спасения жизни.

Когда началась Вторая мировая война, нацисты бомбили все подряд, в том числе, и мирные города. Досталось и местечку Мир. Ученики великой ешивы боялись, что вполне понятно. Через некоторое время после начала боевых действий через Мир проехал рав Эльханан Вассерман. Он сказал от имени Хафец Хаима ученикам ешивы: «у каждой пули есть адрес». Нам запрещено рисковать, нужно беречь жизнь, но нужно знать, что у каждой пули есть адрес.

12 лет назад в Иерусалиме произошло трагическое событие – во время свадьбы рухнул зал «Версаль», погибли люди. Великий глава нашего поколения рав Хаим Каневский сказал по этому поводу: «не зал упал, а люди упали». Есть ашгаха пратит – Б-жественное наблюдение за каждым человеком. Ничто не происходит случайно, и у каждой пули есть адрес.

Я бы очень хотел сказать сейчас евреям Украины, что все в порядке, но это не так. В момент опасности есть еще одно отягощающее обстоятельство. Это обстоятельство описано в мишне в трактате Шаббат, говорящей, что в момент родов женщина находится в состоянии опасности. В чем идея этой мишны? Когда человек в опасности – приходит Сатан, который обвиняет человека и проверяет, есть ли у него заслуги, чтобы его спасти. Причины для тяжкого приговора с Небес есть, к сожалению, у каждого.

Что способно изменить это положение и дать нам спасение? Мы говорим в молитвах Рош а-Шана и Йом Кипура: «тфила, цдака и тшува отменяют тяжкий приговор».

Что такое тшува, и почему она способна отменить приговор? В первом томе книги «Михтав ми-Элияу» приводится дневниковая запись рава Деслера, сделанная им в разгар битвы за Англию (рав Деслер находился в Лондоне и в полной мере ощутил на себе тяжесть фашистских бомбардировок): в ситуации, когда есть опасность для жизни, нужна тшува дерех кцара – тшува коротким путем. Самый простой совет: не делай того, о чем ты знаешь, что это плохо. Не будь преступником в своих глазах. И исправляй то, о чем тебе самому известно, что это нужно исправить. Эти сказано в Пиркей Авот, и если человек не полный глупец, он никогда не скажет, что ему нечего менять к лучшему. И при этом, исправляя себя, человек спасается от тяжкого приговора Свыше.

О великой силе молитвы нельзя забывать в момент опасности. Известна история о том, как пророк Йешаяу пришел навестить смертельно больного царя Хизкияу. Пророк обличал царя за то, что тот не женился и не оставил потомства. Царь ответил, что ему было открыто, что его потомок будет злодеем. Пророк не принял объяснение царя и объявил ему, что тот умрет, и не будет у него удела в будущем мире. На это царь ответил – даже когда меч приставлен к горлу – нельзя отчаиваться. Мы должны верить в милость Творца, и молитва, основанная на подлинной вере, будет принята.

Основа жизни по Торе высказана пророком Хаввакуком: праведник верой своей будет жить. Что такое настоящая жизнь? Хаим бирцоно – жизнь по воле Творца. Если человек живет по воле Творца и с верой в Него, то ему даруется жизнь.

Рамбам пишет в книге «Море Невухим», что если человек дабук бе сехель Эльон – прилепляется к Высшему разуму, то – мера за меру – это является причиной того, чтобы Всевышний изменил способ управления его жизнью со скрытого на явный. То есть, если человек живет с верой и упованием на Всевышнего, это причина для того, чтобы Творец начал управлять им по-особому, явным образом, выводя его за рамки обычного хода вещей (все «чудесные» спасения, как правило, трудно объяснимы с позиции нашего мира). Но если человек не живет так, то и Всевышний управляет им не так.

В книге «Нефеш а-Хаим» (3 врата) рав Хаим из Воложина приводит действенное средство (сгула нифла), как поступать человеку в момент опасности. Человеку следует укрепиться в вере в то, что ничто и никто не может причинить ему зло или одарить его, не будь на то воли Творца. Если человек таким образом укрепляется в вере и прилепляется к Творцу, то приходит осознание, что только Он может помочь. И это причина того, что Всевышний выводит человека из-под власти других сил, которым до этого была дана Творцом возможность взыскать с человека за его провинности и наказать его. Это не фокус. Это работает, даже если человек не самый великий – это выводит его из-под чуждых сил.

Есть еще один аспект, как прилепиться к высшему разуму. У нас есть Тора! Всевышний, Тора и народ Израиля едины. А кроме того, Тора спасает от смерти! В трактате Шаббат сказано: царь Давид спросил, когда он умрет. Всевышний открыл ему, что он умрет в Шаббат. Что сделал Давид? Он непрерывно учился каждый Шаббат! Но вот пришел тот Шаббат, когда ему было суждено умереть. Пришел ангел смерти, но сделать ничего не может – царь Давид занят Торой, а она защищает его от смерти. Что делает ангел? Он создал шум, чтобы Давид отвлекся. И только так ангел смог выполнить свою миссию. Мы видим из этого, что Тора спасает и защищает. И потому мы должны усилить изучение Торы в час беды.

Еще один важный момент – надо уметь молиться. К сожалению, есть такая ошибка – люди читают молитву, как книгу или газету. Но молитву не читают! Творца надо искренне просить и умолять. Кроме того, сказано в трактате Брахот: даже когда ворота молитвы закрыты – открыты врата слез.

Цдака также является проверенным путем к спасению. Когда у Хафец Хаима в семье кто-то заболевал, он покупал пуд хлеба (свидетельство его сына) и раздавал бедным. Сказано в книге Мишлей, что цдака спасает от смерти. Таким образом реализуется принцип «мера за меру»: когда человек несет жизнь другому, то и ему Творец дает жизнь.

Есть ситуации, когда большая цдака – взять человека в дом, дать ему есть и пить. Если у человека много денег, то опасность – причина дать большую денежную цдаку и спастись.

Был такой рав Хаим Крайзвирт, рав Антверпена. Он тяжело заболел, ему дали совет – взять на себя обязанность заботиться о бедных и сиротах. И это дало ему еще много лет жизни. Представителем рава Крайзвирта в Израиле был рав Михель Гутфарб. Он, будучи молодым аврехом, тяжело заболел (онкология). Я с ним встретился в больнице. Рав Гутфарб был болен на тот момент уже 18 лет. Но за эти годы он стал великим габаем-цдака, человеком, реально помогавшим тысячам нуждающихся. И он прожил еще много лет, несмотря на страшную болезнь.

Есть такое понятие – нодрим бе-эт цара – в тяжелой ситуации брать на себя обеты. И это также – один из путей спасения.

Брать на себя полноценные обеты – это не для нашего поколения. Но иметь в виду обязать себя сделать что-то важное для нашего народа (сказав, что это не является обетом – «бли недер»), вполне возможно.

Есть известная ешива «Коль Тора» в Иерусалиме и больница «Лениадо» в Нетании. Ешиву «Коль Тора» основали два раввина, которые спаслись в Катастрофе: рав Кунштедт и рав Шлезингер. Рав Кунштдедт был в нацистском концлагере, и там принял на себя обет, что если спасется – поднимется в Святую Землю и откроет ешиву.

Ребе из Цанз-Клойзенбурга, рав Йекутиэль Йеуда Альберштам также чудом выжил в Катастрофе. На одном из маршей смерти (когда узников гнали пешком из одного концлагеря в другой) он отстал от колонны и получил пулю от охранников. В тот момент он принял на себя обет: если выживет – откроет еврейскую больницу на Святой Земле. Эта больница – больница «Лениадо» в Нетании.

Помощь нуждающимся евреям, вдовам и сиротам, истинное участие в поддержке Торы – это то, за что человек может удостоиться настоящей помощи Свыше в тяжелой ситуации.

Тшува, тфила, цдака, изучение Торы – таковы советы нашим братьям на Украине в тяжелой ситуации, которая там сложилась. Это советы самой Торы, проверенные временем. Даже в наше время, время сокрытия лика (эстер паним), это важные основы еврейской жизни. Но я искренне хотел бы, чтобы все эти советы были использованы не только из-за нависшей угрозы, но и в спокойное время – по зову сердец наших братьев. Исполнение этих заповедей из любви, а не из-за страха многократно ценнее и способно привести гораздо большую помощь Свыше!

Подготовил р. Арье Кац.


http://www.beerot.ru/?p=53356