Недавно был обнародован так называемый «план Трампа» или «сделка века».
Я не верю, что это программа, которая может привести к реальному миру. Разве что произойдет чудо Всевышнего. Для нас здесь важно понимать, что не правители стран управляют судьбами мира. По сути, они самые несвободные люди – марионетки в руках Всевышнего, раскрывающие Его правление в этом мире.
В недельной главе Бо Моше говорит фараону: «И сойдут все эти слуги твои ко мне, и падут ниц предо мною, говоря: “Выйди (из Египта) ты и весь народ, который следует за тобою”». Раши в своем комментарии говорит, что, когда Моше передавал фараону слова Всевышнего о казни первенцев, он изменил послание. Моше был уверен, что в итоге фараон сам прибежит и будет умолять его вывести евреев из Египта. Однако поскольку было неуважительно упоминать, что фараон прибежит сам, Моше изменил слова в приказе Всевышнего на: «Твои слуги прибегут».
Раши объясняет, что он сделал это из уважения к фараону (Шмот, 11:8. Раши там). Безусловно, лично фараон не был достоин уважения, но Моше оказал ему почет, исходя из принципа квод а-малхут (уважение к царству). Этим же принципом руководствовался пророк Элияу, когда бежал перед колесницей злодея царя Ахава: «И была на Элияу рука Г-сподня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изреэля» (Млахим 1, 18:46).
Мы должны понимать, что самые страшные и мерзкие цари были орудием в руках Всевышнего, ибо наш народ заслуживал именно таких царей. Все власть имущие раскрывают в мире Б-жественное правление, даже самые преступные из них.
Я коснусь аспекта, который во всей этой ситуации обязывает нас.
Президент Трамп, представляя свой план, коснулся двух вещей.
Он процитировал слова пророка Йешаяу о том, что народ Израиля – свет для народов мира (49:6). Кроме того, он упомянул Б-жественное обещание Святой Земли народу Израиля. С одной стороны, приятно, что народы мира понимают хотя бы частично замысел Всевышнего относительно нашего народа, и Его обещания дать нам Святую Землю. С другой стороны, неприятно от того, что сегодня, к сожалению, есть евреи, которые пытаются доказать, что это не так.
Все рассуждения о том, что народ Израиля должен быть, как другие народы, полностью противоречат тому, ради чего Всевышний создал нас: чтобы мы были светочем для народов мира. Кроме того, мы не должны забывать, что обещание Всевышнего относительно Святой Земли имеет свои условия.
Известна история о том, что, когда Бен Гурион, размахивая Танахом, доказывал в ООН право еврейского народа на Землю Израиля, представитель Саудовской Аравии воскликнул: «Не размахивай вырванной из Танаха страницей»!
Святая Тора – это то, что не только дает нам права, но и обязывает нас. Мы в «Биркат а-Мазон» упоминаем брит (завет обрезания) и Тору. Дело здесь в том, что данная нам Святая Земля, за которую мы благодарим Всевышнего, дана нам на условиях исполнения завета обрезания, а также изучения и исполнения Торы. По сути, слова президента Трампа являются упреком нам в том, что, к сожалению, не все мы живем так, чтобы быть светочем для народов мира, и чтобы наша жизнь стала причиной для Всевышнего исполнить обещание отдать нам Святую Землю. Мы молимся и надеемся, чтобы наша жизнь здесь не стала причиной изгнания со Святой Земли.
Нам необходимо разобраться в том, к чему все это нас обязывает.
Я сейчас говорю не обо всем еврейском народе, а о нас, его религиозной части. Статус светоча для народов мира требует от нас самих наличия этого внутреннего света. Когда во времена царя Шломо присутствие света в народе Израиля было явным, народы мира стекались в Иерусалим, чтобы обратиться к нему. Когда же уровень этого света в нашем народе упал, мы отправились в изгнание.
Сказано в трактате Псахим, что одной из целей этого изгнания, безусловно полагавшегося нам за грехи, было привести в народ Израиля души праведных неевреев. Когда мы находимся на должном уровне, наш свет обладает такой силой, что привлекает праведников из народов мира без всякого изгнания. Когда же уровень этого света в нашем народе падает, его крупицы можно донести до других только тогда, когда народ Израиля рассеян по всему миру.
Сегодня нам нужно честно задать себе вопрос: «Являемся ли мы сами светочем для окружающих нас людей»?
В трактате Кидушин говорится о праведнике, который является таковым не только по отношению к Всевышнему, но и по отношению к другим людям. Для нас очень важно нести свет окружающим нас людям. Это касается наших отношений как с евреями, так и с неевреями. Наш народ в этом мире является свидетелем Всевышнего. На это намекает буква ע в слове שמע и букваד в слове אחד, которые складываются в слово עד (свидетель). Свидетельствовать о свете Всевышнего перед народами мира мы должны своим поведением. Это обязывает ко многому и несовместимо с недостойными поступками.
Источником этого света в нас может быть только истинное знание Торы, достигаемое в результате тяжелого труда над ней. Только так мы можем удостоиться присутствия Шехины в наших домах. Свет еврейского дома освещает весь мир. Рассказывают, что нееврейские служанки, работавшие в еврейских семьях, не хотели эти семьи оставлять. Они видели и ощущали на себе свет Торы в обращении с ними.
Обещание нам Святой Земли держится на двух основах: Торе и добрых делах.
Пишет Рамхаль в «Месилат Йешарим», что человек должен прилепиться к тому, чтобы нести добро другим на основе укрепления Торы. Те, кто своими действиями хотят добиться, чтобы учащиеся ешив вместо учебы пошли в армию или на демонстрации, — пилят сук, на котором сидят.
В заключении еще раз коснусь завета брита. Пишет Бах, что этот завет осуществляется не только самим актом обрезания, но и освящением места брита собственным поведением, когда человек отдален от запрещенных связей и греха Онана. Все это называется словами шмират а-брит. И это тоже является условием Всевышнего для нашего наследования Святой земли. Она не дается нам «бесплатно».
Дай Б-г нам, людям, изучающим Тору, укрепиться в этих вещах максимально и удостоиться нести свет Торы всему нашему народу. То, что мы слышали от господина Трампа, должно стать неотъемлемой частью нашей жизни.
От редакции. Истинное понимание роли нашего народа — нести свет миру — мы находим в материале о встрече рава Шломо Лоренца с бывшим президентом США Труменом:
В свое время, находясь в Соединенных Штатах, я встретился с президентом этой страны Гарри Труменом в Канзас-Сити, где он жил, вместе с р. Соломоном, одним из раввинов этого города. Г-н президент сказал мне: «Я рад возможности объяснить раву (Лоренцу), почему я решил признать государство Израиль, несмотря на то, что это (как казалось) противоречило интересам Соединенных Штатов, – ведь это означало отдать предпочтение шестистам пятидесяти тысячам евреев в их государстве вопреки воле десятков миллионов арабов вокруг него! И, как известно, в моем городе (в ответ на это решение) одна из газет вышла под заголовком: “Трумен – предатель!”»
И он продолжал свои слова: «В детстве я рос в таком месте, где по соседству жили еврейские семьи. Я очень уважал их; по субботам я зажигал и гасил свет в одной из этих семей и получал в награду кусочек халы.
У моего отца был обычай читать со мной по воскресеньям Священное писание, и когда мы читали о персидском царе Кореше, который разрешил евреям вернуться в землю Йеуды и отстроить Храм в Иерусалиме, я думал: однажды я стану президентом Соединенных Штатов Америки (а это, как он заметил, – мечта каждого американского мальчишки), и тогда я сделаю то же самое, что сделал в свое время царь Кореш!
Мечта исполнилась, и когда ваш президент Хаим Вайцман приехал ко мне, привез в подарок свиток Торы и попросил меня приказать моему посланнику в Организации Объединенных Наций поддержать вашу страну, я вспомнил обо всем, что было у меня на сердце в детстве.
Понятно, что эти воспоминания о переживаниях детства не могли быть поводом для действий, противоречащих интересам Америки. Почему же я, при всем этом, принял решение в вашу пользу и признал государство Израиль?
Причина в том, что только два человека – я и Сталин – знают о страшной опасности, нависшей над миром» (наш разговор происходил после разрушения двух японских городов, Хиросимы и Нагасаки, атомными бомбами). Он продолжал: «Эта страшная угроза – атомной войны, которая разрушит все, – будет и далее нависать над миром, и еще большая угроза – оставить обитателей мира в положении, которое хуже смерти… И если у меня еще осталось желание жить дальше, то лишь потому, что я верю, что так же, как в прошлом, три тысячи лет назад, вы, евреи, своей Торой спасли человечество, пребывавшее тогда в дикости, точно так же и теперь, – я в это верю и жду этого, – вы, еврейский народ, вновь сумеете озарить и исцелить жестокие сердца нашей эпохи, и спасете мир от полного уничтожения!»
Вернувшись в страну Израиля после этой примечательной встречи, я процитировал слова президента Трумена с трибуны Кнессета, чтобы узнали наши «народные избранники», чего ждут руководители мира от народа Израиля, и моя речь была застенографирована и помещена на вечное хранение в официальных документах Кнессета.
«И если мы не оправдаем надежд народов мира, – пишет р. Ш. Лоренц, – то даже друзья наши повернутся к нам спиной и будут действовать только в соответствии со своими интересами. И тогда они отдадут предпочтение сотням миллионов арабов, миллиарду мусульман, а не горстке евреев… Наш долг – заботиться об освящении имени Всевышнего, и тогда мы удостоимся того, что Святой благословенный исполнит Свое обещание, и наши проблемы обретут решение самым благоприятным для нас образом с приходом пророка Элияу – вскоре, в наши дни. Амен».
Кроме того, стоит привести отрывок из великой книги рава Шимшона Рафаэля Гирша «Игрот Цафун»:
«Дорогой мой современник! Кто сказал, что тебе следует скрывать свое еврейство?
Будь евреем, будь верен своему еврейству. Дорасти до того, чтобы в самом деле быть евреем, соблюдая Тору и строя все свои поступки на основах справедливости и любви, чтобы другие уважали тебя за то, что ты еврей, а не вопреки этому. Знай себя как еврея, и дай понять сущность иудаизма своими словами, и еще более – своей жизнью – братьям своим неевреям. Тогда тебе не придется жаловаться на то, что тяжело скрыть свое еврейство от чужих глаз».
Подготовил: рав Цви Маламуд