Жизнь продолжается — Факты, послания, свидетельства и чудеса при трагедии в Ар Нофе — Часть 14 — Почему произошла эта трагедия?

Дата: | Автор материала: Рав Даниэль Яаков Травис

2899

Гаон рав Моше Штернбух, глава бейт дина «Эда Харедит» в Иерусалиме

Те из нас, кто живут в Ар Нофе, до сих пор не могут прийти в себя от этой трагедии. До сих пор у нас в ушах звучат разрывающие сердца крики детей (которые не знали, что произошло с их родителями и живы ли они): «Папа, папа, вернись домой!» Лишь через несколько часов им стала известна трагическая правда. Стало известно, какой суровый приговор Творец вынес их отцам.

Мы не можем до конца понять, почему Творец поступил так, за что Он забрал у нас этих четырех праведников. Они жили среди нас, и изо дня в день мы наблюдали их непоколебимую преданность Торе, молитве, добрым делам и вообще – всем аспектам служения Творцу. Кто может понять, почему именно их выбрал Творец, почему именно они должны были от нас уйти?

Конечно, не нам судить о поступках Всевышнего, как написано у пророка: «Мои мысли – не ваши мысли, и не ваши пути – Мои пути, – слово Г-спода. Ибо так же, как небо выше земли, так и Мои пути выше путей ваших и Мои мысли выше ваших мыслей» (Йешаяу, 55:8-9). Всевышний справедлив и праведен, и это нам нужно исправить те прегрешения, которые, может быть, привели к этой ужасной трагедии.

Если мы тщательно проанализируем все события, то поймем, что произошедшее – это результат наших проступков. Под влиянием мидат а-дин (Б-жественного качества суда) вынесен нам строгий приговор. Это качество Творца, Его справедливый суд, не может оставить наши прегрешения безнаказанными, и когда кто-либо из народа Израиля нарушает закон, мидат а-дин наказывает весь народ. Но Творец по Своей великой милости не дает Своему гневу поразить нас в полную силу. И потому Он умиротворяет мидат а-дин тем, что забирает от нас праведников, которые как бы становятся нашим общественным жертвоприношением.

Под злодейской властью Рима, после разрушения Второго Храма, были убиты десять выдающихся мудрецов Израиля. Все десять праведных мудрецов (асара аругей малхут), в число которых входил и раби Акива, умерли страшной и жестокой смертью. В то время Творец забрал лучших из народа Израиля, самых великих мудрецов и праведников. И то же самое произошло с нами. Мы испытали на себе силу гнева Творца, и эти праведники, которые жили среди нас, были принесены в жертву за наши грехи. Каждый из этих четырех был святой жертвой вознесения (корбан ола), и их кровь остановила возмездие, которое качество Б-жественного суда (мидат а-дин) готовило для всего народа Израиля.

Творец зовет нас

Чтобы правильно понять значение этой трагедии, мы сначала должны проанализировать то, на фоне чего она произошла. Написано (Дварим, 28:10): «И увидят народы мира, что Имя Г-спода наречено на тебе, и устрашатся тебя». Объясняют мудрецы, что имеется в виду тфилин, который накладывают евреи на голову и руку.

Во время нападения террористов все молящиеся были в талитах и тфилин. Они молились Шмонэ Эсре, стояли прямо перед Шехиной – Б-жественным присутствием. Они молились в синагоге, которая, как известно, является малым Храмом, местом, где до сих пор ощущается присутствие Творца. Как же это возможно, что эта страшная трагедия произошла именно там, в этом святом месте, где Б-жественное присутствие должно было защитить молящихся?

У нас нет дара пророчества, и потому мы не в состоянии точно сказать, что Творец хочет от нас. Однако мы знаем, что «ничего не происходит в этом мире, без того, чтобы не был вначале вынесен приговор Свыше» (Хулин, 7б). Весь еврейский мир был потрясен страшным ударом, которым поразил нас Творец, и цель этой трагедии была пробудить нас и заставить проверить наши поступки, сделать хешбон нефеш и раскаяться. А если мы этого не сделаем, то, не дай Б-г, нас поразят следующие удары.

«Если же пойдете наперекор Мне (кери) и не захотите слушать Меня, то Я поражу вас в семь раз сильнее против грехов ваших» (Ваикра, 26:21). И если сейчас, после того, что случилось, мы скажем, что это – лишь случайность, и она не заставит нас раскаяться, то гнев Творца на нас возрастет, не дай Б-г, всемеро, и на нас могут обрушиться еще более страшные удары, пока не смолкнет голос Б-жественного суда (мидат а-дин). Каждый из нас должен принять происшедшее близко в сердцу и вернуться к своему Создателю, и тогда все мы увидим, что «Он, Милостивый, прощает грех и не истребляет, многократно отвращает гнев Свой и не возбуждает всей Своей ярости» (Теилим, 78:38).

Во время Первой мировой Войны, когда на Украине банды зверски убили десятки тысяч евреев, Хафец Хаим призвал раввинов Европы назначить день поста за весь народ Израиля. Все раввины подписались под этим воззванием – кроме рава Хаима из Бриска. И рав Хаим Соловейчик объяснил, что бесполезно назначать день поста без того, чтобы каждый еврей понял, что он должен раскаяться. И потому следовало бы собрать всех раввинов, и им вместе решить, в какой области нужно раскаяться – сделать тшуву, и что именно, в первую очередь, необходимо исправить.

«Поищем и исследуем пути наши, и обратимся к Творцу» (Эйха, 3:40). Мы должны взять пример с рава Хаима и понять, что мы должны исправить в нашем служении Творцу. Мы не можем понять, что точно требует от нас наш Создатель, но мы можем увидеть, в каких областях мы еще несовершенны, и работать над ними.

Прежде чем взяться за эту работу, мы должны понять две очень важные вещи. Первое, что мы должны понять: несмотря на то, что изучение Торы – основа еврейства, сейчас, после этой страшной трагедии, после того, как Творец потребовал от нас такую огромную жертву, нам недостаточно только увеличить изучение Торы. Мы обязаны заглянуть внутрь своего сердца, сделать хешбон нефеш и постараться понять, что нам нужно в себе исправить, в чем наш главный недостаток.

Во-вторых, мы должны помнить то, что пишет рав Нисим Гаон в своем предисловии к молитве раскаяния (видуй) на Йом Кипур Катан: «Творец Вселенной, мне не хватит всех дней моей жизни, чтобы признать и попросить прощения за все те прегрешения, которые я совершил … » Даже если нам покажется, что мы поняли, в чем были неправы, мы никогда не сможем до конца понять, за что именно Творец обрушил на нас это страшное наказание.

 

Стремись к миру

Есть одна область, в которой нам необходимо раскаяться немедленно. Мы должны, насколько возможно, отдалиться от всех раздоров и конфликтов. Сейчас в Израиле положение настолько ухудшилось, что одни евреи не согласны выдавать своих детей за других, не хотят молиться в одном миньяне. Дошло до того, что считают некоторых евреев некашерными и не доверяют им быть свидетелями при обручении, отделяются от них во всех сферах еврейской жизни. Даже самые большие мудрецы нашего поколения оказались замешанными в эту страшную трясину вражды, и пока что положение с каждым днем все больше усугубляется.

На протяжении всей нашей истории в еврейской среде бывали расхождения во взглядах, но сейчас это политическое разделение стало особенно ожесточенным. Известно, что это разделяет наши ешивы, вызывает ссоры в семьях, конфликты между поколениями и подрывает основы единства нашей общины.

Есть те, кто не принимают этого положения всерьез, называя его просто «политикой». Но мы должны понять, что боль, которую причиняют евреи друг другу, нельзя объяснить только политическими разногласиями. Это очень серьезно. Это показывает, что на самом деле проблема – на духовном уровне.

Прежде чем понять, как нам исправить эту ужасную ситуацию, мы должны прояснить для себя некоторые важные вопросы. Мы знаем, что Талмуд полон различных споров и разногласий. Говорят мудрецы, что спор между Илелем и Шамаем – это прототип спора во имя Небес. Каким образом мы можем понять, является ли данный спор спором во имя Небес, и нам нужно продолжить его и в нем участвовать, или же это просто спор, и нам нужно его немедленно прекратить?

Объясняют наши мудрецы, что типичным примером спора не во имя Небес является спор Кораха и его последователей. Довольно трудно понять, почему спор Кораха не был во имя Небес. Корах был абсолютно уверен в своей правоте, и что Моше Рабейну был неправ. Поэтому Корах был готов рисковать своей жизнью и пройти предложенное испытание на то, чье воскурение будет принято Всевышним. Корах был уверен, что он достоин быть первосвященником, иначе он никогда бы не осмелился согласиться на это и подвергнуть свою жизнь опасности.

Есть и другие доказательства того, что Корах был очень прямым и искренним человеком. Несмотря на то, что земля разверзлась и поглотила Кораха и его последователей, медные лопаточки 250 претендентов на роль первосвященника были сохранены, и из них сделали покрытие для жертвенника. Написано в Мидраше Танхума (Корах, 12), что Корах обладал духом святого постижения (руах а-кодеш). Аризаль пишет, что в Третьем Храме Корах будет служить первосвященником. На его святость также намекают последние буквы слов «Цадик ке-тамар йифрах» (Теилим, 92:13), которые составляют имя Корах на иврите. Все это означает, что величие Кораха станет в конце дней общепризнанным. Так как же после всех этих аргументов в пользу праведности Кораха мы можем утверждать, что его спор с Моше Рабейну не был во имя Небес?

Всем известно, что Творец ненавидит раздоры. Поэтому любой человек, который начинает спор, даже если он полностью уверен в своей правоте, должен отдавать себе отчет, что он причиняет огромное страдание Всевышнему. И если возник конфликт, то на нем лежит обязанность немедленно прекратить его и отдалиться от всего, что к нему привело, даже если он совершенно уверен в своей правоте. Если человек не пытается прекратить конфликт, а настаивает на своем, убеждая всех в своей правоте, то понятно, что он поступает не во имя Небес.

Мы знаем, что, хотя сам Творец назначил Аарона первосвященником, Моше Рабейну прикладывал все усилия, чтобы прекратить этот спор. Он послал к Кораху посланников, чтобы они уговорили его помириться с ним, но тот, к сожалению, не согласился, и просьбы Моше Рабейну остались без ответа. Корах и его последователи сознательно не хотели мира, они стремились ко все большему разделению среди еврейского народа. Все это, наряду с его отказом помириться с Моше Рабейну, вызвало гнев Творца, и в результате бездна разверзлась у Кораха под ногами и поглотила всех его ближайших последователей.

Весь этот эпизод напоминает нам нынешнюю ситуацию на нашей земле. Творец, который любит мир и ненавидит споры, наверняка с огромной болью наблюдает за тем, как все больше увеличивается разрыв между евреями в Земле Израиля. Каждый из нас должен сделать все возможное, чтобы избежать конфликтов, которые вызывают на нас гнев Всевышнего. Конфликты – это огонь, и мы уже увидели, что происходит, если от этого огня разгорается гнев Творца. Всевышний забрал у нас этих праведников, чтобы они стали нашей жертвой, воздаянием за наши грехи.

Когда на наших глазах происходят такие трагедии, мы должны осознать, что это голос Свыше предупреждает нас, чтобы мы немедленно прекратили все споры и постарались сделать так, чтобы только любовь и мир были среди народа Израиля. Всевышний забрал от нас этих праведников, чтобы мы содрогнулись, очнулись и вернулись к Нему с раскаянием. А если мы сделаем вид, что не услышали этот голос, то, не дай Б-г, сбудутся слова (Ваикра, 26:21): «Если же пойдете наперекор Мне (кери) и не захотите слушать Меня, то Я поражу вас в семь раз сильнее против грехов ваших».

Это верно и для каждого отдельного человека. Храм был разрушен из-за напрасной ненависти (синат хинам), и каждое поколение, при котором он не был восстановлен, виновато в его разрушении, потому что мы до сих пор не исправили этот грех беспричинной ненависти. Каждый из нас должен постараться жить так, чтобы среди евреев был мир. Нам нужно немедленно покончить со всеми ссорами и спорами, ведь мы получили такое страшное предупреждение из Торы. Если продолжатся раздоры, то Творец пошлет нам наказание в семь раз сильнее, чем мы испытали в Ар Нофе.

 

Эспед и молитва

Я хочу закончить несколькими словами о каждом из погибших.

Рав Моше Тверский, правнук великого гаона рава Хаима из Бриска, был великим мудрецом, праведником, тщательно соблюдавшим все заповеди Творца, полностью посвятившим себя изучению Торы. Известно, что он почти не тратил времени на сон всю неделю, а в субботу спал еще меньше, что он постоянно давал уроки в ешиве… И был убит в талите и тфилине, освятив Имя Творца.

Святой праведник рав Кальман Левин каждый день учил Тору допоздна, вставал с рассветом, изучал мусар, после этого окунался в микву, прочитывал весь «Седер Корбанот», т. е. порядок жертвоприношений в Храме, после этого молился в миньяне нец (самом раннем миньяне) в нашей синагоге. Он всегда молился с особенным чувством близости к Творцу. В это утро во вторник он зашел в синагогу после молитвы для того, чтобы задать вопрос раву, и погиб, как чистая непорочная жертва, во время изучения Торы.

Святой праведник рав Арье Купинский, был человеком, полностью посвятившим свою жизнь другим, он был бесконечно предан нашей общине. Он беспрерывно всем помогал, вся его жизнь была цепочкой добрых дел, состояла из цдаки и хеседа. Он постоянно учил Тору, и его забрали от нас в то время, когда он пытался спасти жизни других евреев. Он был чистой жертвой, освятившей своей смертью Имя Творца.

Святой праведник рав Авраам Шмуэль Гольдберг учился в колеле в Англии, затем переехал в Израиль, и здесь Тора стала центром его жизни, отодвинув на задний план все остальное, включая вопросы заработка. Он был человеком, посвятившим каждую минуту своей жизни изучению Торы. Он очень любил и уважал еврейских мудрецов. Он погиб во время молитвы, в талите и тфилине, как цельная непорочная жертва вознесения.

Нам не дано знать, за что точно, за какие прегрешения забрали от нас этих таких дорогих нам людей. Но мы обязаны сделать выводы из того, что случилось. Необходимо немедленно прекратить все ссоры и раздоры и положить конец конфликтам, чтобы только мир и любовь были среди евреев. И каждому из нас есть, что исправить в этой области…

И пусть наши усилия по достижению мира будут заслугой для поднятия душ погибших святых праведников и для всего нашего народа, чтобы больше никогда ничто не мешало нашей молитве и изучению Торы.

Перевод – Н. Патлас 


http://www.beerot.ru/?p=18827