«А благодаря великим и открытым чудесам человек познает скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы. И нет у человека доли в Торе, дарованной через нашего наставника Моше, прежде, чем он постигнет и признает, что всё, что с нами происходит, – касается ли это всего общества или одного человека, – всё это чудеса, которые невозможно объяснить законами природы или приписать естественному ходу событий. И если мы выполняем заповеди, то будем вознаграждены, а если нарушаем запреты, то будем наказаны по приговору Всевышнего, как я уже объяснял.
Эти скрытые чудеса становятся очевидны людям, когда вступают в действие благословения и проклятия, предреченные в Торе. Ведь написано: “И скажут все эти народы: за что поступил Б-г так с этой страной? Чем вызван этот великий гнев? – И скажут они: за то, что оставили они союз Б-га, Всесильного их отцов, который Он заключил с ними, когда вывел их из страны Египет” (Дварим, 29:23-24) – т.е. всем народам стало ясно, что это наказание – от Всевышнего. И еще: если (сыны Израиля) будут соблюдать (союз с Б-гом), то “увидят все народы земли, что Имя Б-га наречено на тебе, и устрашатся тебя” (там же, 28:10)» (Рамбан, Шмот, 13:16).
Недавно в Иерусалиме произошли два очень профессионально спланированных теракта. Взрывы произошли с небольшим интервалом, рано утром в час пик на автобусных остановках, расположенных на крупнейших транспортных развязках города. Для усиления поражающего действия взрывных устройств в них были использованы гвозди, и т.п.
Мы верим и знаем, что Всевышний правит миром. Однако важно видеть проявления этого правления в событиях нашей жизни. Об этом пишет Рамхаль в своей великой книге «Даат Твунот». У произошедшего есть два аспекта. После взрыва на выезде из Иерусалима умерли от полученных ранений два человека. Один из них — учащийся ешивы из русскоязычной семьи, шестнадцатилетний Арье Щупак. Он ехал на учёбу, и был на остановке во время теракта. Его товарищ по ешиве получил там же ранения средней степени тяжести
Мы знаем, что в Талмуде сказано, что посланники заповеди не понесут ущерба (Псахим, 8а). А такие взрывы, в отличие от автомобильных катастроф, вроде бы нельзя отнести к часто происходящим явлениям (к которым сказанное в Талмуде не относится). Это очень тяжёлая потеря для всех нас, и огромное горе для его семьи. В то же время мы знаем, что, когда еврей погибает от руки наших ненавистников, то это очень большое искупление грехов для него самого и всего поколения.
Попытаемся немного разобраться в этом. В Гемаре сказано: «И сказал раби Йоси: да будет мой удел среди умирающих на пути заповеди» (Шаббат, 118б). Как такое возможно, ведь «посланники заповеди не несут ущерба»?!
Великий Маарша отвечает на этот вопрос, и объясняет, что заповедь не будет причиной ущерба, однако, если человеку уже суждено погибнуть, то не факт, что выполнение заповеди спасёт его. Примерно так же ответил на этот вопрос наш великий учитель рав Хаим Каневский. Однако последний раввин общины Эрлой в Венгрии рав Шимон Софер объясняет это место иначе. Он пишет, что мы видим здесь, что умереть на пути выполнения заповеди – это особенная заслуга, и объясняет, что этим искупаются грехи поколения. Как я это понимаю, удостоиться такой заслуги не является ущербом.
Безусловно, истинная подоплёка событий скрыта от нас. Однако мы знаем, что Всевышний, и только Он, правит миром. И слова наших мудрецов о том, что посланники заповеди не несут ущерба – истинны и непоколебимы. Да отмстит Всевышний кровь за погибшего, и да пошлёт утешение его семье.
Вторым аспектом этих событии являются сопровождающие их чудеса, наблюдаемые нами. Свидетели этих трагических происшествий рассказывают удивительные вещи. На одной из остановок взрыв раздался после того, как от неё отъехали четыре автобуса, полных людей, и остановка опустела. Примерно то же самое произошло на другой остановке, где также произошёл взрыв. Сосед по скамейке Арье Щупака, сидевший спиной к взрыву, остался жив благодаря рюкзаку с вещами на спине, в которых застряла смертоносная начинка бомбы. С помощью этого рюкзака Всевышний послал ему спасение. Еще одна поразительная история, связанная с этими взрывами, произошла с евреем, ждавшим на той же остановке автобус на Мерон. При взрыве один из осколков попал в книжку Теилим (Псалмов), которая была у него в кармане на груди. Осколок проткнул почти всю книгу и остановился на псалме 124, где написаны слова: «Душа наша, как птица, спасшаяся от силка птицеловов, – разломан силок, и избавлены мы» (Теилим, 124:7).
Не всегда происходят явные чудеса. Однако мы верим и знаем, что всё, что делает Всевышний – к добру.
Нам не дано постигнуть всю логику правления Всевышнего, приводящего весь мир к исправлению. Но увидеть чудесные проявления этого правления в нашей жизни мы способны. Ежедневно в благословении «Модим» молитвы «Шмонэ Эсре» мы благодарим Всевышнего за чудеса, происходящие каждый день с нами. Отсюда следует, что эти чудеса мы способны увидеть.
Мы знаем и видим, что явные чудеса происходят очень редко. Кроме того, есть чудеса скрытые.
Рамбан в своём комментарии на последние строки недельной главы Бо пишет: «Благодаря великим и открытым чудесам человек познаёт скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы… Эти скрытые чудеса становятся очевидны людям, когда вступают в действие благословения и проклятия, предречённые в Торе» (Шмот, 13:16. Рамбан там). Таким образом, скрытые чудеса — это не явления, противоречащие природе вещей. Там же Рамбан пишет, что у человека, видящего в том, что происходит с нами, «естественный» ход событий, нет удела в Торе Моше, так как всё происходящее с нами является проявлением правления Всевышнего, включающим в себя наказания и вознаграждения, совершаемые Им в отношении нас. Судьба каждого человека, в отличие от происходящего с неодушевлёнными объектами, полностью подчинена этому чудесному правлению, которое может быть более или менее скрытым.
С праздником Ханука у нас связана особая заповедь, которая называется пирсумей ниса (оглашение чуда).
В этом смысл зажигания нами ханукальных свечей в месте, видном окружающим. Она же является сутью чтения Мегилат Эстер в Пурим. Однако это касается не только Хануки и Пурима. 32 года назад правитель Ирака Саддам Хусейн захватил Кувейт и начал обстрелы Израиля ракетами типа «Скад». Мощные ракеты, несущие до полтонны взрывчатки, взрывались в густонаселённых районах Израиля. Многие из них – в районе Рамат-Гана. Единственный человек, погибший от «Скадов», был владелец сети магазинов, работавших в шабат. Ракета, убившая его, попала в бомбоубежище, в котором он сидел в противогазе, опасаясь химической атаки. Он оказался единственным погибшим в Израиле за всю эту войну. На Землю Израиля тогда упало 39 ракет (мы знаем, что грешники по закону Торы наказываются 39 ударами). Люди уже начинали думать, что эти ракеты не представляют серьёзной опасности. И тогда Всевышний показал всем их мощь. При попадании такой же ракеты в американскую военную базу в Саудовской Аравии было множество погибших. Рав Моше Шапиро говорил тогда, что большая мицва рассказывать об этом чуде спасения народа Израиля. Согласно проведённому в Израиле опросу общественного мнения, 70 процентов населения тогда считали это проявлением Высшей силы. Однако, к нашей беде, думаю, что далеко не все из них вернулись к исполнению Торы. И я боюсь, что это стало большим обвинением нашему народу, так как вскоре после этого пришло к власти левое правительство, которое фактически отдало еврейскую страну террористам и вооружило их.
Лик Всевышнего сокрыт в нашем мире. Нам нужно постараться Его увидеть.
Скрытые чудеса, происходящие с нами, подобны лучу света, освещающему скрытый лик Творца. Оглашение чуда раскрывает нам, что Всевышний, который вывел нас из Египта, правит миром и сейчас, во время сокрытия Лика Творца. Всевышний — всесильный царь и сегодня. Сказано в Шир а-Ширим: «Чем возлюбленный твой (лучше других) возлюбленных, красивейшая из женщин? Чем возлюбленный твой (лучше других) возлюбленных, что ты так заклинала нас? Друг мой бел и красен, отличен из десяти тысяч» (5:9-10). Наши мудрецы говорят, что Шир а-Ширим аллегорически рассказывает о любви народа Израиля к Творцу и именно Он здесь назван «другом». Согласно нашим комментаторам, «красный» — это цвет, символизирующий качество Высшего суда, а «белый» – цвет, символизирующий качество Высшего милосердия. Именно поэтому в Йом Кипур красная лента, привязанная к рогам козла отпущения, белела, если еврейский народ удостаивался прощения. Комментаторы подчёркивают, что суть качества сурового Высшего суда состоит в том, чтобы побудить наш народ очиститься и удостоиться Высшего милосердия.
Приведу одну историю из тяжелейшего для нашего народа периода Катастрофы, когда на нас обрушился Высший суд, орудием которого стали германские нацисты. Как известно, смысл трубления в шофар в праздник Рош а-Шана состоит в том, чтобы побудить Высший суд к милосердию. В те годы в Цюрихе был небольшой миньян, в котором молились великие в Торе евреи. Среди них был рав Аарон Штейнман. Рав Моше Соловейчик в этом миньяне трубил в шофар (обычно он делал это очень профессионально). Это был миньян, который реально мог пробудить качество Высшего милосердия, исходя из духовного уровня его участников. Тем не менее, рав Моше Соловейчик вообще не смог протрубить тогда в шофар. Всё это происходило тогда, когда нацисты провозгласили «окончательное решение еврейского вопроса».
В то же самое время, в этот тяжелый период ешива Мир продолжала учить Тору в оккупированном Японией Шанхае, который подвергался массированным американским бомбардировкам. Чудеса, которые пережили тогда преподаватели и учащиеся ешивы, сопоставимы с чудесами, сопровождавшими исход из Египта.
После начала Второй мировой войны большой мудрец Торы и праведник рав Мордехай Погроманский оказался в еврейском гетто города Ковно. О уровне его праведности свидетельствует в том числе и то, что ножки стола, за которым он ел, стояли в мисках с водой, чтобы никакие насекомые не могли попасть в его еду. Он сказал тогда, что еврейство Европы в целом приговорено Высшим судом к смерти, за исключением единиц. И для этих единиц Всевышний совершает чудо за чудом, чтобы они удостоились спасения. Рав Ицхак Эльханан Гибралтар, выживший в гетто Ковно и в лагерях смерти, после войны был раввином в общине еврейских беженцев в Италии. К нему обращались с просьбой выяснить и принять решение, можно ли разрешить по закону Торы женщинам, мужья которых пропали без вести в период Катастрофы, выйти замуж (в каждом отдельном случае это особый вопрос, требующий ясных доказательств смерти мужа). Рав Гибралтар ответил, что этим женщинам стоит подождать, и при всей боли одиночества не полагаться на доказательства смерти мужей, а попытаться в течение года-двух выяснить их судьбу, поскольку он сам был свидетелем чудес, которые совершал Всевышний для тех, кому было суждено спастись. И эти случаи являются примером того, как величайшей милосердие Всевышнего проявляется даже в периоды Его сурового суда.
Сказано в недельной главе Ваеце: «И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел он в Харан. И достиг (того) места, и ночевал он там, ибо зашло солнце. И взял он из камней (того) места и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней» (Берешит, 28:10-12). Объясняет Раши: «Ангелы, сопровождавшие его на земле (Израиля), не выходят за ее пределы, и (поэтому) они взошли на небо. (А вместо них) спустились (другие) ангелы, чтобы сопровождать его за пределами земли (Израиля)». Это говорит нам о том, что правление Всевышнего в Земле Израиля отличается от Его правления за её пределами. Виленский Гаон писал, что чудо Пурима было гораздо больше, чем чудо Хануки потому, что чудеса в Святой земле являются более естественными. И эти чудеса нам нужно стараться увидеть, то есть увидеть, что могло произойти, а что вместо этого произошло на самом деле, и понять, что здесь ничего не происходит просто так. Всё это – деяния Всевышнего. И нужно, чтобы эти чудеса для каждого из нас стали тем лучом света, который хотя бы немного освещает сокрытый Лик Творца. Мы должны, с одной стороны, болеть за тех, кто пострадал в страшных терактах, а с другой стороны – благодарить Всевышнего за спасение многих людей, и тем самым явил нам большое чудо.
Вернёмся к истории ешивы Мир. Нужно понимать, что раскрытие качества Высшего милосердия во время раскрытия качества тяжкого Высшего суда произошло не просто так. Чудо спасения Всевышним ешивы Мир было сделано в заслугу того, что она являлась великим местом изучения Торы и Б-гобоязненности. Рав Шимшон Пинкус говорил, что из учащихся ешивы Мир, прошедших через Шанхай, немного испортился только один, ставший впоследствии раввином консервативной синагоги. И это в то время, когда ученики многих ешив вообще отходили от соблюдения заповедей.
Кроме того, ни один из учеников, бежавших в Японию, а потом в Китай, не погиб во время войны. Я это лично слышал от вдовы главы ешивы Мир, рабанит Шмулевич, которая пережила с ешивой Мир все её скитания и, соответственно, все произошедшие с ней чудеса. По этому поводу рав Пинкус сказал, что ешива Мир отделила себя от окружающего её потопа скверны отрицания Б-га. В заслугу этого никто из её учеников не пострадал от американских бомбёжек Шанхая. И это – сила защиты, которую даёт Тора. И дай Б-г, чтобы мы этого удостоились, и чтобы в заслугу изучения Торы, укрепления в вере, в Б-гобоязненности и в любви к нашему народу Всевышний защитил его весь целиком.
Подготовил: рав Цви Маламуд