Примечание рава Игаля Полищука. Безусловно, этот замечательный материал проливает свет на то, как наши великие учителя относились к сказанному в Торе: «И берегите очень ваши души» и сказанному нашими мудрецами: «Остерегаться опасности требуется даже больше, чем запрета». Кроме того, есть ясное и четкое указание глав нашего поколения исполнять постановления Минздрава. Однако очевидно, что не все они могут отодвинуть шаббат или пост, и даже не Йом Кипур, а пост 17 Тамуза, установленный мудрецами. Поэтому мы не можем делать далеко идущих выводов из этого материала, кроме общего правила важности сохранения собственной жизни и жизни других.
Есть меры предосторожности, которые отодвигают даже святость Шаббата: например, сообщить больному коронавирусом, что он болен и должен уединиться, чтобы не дай Б-г не заразить других (тем самым подвергая их здоровье и жизнь опасности). Запрет собираться вместе больше определенного количества здоровых людей отодвигает обязанность молиться в миньяне (как это ясно указал наш учитель рав Гершон Эдельштейн), но совершенно не очевидно, что предотвращение такого скопления разрешает нарушить шаббат, и даже заповеди мудрецов. Однако если в этом месте есть большое количество заразившихся, это может изменить поведение в такой ситуации. Общее правило: априори исполнять все требования Минздрава (более того, есть место для устрожения — наши мудрецы относятся к опасности для жизни более строго и осторожно, чем врачи). Но когда эти требования приводят к отмене заповедей и нарушению запретов, необходимо обратиться к компетентному раввину, знающему закон и понимающему ситуацию на месте. [После написания данного примечания я обратился к нашему учителю, гаону раву Бенциону Зильберу, который полностью согласился со сказанным и разрешил привести его согласие.]
Мудрейший из людей, царь Шломо обучает нас важной истине: если человек не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, пусть обратится к событиям, произошедшими с его предками или с мудрецами Торы, и из их опыта извлечет урок. В Шир а-Ширим эта мысль аллегорически выражена так: «Если ты не знаешь, прекраснейшая из женщин, то пойди по следам овец и паси козлят твоих у шатров пастушьих».
Еврейский народ, как и весь мир, переживает очень непростое время — пандемия коронавируса изменила жизнь людей по всему миру.
Как угодно Творцу, чтобы мы себя повели? Давайте взглянем в не столь далекое прошлое и понаблюдаем, как поступали большие люди, попав в подобную ситуацию:
Основоположник течения мусар (направление в иудаизме, придающее особое значение Б-гобоязненности и работе по улучшению своих человеческих качеств) рав Исраэль Салантер был одним из основных организаторов группы помощи пострадавшим от эпидемии холеры, разразившейся в Литве в 1848 году.
Он отобрал около 70 лучших и особо Б-гобоязненных аврехов (молодых людей, изучающих Тору) Вильно и создал из них «бригаду спасения». Члены бригады должны были быть постоянно начеку, чтобы оказать незамедлительную помощь каждому нуждающемуся в ней. Рав Исраэль лично контролировал деятельность членов бригады. Особое внимание он уделял мероприятиям, происходившим в субботу, ибо опасался, что из страха нарушить субботу кто-либо из аврехров не сделает все необходимое для спасения людей.
Учитывая великую опасаность, которую эпидемия представляет для жизни человека, рав Салантер пошел на большие послабления в законах кашерности пищи и субботы.
Он постановил членам бригады совершать в субботу любые действия, необходимые для спасения людей, так, как будто сегодня не суббота, а будний день. Причем все действия они должны были совершать лично, не прося об этом неевреев, которым не заповедано соблюдать субботу.
Рав Исраэль требовал от еврейской общины беспрекословного соблюдения всех предостережений врачей, ибо, как он считал, это является обязанностью по Торе.
Как пишет Рамбам (1:8), человек должен следить за своим здоровьем, чтобы у него была возможность познать Творца, ибо невозможно по-настоящему постичь и осознать мудрость в состоянии болезни. Человек, который в своих действиях руководствуется мыслью о том, чтобы он и его ближние были физически крепки для служения Б-гу, превращает эти действия в служение Творцу. В кодексе законов «Арбаа Турим» («Орах Хаим», п. 155) сказано, что человеку заповедано вести себя так, чтобы быть здоровым и сильным для служения Творцу.
Следя за своим здоровьем, человек исполняет заповедь Торы «И берегите очень души свои!» (Дварим, 4:15).
Рав Шимшон Рафаэль Гирш («Хорев», стр. 283) пишет: «Тело и физическая сила даны человеку в качестве инструментов и средств, с помощью которых он может исполнять свое предназначение в мире». Мы должны с максимальной серьезностью относиться к жизни, здоровью и благополучию каждого члена общества. Об этом наши мудрецы сказали: «Всякий, кто спас одного из Израиля, подобен тому, кто спас весь мир» (Санедрин, 37а).
Согласно нашим учителям, мудрецам Торы, в вопросах, связанных с опасностью для здоровья, запрещено полагаться на чудо, и существует святая обязанность приложить все усилия в рамках законов природы, чтобы не заболеть. А если заболел – то приложить усилия к излечению. Кроме того, молитва является одним из наиболее эффективных практических средств, необходимым для предотвращения и излечения болезней.
Жизнь человека является величайшей ценностью, и заповедано заботиться о ее сохранности и сохранности жизни близких.
По воле Творца люди подвержены законам природы, и хотя Он в частном порядке вершит чудеса, тем не менее запрещено изначально полагаться на чудо. Тора запрещает людям попадать в ситуации, в которых может возникнуть опасность для жизни.
Наши учителя говорят, что управление Творца этим миром в отношении здоровья и жизни людей происходит по трем основным схемам:
Иногда Всевышний решает, что человек будет жив и здоров в любом случае. В таком случае даже без того, чтобы человек прикладывал какие бы то ни было усилия, он останется в полном здравии и сохранности. В ряде случаев Творец считает, что человек должен заболеть или погибнуть. Если так, то этому человеку не помогут никакие усилия: приговор будет приведен в исполнение при любых условиях.
Но чаще всего Создатель управляет миром в соответствии с третьей схемой. Жизнь и здоровье того или иного творения поставлены в четкую зависимость от приложенных им усилий в плане заботы о своей безопасности. Предпринял человек необходимые меры для сохранения жизни и здоровья, исходя из законов природы и общепринятого поведения – будет жив и здоров, решил не прикладывать усилий – заболеет или погибнет («Хинух», заповедь 546; Рашбаш; «Пеле Йоэц», «Рефуа»).
Дополнительно к этому наши мудрецы сообщили нам еще одно правило: в час опасности каждому человеку следует вести себя с особой осторожностью, ибо в это время нашему главному обвинителю – Сатану – дано право голоса (Раши, Берешит, 42:4).
Вернемся в Литву во время эпидемии холеры. По мнению врачей, чтобы снизить вероятность заражения холерой, было запрещено есть рыбу. Рав Салантер распространил постановление, гласящее, что тот, кто ест рыбу, совершает нарушение не меньшее, чем поедание свинины. Чтобы поддержать иммунитет и не дать организму ослабеть, рав Салантер от имени глав поколения объявил об обязанности есть и пить в Йом Кипур, сократить продолжительность молитв и устроить прогулку на свежем воздухе, и быть готовым оказать любую (духовную, физическую и материальную) помощь всякому нуждающемуся в ней.
Он не ограничился распространением закона в печатном виде, а повел народ за собой личным примером. После завершения утренней молитвы Йом Кипура он вместе с двумя известными во всей Вильне раввинами подошел к биме (возвышению в синагоге для общественного чтения Торы), объявил о разрешении и обязанности есть в Йом Кипур, произнес «Кидуш» над бокалом вина и при всех съел некоторое количество выпечки. Когда все остальные члены общины последовали его примеру, он отправился в другую синагогу, потом – в третью и т. д.
Закон о том, что в создавшемся положении каждый обязан поступать в соответствии с упомянутыми рекомендациями, рав Исраэль произнес не от своего имени, хотя этого было бы достаточно, а от имени Творца и наследия святой Торы, в которой сказано: «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жив ими» (Ваикра, 18:5).
Так случилось, что во время эпидемии, о которой идет речь, заболел внук одного из известных мудрецов Торы, рава Йосефа Халфана.
Это произошло в канун субботы, и для спасения было необходимо совершить в субботу ряд действий, которые в обычной ситуации совершать запрещено. Члены группы спасения опасались, что Б-гобоязненный дедушка не позволит совершать действия, запрещенные в субботу, и отослали его в синагогу. Когда задним числом ему стало известно о тех «нарушениях» субботы, которые совершили аврехи, он пришел к раву Салантеру, поблагодарил за спасение жизни внука, но высказал некое сомнение в отношении правомочности столь обширных послаблений в законах субботы.
Рав Исраэль, который всегда обращался к людям на «Вы» и говорил со всеми с великим уважением, в буквальном смысле обрушил свой гнев на рава Халфана, чтобы предотвратить прецеденты подобной ложной строгости в исполнении законов, и спасти еще много людей.
«Ты – простой человек! Ты мне будешь говорить, что можно делать, а что – запрещено?! Я выделил около 70 аврехов для того, чтобы они посвятили все свое время спасению пострадавших от эпидемии. При этом я обещал их родителям, что ни один из них не пострадает от участия в этой святой миссии. И, хвала Всевышнему, так и происходит: еще никто не пострадал от занятия спасением пострадавших! А что ты сделал для спасения людей?!»
В ответ на это рав Халфан снял обувь, сел на пол (знаки проявления высшей степени раскаяния) и попросил прощения у рава Исраэля.
В сборнике писем рава Исраэля Салантера «Ор Исраэль» (письмо 22) мы находим строки, относящиеся к тому времени. «В эти тяжелые для нас дни мы не должны придаваться страху и отчаянию, а обязаны следовать предписаниям специалистов. Опыт показывает, что те, кто внимал рекомендациям врачей, не пострадали. И так необходимо поступать и по здравому смыслу, и по законам Торы. И ни в коем случае не следует в эти святые дни убиваться от горя, но это время служить Всевышнему в радости, ибо Он — наша опора и оплот».
Представляется, что все принципы, определенные нашими учителями во время литовской эпидемии, в полной мере применимы в наши дни, когда коронавирус, или Covid-19, широко распространился по всему миру.
Мы уже успели убедиться, что в тех странах, где отнеслись к происходящим событиям со всей серьезностью, и были приняты самые строгие меры, как этого требует закон Торы, в значительной мере удалось приостановить распространение эпидемии.
Мы, несомненно, имеем дело с явлением, представляющим опасность для жизни, и обязаны предпринять все усилия, чтобы снизить вероятность заражения, как сказано: «И берегите очень души свои!» (Дварим, 4:15).
В местах, где власти не проявляют особой активности для предотвращения распространения эпидемии, мы обязаны по собственной инициативе предпринимать соответствующие меры и убеждать в этом других. При этом мы должны иметь намерение исполнить очень важную заповедь Всевышнего.