Главные ценности в воспитании детей

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

466
главные ценности

«И сказал Г-сподь Б-г: «Вот, человек стал единственным в мире, кроме Меня, знающим добро и зло»» (Берешит, 3:22). И также сказано: «И еще обнаружил я, что сотворил Б-г человека прямым» (Коэлет, 7:29). Святой, благословен Он, Которого называют праведным и прямым, создал человека по образу Своему лишь для того, чтобы тот стал праведным и прямым, как Он.А если спросишь: зачем Он создал дурное побуждение, о котором написано, что «побуждение сердца человеческого – к злу с рождения его» (Берешит, 8:21), и если побуждения человеческие по природе своей злы, то кто же может сделать их хорошими? Сказал на это Создатель: «Ты сам делаешь их злыми!»

Каким же образом? Ребенок пяти, шести, восьми и девяти лет не грешит, но только с десяти лет и далее. Тогда он взращивает дурное побуждение. А если скажем: но ведь человек не может уберечь себя, – отвечает на это Всевышний: ты сам делаешь свои побуждения злыми! Каким образом? Ты был ребенком и не грешил, а вырос – и стал грешить! Сколько есть в мире более тяжелых вещей, чем дурное побуждение, более горьких, чем оно, – а ты делаешь их сладкими! Нет ничего более горького, чем люпин (вид бобов), – и ты стараешься, варишь его и вымачиваешь в воде семикратно, пока он не сделается сладким; и так  же – с горчицей, каперсом и многими другими вещами. То, что Я сотворил горьким, ты делаешь сладким, пригодным для своих нужд, – тем более нужно так же поступать и с дурным побуждением, которое в твоей власти! (Мидраш Танхума, гл. Берешит, 7).

Развитие природных качеств

Как мастер должен быть хорошо знаком с материалом, знать все, что можно с ним сделать, а что – нельзя, так и воспитатель должен хорошо знать суть «материала» – воспитанника, которому он должен придать нужную форму; зная его, воспитатель поймет, что в его силах сделать, и какие воспитательные методы есть в его распоряжении. Мидраш Танхума, приведенный в начале нашей статьи, поможет нам лучше познакомиться с этим «материалом».

«И сказал Г-сподь Б-г: «Вот, человек стал единственным в мире, кроме Меня, знающим добро и зло”». И также сказано: «И еще обнаружил я, что сотворил Б-г человека прямым». Творец, Которого называют праведным и прямым, создал человека по образу Своему лишь для того, чтобы тот стал праведным и прямым, как Он.

Всевышний создал человека по Своему образу и подобию; это проявляется и в теле человека, которое отражает образ Его (например, в теле есть правая и левая стороны, и правая сторона сильнее левой; правая сторона соответствует качеству милости, а левая – качеству суда). Точно так и в духовном: пути Всевышнего должны быть зримы через поведение человека, как сказано: «Ступай путями Его» (Дварим, 28:9). Творец дал человеку множество возможностей сформировать себя духовно, следуя качествам Его. Из слов Торы следует, что человек сотворен со способностью творить добро – став приверженным путям Всевышнего, чтобы уподобиться Ему.

Далее мидраш говорит: А если спросишь: зачем Он создал дурное побуждение, о котором написано, что «побуждение сердца человеческого – к злу с рождения его», и если побуждения человеческие по природе своей злы, то кто же может сделать их хорошими? Из этого вопроса очевидно, на первый взгляд, что в человеке изначально заложены силы зла; так в чем же его вина, если дурное побуждение дано ему с детства? Как он может творить добро? Сказал Создатель: «Ты сам делаешь их (свои побуждения) злыми!» Человек не рождается плохим, и только позже он вдруг делается плохим – ты, человек, сам делаешь так, чтобы стать плохим! Каким же образом? – Откуда мы знаем, что силы зла, в общем, не являются естественными для человека? Ребенок пяти, шести, восьми и девяти лет не грешит. В этом возрасте даже дурные поступки ребенка еще не зачисляются в категорию плохих, т.е. грехов, как будет пояснено ниже. Но только с десяти лет и далее – тогда они уже считаются грехами. Тогда он взращивает дурное побуждение – ведь чем взрослее человек, тем более он привыкает к дурным вещам, и получается, что именно сам человек развивает и взращивает дурные побуждения.

Объяснение этому таково: грех связан с пониманием, с тем, что называется «выбор».

Поступок, совершаемый без понимания, нельзя назвать преднамеренным грехом это только ошибка. Невозможно сказать, что хищное животное грешит, так как все его действия это его природа, и оно создано, чтобы убивать добычу. Так и человек, которые совершает поступок, не осознавая, что делает, то есть без свободы выбора: он – не грешит. Пока разум ребенка неразвит, все его поступки определяются его природой и их нельзя назвать грехом. Но когда он вырастает, созревает его разум, развивается понимание, и тогда его плохие поступки – результат влияния дурного побуждения.

В стихе: «Грех подстерегает у порога» (Берешит, 4:7), из которого ясно, что дурное побуждение дано человеку с рождения, речь идет об этапах развития. Чем больше развивается разум, тем больше растет влияние дурного побуждения. Мудрецы постигли, что с десятилетнего возраста разум ребенка начинает развивать его дурное побуждение. Этот возраст – первый этап, на котором можно сказать, что ребенок сделал что-то плохое; теперь начинается ответственность человека за плохие поступки, совершенные им, – потому, что с этого момента он взращивает свое дурное побуждение.

А если скажем: но ведь человек не может уберечь себя… Ты можешь подумать, что развитие дурного побуждения заложено в природе человека, ведь человеку даны силы, как ведущие его к добру, так и ведущие к злу, и каждая тянет в свою сторону – как к злому (зависти, страсти, ненависти), так и к доброму (расторопности, милосердию и т.д.). Это не так! Все эти силы – не что иное, как сырье, рабочий материал; задача человека – обработать этот материал и направить его в правильное русло. Вот доказательство. Отвечает на это Всевышний: ты сам делаешь свои побуждения злыми! Каким образом? Ты был ребенком и не грешил, а вырос – и стал грешить. Из того, что ты начал грешить только после того, как вырос, следует, что ты не родился с этими силами и способен преодолеть их! Ведь мы уже обнаружили, что ты умеешь превращать плохое в хорошее: Сколько есть в мире более тяжелых вещей, чем дурное побуждение, более горьких, чем оно, – а ты делаешь их сладкими! Нет ничего более горького, чем люпин (вид бобов), – и ты стараешься, варишь его и вымачиваешь в воде семикратно, пока он не сделается сладким; и так  же – с горчицей, каперсом и многими другими вещами. То, что Я сотворил горьким, ты делаешь сладким, пригодным для своих нужд, – тем более точно так же нужно поступать и с дурным побуждением, которое в твоей власти! Как же сделать дурное побуждение «сладким»?

В Талмуде (Бава батра, 16а) говорится о том, что Иов хотел избавить весь мир от суда – на том основании, что все люди находятся во власти дурного побуждения, которое сотворил Всевышний.

Но его друзья ответили ему, что Всевышний, сотворивший дурное побуждение, сотворил также и «приправу» к нему – Тору, и поскольку Тора убирает греховные размышления, нельзя утверждать, что люди вынуждены подчиняться дурному побуждению; ведь они могут спастись с помощью Торы (см. Раши там). Получается, что именно Тора и есть та «приправа», которая делает дурное побуждение сладким. Подобно тому, как соответствующие процессы обработки делают пригодной для еды горькую пищу, так и наша святая Тора превращает у человека его душевные качества, даже плохие, в такие, с помощью которых можно служить Всевышнему, как говорят наши мудрецы (Брахот, 54а): «Сказано: «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим»; слова «всем сердцем твоим» означают «обоими побуждениями твоими» – добрым и дурным». Талмуд говорит (Шабат, 156а), что у того, кто родился под влиянием Марса, есть склонность проливать кровь. Но он может направить эту склонность в хорошую сторону и стать шойхетом или моэлем. Так же, как варка меняет сущность продукта и превращает горькое в сладкое, так Тора делает «сладкими» все таланты и наклонности человека, направляя их в положительное русло.

Относиться к каждому соответственно его качествам

На стих Писания «Диким осленком родится человек» (Иов, 11:12) рав Симха Зисл Зив из Кельма приводит два толкования. Первое – констатация: человек при рождении – будто дикий осленок. Что такое осленок? Животное, не приученное к порядку, полное противоречивых желаний. Вторая его характеристика – «дикий», то есть сбрасывающий с себя любое ярмо, свергающий любое бремя. Таким рождается человек; таков он, пока мал.

Из второго толкования вытекает задача воспитателя: с «диким осленком» мы должны сделать нечто такое, чтобы из него «родился человек». У человека есть два рождения. При первом, физическом, рождается «дикий осленок», а второе – духовное, в ходе которого из «дикого осленка» рождается человек. Это – длительный процесс, и в нем участвуют как родители, так и воспитатели, а в дальнейшем – и сам человек.

«Дикость» означает неподчинение закону, так как суть ее состоит, несомненно, в срывании ярма и ломке всяких рамок. Поэтому иногда не нужно устанавливать рамки и законы с целью «окультурить дикого осленка», а следует в каждом случае судить конкретно. Задача воспитателя – найти золотую середину между желаемым (направлением, в котором мы хотим направить воспитанника) и реальным (т.е. конкретным ребенком – его качествами, достоинствами и недостатками).

Чтобы успешно воспитывать, надо изучить и понять особенности ребенка, – и ни в коем случае не подходить ко всем детям с одной меркой! Можно сравнить маму с хозяином магазина, в котором есть много разных товаров, и у каждого – свои достоинства. Точно так и у каждого ребенка – свои таланты, склонности и свои границы. Поэтому невозможно ставить перед разными детьми одни и те же задачи и требования. Нужно распознать качества ребенка и заложенные в нем способности – и только после этого заниматься его воспитанием.

Приучение к рамкам и порядку

Ребенок – необузданный «дикий осленок». Даже когда он еще младенец, в нем можно различить суть человека во всей ее полноте. Эгоизм проявляется в нем в полную силу, и это легко заметить. Взрослый человек – тоже эгоист, но он уже умеет прятать это качество и маскировать его, так как оно отрицательно воспринимается в обществе. Ребенок, напротив, не знает стыда ни в отношении своего тела, ни в духовных вещах; он являет миру свое «я» как оно есть.

Это и есть наш «рабочий материал», и с указанным его свойством связан один из центральных моментов в воспитании ребенка. Мы должны  дать ребенку понять, что он живет в сообществе людей – в семье, и должен подстраивать себя под ее рамки. Даже если речь идет о первом ребенке, он должен знать, что не имеет права требовать к себе всего внимания. Он действительно часть семьи – но еще не вся семья.

Приучение к определенному режиму начинается еще с младенчества. Не нужно навязывать ребенку армейскую дисциплину, но существуют какие-то порядки, к которым он должен привыкнуть. Есть дети, которые требуют кормления каждые четыре часа, другие – каждые три или даже два часа; это можно уточнить с помощью врача. Кроме исключительных случаев, например, когда ребенок плохо себя чувствует, нужно приучать его к определенному режиму. Даже с первым ребенком мама не должна пугаться и теряться, когда он плачет. Воспитание начинается с его рождением. Иногда говорят даже, что оно начинается за двадцать лет до его рождения – с воспитания родителей, но в прямом смысле этого слова оно начинается сразу с его рождением, так как уже тогда ему нужно приспосабливаться к определенным рамкам.

Если в семье уже есть братья и сестры, ребенку нужно приспосабливаться и к этому и признавать их права; каждый получает свою часть. Это – принцип, который дети обязаны усвоить, так как каждому ребенку по его природе кажется, что весь мир принадлежит ему одному. Он должен избавиться от этой иллюзии и понять, что «не весь мир – его», особенно, когда есть другие члены семьи, тоже требующие внимания.

Когда ребенка отдают в детский сад, он снова оказывается в обществе, и ему нужно приспособиться к нему. Разумеется, каждый ребенок отличается от своих товарищей, в том числе и своими требованиями. Он может требовать сладостей, и это естественно, но они должны выдаваться в определенных границах. Например: возможно, что в данной семье принято давать детям сладости по субботам и праздникам, и также в обычные дни, к примеру, перед сном, чтобы поторопить их идти спать. В таком случае недопустимо, чтобы в середине дня  ребенок приставал к маме, пока она не сдастся. Сдаваться в таких ситуациях – абсолютный педагогический провал: ребенок приучается к тому, что нытье и приставание приводят к успеху, и это послужит ему «оружием» в других  ситуациях, когда он уже знаком с силой этого приема.

Последовательность – основа воспитания

Необходимо выстроить для ребенка правильную шкалу ценностей и научить его взвешивать, что хорошо, а что – нет. Он учится этому от родителей, как прямо, когда ему говорят, что делать и чего не делать, так и косвенно – видя пример поведения родителей в соответствующей ситуации. Родители являются наставниками ребенка, и нужно подчеркнуть, что в его воспитании жизненно важна последовательность, которая является основой успеха. Ребенок нуждается в помощи, чтобы научиться различать добро и зло. Этому он учится от родителей: если они решают дать ему конфету – значит, он заслужил это, а если нет – должен знать, что их решение и в этом случае правильное и неизменное, и на нем нужно настаивать. Если в результате упорных просьб ребенку удается достичь своего и изменить решение родителей, он убеждается, что родительская шкала ценностей – неустойчивая, шаткая. Такая ситуация – педагогический провал.

Однако бывает, что после принятия решения родители убеждаются, что нужно его изменить, и тогда следует подумать, как сделать это таким образом, чтобы не был нарушен принцип последовательности. Нужно объяснить ребенку, чтобы он знал, что есть убедительная причина изменить решение; можно также поставить определенные условия, при которых решение будет изменено. Такое наблюдается в военной стратегии: иногда необходимо отойти и отдать врагу территорию – не в результате неудачи, а в связи с планами на будущее.

С одной стороны, ребенок должен понимать основу нашего решения: почему сейчас что-то можно, а в другой раз – нет. С другой стороны, в особенности в семьях бней-Тора (людей, преданных Торе) важно, чтобы, в качестве одного из воспитательных принципов, ребенок усвоил, что не все должно сопровождаться объяснением. Родители должны выглядеть в его глазах представителями Всевышнего, и так же, как мы не в состоянии понять абсолютно все в Торе, поскольку есть законы, недоступные нашему пониманию, так и ребенок должен иногда удовлетвориться тем, что «так сказали родители», и это их воля.

Из книги рава Хаима Фридлендера «Воспитание в еврейской традиции»


http://www.beerot.ru/?p=40181