Пути воспитания в непростой период

Дата: | Автор материала: Рав Моше Илель Ирш

1055

Цель этой беседы – обрисовать пути, что делать со всеми теми юношами, кто находится вне ешив, как привести их на верный путь.

По этому поводу великие мудрецы Израиля уже сказали, что в наши дни отец обязан посвятить часть своего времени учебе с сыновьями. Если бы ситуация была такова, что сыновья сами хотят учиться, и у них только нет возможности, не было бы особой проблемы устроить это, ведь сейчас есть больше свободного времени.

Только важно отметить, что нужно начинать учебу не в состоянии усталости, ведь порой сын задает вопрос снова и снова, и отец может потерять терпение из-за этого.

И еще один важный момент: нужно хорошо знать материал до учебы с сыном, ведь в противном случае, пока отец разберется в материале, сын может потерять желание учиться. Или сын может задать хороший глубокий вопрос, а отец попытается привести неубедительные доводы, они начнут спорить, и от совместной учебы не будет большой пользы.

И третий момент: «Воспитывай юношу в соответствии с его путем» – путем сына в учебе.

Не направлять сына учиться так, как отец это понимает, ведь порой их пути в учебе различны. Нельзя заставлять сына учиться так же, как учится отец. И следует учить сына в соответствии с его уровнем способностей. Если бы реальность была такова, что сын желает учиться с отцом и связан с изучением Торы, то стоило бы исполнять эти правила.

Однако проблема в том, что, к нашему огромному сожалению, сын часто внутренне оторван от учебы, его интересуют игры, новости и прочее. Написал мне недавно один отец: когда сын приходит из ешивы домой, все, что его интересует – это последние новости и еще хуже, и он оторван от учебы, но к отцу он относится хорошо, между ними есть любовь и взаимное уважение.

Видится, что с таким сыном невозможно идти по пути «удаляйся от зла и делай добро», и уговаривать его, чтобы перестал интересоваться новостями и играми и начал учиться. Это неподходящий путь. Здесь нужно изменить порядок. Расскажу об этом историю о Хазон Ише: один учащийся ешивы состоял в организации, где недостаточно строго следили за еврейским мировоззрением и подобающим поведением.

Родственники просили Хазон Иша повлиять на него оставить эту организацию. Юноша пришел к Хазон Ишу, сели учиться. Они учились целый час. Те, кто привели его, ждали, когда же Хазон Иш заговорит с ним об организации, но Хазон Иш, закончив учиться с ним, благословил его и отпустил. Они были очень удивлены, и на это Хазон Иш сказал: он увидел, как юноша получает удовольствие от учебы, и понял, что если даст ему удовольствие здесь, это само приведет к тому, что он уйдет из других мест. Здесь можно добавить, что сама по себе святость Торы и ее сила могут оказать дополнительное влияние.

Поэтому очень важно и в наше время найти способы сделать учебу приятной и «вкусной», и не держаться одной, строго определенной линии учебы.

Цель учебы должна быть одна: чтобы юноша получал удовольствие от нее. Таким образом он прилепится к учебе, ощущая ее вкус и святость Торы, и через короткое время, когда он будет на верном пути, можно будет убрать другие вещи, которыми он занимался, и одновременно молиться о нем, поскольку посредством множества молитв можно вывести сына на прямой путь.

Главная проблема, существующая в наше время, что нет связи с отцом, и отношения не очень хорошие, и они уже немало спорили и обменивались тяжелыми словами.

В таком случае у сына нет желания учиться и общаться со своим родным отцом, и это происходит во многих домах.

Мне видится, что в таком случае следует действовать таким образом, чтобы построить связь между сыном и отцом. [Прим. ред. Необходимо, чтобы отец был уважаем в глазах своих детей. Но это не достигается криком.] Первым делом отцу следует изменить свое отношение к сыну, построить связь с ним. Сын должен чувствовать, что отец любит его, что ему не все равно. Как-то я разговаривал с сыном одного знакомого. Он сказал мне: «Я ненавижу своего отца потому, что он не сделал для меня ничего!» Я удивился: этот мальчик с самого детства был необузданным. В хедере и в ешиве с ним было много проблем, порой даже приходилось вызывать полицию. И все это время отец нанимал ему учителей, посылал его в хорошие ешивы, используя свои связи, улаживал проблемы с полицией, в общем – прикладывал невероятные усилия. А он говорит, что отец ничего для него не делал! Когда я спросил его об этом, сын ответил: «Все это было не для меня, а для него. Чтобы у него был сын, хотя бы внешне хороший. А когда у меня были личные проблемы, я не чувствовал, что есть с кем поговорить…»

Это реальная история, из которой нужно извлечь урок. Отец должен интересоваться самыми мелкими деталями жизни сына, а не спрашивать только, что он учил, и с кем в паре учился.

Если сын отправился на экскурсию – не спрашивать потом: «Где ты молился Минху?». Нужно спросить, что он видел, что ему понравилось, что там было интересного. Если сын играл с кем-то, спросить, как проходила игра, кто победил и так далее. Чтобы сын увидел, что важен для отца. Когда сын почувствует это, пройдет совсем немного времени, и он сможет принять слова отца, ведь в глубине сердца он хочет этого. Если он увидит этот интерес, он поймет, что отец любит его, и тогда будет готов получать от него и наставление. Сыну чрезвычайно важно чувствовать, что отец уважает и ценит его, и понимает, что сейчас у него период испытания, период, когда он не учится с такой же энергией, как прежде, но все равно отец считает, что он, – замечательный парень, просто немножко ослабил усилия. Но отец все равно ценит его. Нужно дать сыну это ощущение!

Я говорю вам, дорогие родители, это очень-очень тяжело, ведь, в конце концов, отец разочарован в сыне.

Разочарован тем, что тот не ведет себя так, как отец хотел всю жизнь, и он ощущает боль из-за поведения сына. Даже если он не высказывает это вслух, язык тела его выдает, поэтому следует работать над своими внутренними чувствами: смотреть на сына так, что он по сути своей молодец, но есть некоторые факторы, которые ему мешают. Если он почувствует, что отец не разочарован в нем, что он ценит его, это позволит наладить связь между ними. В противном случае это просто разрушает душу юноши. У меня была тяжелая история с одним юношей, которого отец постоянно критиковал по разным поводам. В итоге он дошел до такого полного отчаяния в своей жизни, что нам пришлось отправить его к психологу, который научил его душевно «стряхивать» с себя отца. И только позднее связь между ними восстановилась, и он, слава Б-гу, построил хорошую семью, и сейчас – важный аврех, который хорошо учится. [Прим. ред. Необходимо найти истинные достоинства сына и дать ему понять, как мы ценим их.]

Если вести себя так, как я говорил до этого, то через короткое время будет видно, что сын уважает и ценит отца, и отношения между ними меняются. И тогда он начинает получать удовольствие от учебы – на своем уровне, и постепенно все больше возвращается в учебу и втягивается в нее, и Тора сама возвращает его на правильный путь, так, что он улучшает все свои качества.

Однако важно знать, что главная мудрость – создать атмосферу радости и любви сына к отцу. Такой дом – это источник правильного роста, и нужно снова и снова молиться от всего сердца за успех ребенка, а Всевышний, по великой милости Его, ответит на молитвы родителей. Все мы должны укрепить наши дома, и благодаря этому Всевышний прекратит эту эпидемию в нашем народе.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=53595