«Дай радость любящим» — суть еврейского дома

Дата: | Автор материала: Рав Эрез Шломо Кайзер

1980

С чего начинается еврейская семья? С чего начинается строительство еврейского дома? Тот, кто хоть раз был на еврейской свадьбе, знает, что на ней (а также в течение семи дней после нее) произносятся особые благословения, «шева брахот». В них скрыт особый смысл, который является основой построения полноценного еврейского дома.

Что такое дом? Не строение, а семья. Когда мы говорим о доме, в нашем сознании, с одной стороны, возникает сложная система, создание которой требует размышлений и определенного профессионализма. Но, с другой стороны, это нечто простое, удобное для нас и легко осязаемое. Дом внешне прост, но состоит из множества частей, объединенных сложными законами. Подобно этому, взаимоотношения между супругами также должны быть просты. Рав Шломо Вольбе говорил: чтобы создать хороший дом (семью) нужно осознать всю сложность и многогранность этого понятия… и создать на основе этого нечто простое и понятное. Мозаика, если ее представить в виде отдельных частей, очень сложна. Но как только они собираются воедино – получается простой и понятный рисунок. И об этом говорится в одном из семи свадебных благословений: «Который создал человека… и построил из его же плоти здание вечное».

В другом благословении говорится: «Дай радость любящим, как радовал Ты ранее в Ган Эдене сотворенного Тобою (человека)». Жена представляет для мужа часть того цельного и вечного строения, которое они вместе должны построить. Для реализации задачи полноценного продолжения рода человеку требуются три поколения. У всех творений на земле, кроме человека, есть только два поколения – родители и дети. И только у человека есть третье поколение – бабушки и дедушки. Таким образом, третье поколение – то, что возвышает человека, дает ему основное, духовное отличие от животного мира. И жена представляет для мужа первый шаг к этой духовности. Что имеется в виду, когда говорится «как радовал Ты ранее в Ган Эдене»? О каком времени идет речь? О времени до первого греха. Но как можно его вернуть?! Грех уже состоялся – зачем просить о том, чего нельзя вернуть? Тем не менее, в семи свадебных благословениях мы просим Творца вернуть нас именно в то состояние единства и радости.

Оба упомянутых благословения – о «здании вечном» и о «радости в Ган Эдене до греха» – говорят о том, что построение семьи – очень сложный процесс, на основе понятий, которые относятся к высшим духовным категориям, сложным и трудно постижимым. Тем не менее, все эти понятия проявляются в семейной жизни в очень простой и доступной форме. Пожелания «доброго утра» и «доброй ночи», уход за домом, забота о детях. Все это просто и понятно для каждого. Именно так должен выглядеть еврейский дом: высшие духовные понятия лежат в основе простых и очевидных поступков и слов. Счастье в семейной жизни зависит от того, сможем ли мы выстроить сложный духовный дом и жить в нем просто.

Многие справедливо считают, что мир в доме – это состояние, когда все тихо и спокойно. В молитве «Шмоне Эсре» мы просим Всевышнего: «Даруй мир (сим шалом), добро и благословение… Благословен Ты, Г-сподь, благословляющий народ Свой, Израиль, миром (ба-шалом)». Почему это благословение начинается и заканчивается одинаково? Говорится ли здесь об одном и том же мире?

Есть шалом как основа существования, и есть шалом как цель. Первый «мир» – это покой. Все хотят, чтобы у них было все хорошо: встать утром без физической или душевной боли и так же уснуть вечером. В холодильнике должна быть пища, соседи не должны нас сердить, начальник должен быть спокойным и терпеливым. Муж не должен раздражать жену, а жена – мужа. Мы хотим спокойно выходить из дома, не бежать за автобусом, не думать о минусе на банковском счете… Это и есть спокойная жизнь.

Но это – не тот «мир», о котором говорится в конце благословения. Мы хотим, чтобы Творец взглянул на Свой народ и улыбнулся нам! Мы хотим, чтобы сейчас, в периодэстер паним, тяжелейшего сокрытия Лика, Его правление стало открытым и очевидным, как в дни Мордехая и Эстер. Народ Израиля просит Творца об открытом и явном наблюдении. Об этом мы просим, говоря: «Благослови всех нас светом Лика Твоего». И вслед за этим в нашем народе должны воцариться Тора, бескорыстная любовь, справедливость и благословение, жизнь и мир. И такой мир – не просто покой и отсутствие раздоров. Это мир духовного совершенства, мир близости ко Всевышнему.

Мы учим Тору и исполняем ее заповеди, но чтобы по-настоящему почувствовать удовлетворение от них, мы должны подняться на иной, более возвышенный уровень. Если мы соблюдаем святую Субботу лишь для отдыха и встреч с друзьями, то это называется «пережить Субботу», а не соблюдать ее полноценно. Великий адмор из Слонима говорил, что есть люди, соблюдающие Шаббат, чтобы его не нарушить, а есть те, кто освящает Шаббат.

Подобно этому еврейский дом – это не просто место, где тихо и спокойно, где нет раздоров и конфликтов. Безусловно, такая ситуация – это уже хорошо. Но этого недостаточно. Идеальный еврейский дом – это дом, в котором муж и жена удостоились присутствия Шехины. Б-жественное присутствие в доме – не какое-то непостижимое чувство. Оно зримо и осязаемо. Это особая возвышенная атмосфера, которая наполняет буквально каждое действие, каждый уголок дома. Когда муж и жена достигают этого состояния, исполняется то, о чем говорится в «шева брахот»: «любовь и братство, мир и дружба». Любовь и взаимная симпатия приводят супругов к подлинному единению душ, которое и есть – та самая радость в Ган Эдене до греха.

В нашем мире многое изменилось не в пользу семьи. Вседозволенность и распущенность стали нормой жизни, а особые (разные) роли мужчины и женщины в семье стали предметом насмешек. Слава Б-гу, в еврейском народе это не так заметно, но и мы подвержены влиянию извне.

Равноправие и эмансипация привели к стиранию границ внутри семьи. В наши дни есть мнение, что женщина должна облокачиваться во время Пасхального седера. Раньше это касалось только важных женщин, сегодня мы говорим обо всех. Существенно изменились качества супругов, но внутренние особенности мужчины и женщины сохранились, и важно это понимать. Женщина осталась хозяйкой дома, которая легко переходит от работы к домашним делам. Для мужчин такой переход все еще сложен. Мужчина должен, образно говоря, снять пиджак и шляпу, чтобы стать мужем и отцом.

Сила мужчины в том, что он создает и добывает. Сила женщины – в том, что она превращает добытое мужчиной в полезное, красивое и значимое. Мужчина приносит в дом зерно, а женщина превращает его в тесто, и затем – в хлеб. Когда Адам был проклят тем, что будет есть свой хлеб в поте лица, он заплакал от унижения: неужели я буду кушать зерна, подобно ослу? Тогда Всевышний сказал ему, что он будет есть хлеб, который приготовит его жена.

Когда мы видим комнаты в общежитиях у парней и у девушек, то очень хорошо понимаем огромную разницу между ними. Эта разница становится еще более существенной, когда речь заходит о взаимодополнении мужчины и женщины внутри семьи. Между супругами должно возникнуть взаимное притяжение и стремление к единству во всем. С таким единством они пройдут всю жизнь, удостоятся вырастить детей, увидят их семьи и своих внуков.

В благословениях «шева брахот» есть слова реим а-аувим («близкие любимые»). О чем здесь говорится? Человек вполне может разлюбить то, что ему не подходит. Она забыла приготовить обед – и он ее разлюбил, он забыл вынести мусор – она его разлюбила. Любимый – это признание статуса своего супруга, при котором человек сам думает о том, как сделать так, чтобы супруг его любил. Ему весело – и она веселится вместе с ним, она играет на пианино – он подыгрывает на гитаре. Думая о том, что любит другой, человек преодолевает собственный эгоизм. Такое поведение заставляет супруга сказать: «я тебя люблю», что и будет проявлением единства между ними.

В заповеди о цдаке сказано, что нужно оказывать ту помощь, которой хочет тот, кто просит. Представьте себе человека, у которого буквально нечего есть, он не может оплатить никакие счета, и его выбрасывают из квартиры. Но при этом он говорит, что ему нужен автомобиль последней модели. И показывает рекомендации раввинов, которые просят ему помочь. Это обедневший богач, и так случилось, что он ни разу в жизни не ездил на автобусе. Для него машина и домработница – это минимум. Есть заповедь помочь ему, хотя, в соответствии с нашим пониманием, это явные излишества. Умение подняться над своими желаниями, и понять, что нужно другому, и называется реим а-аувим. Когда супруги достигают такого состояния, исполняется то, о чем мы просим в «шева брахот»: «Дай радость любящим, как радовал Ты ранее в Ган Эдене сотворенного Тобою (человека)».

Подготовила Д. Геллер  


http://www.beerot.ru/?p=23518