Жена – помощник или противник? — По материалам уроков рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2765

Мы знаем, что в Торе содержится вся мудрость мира. Нам осталось лишь открыть ее и приступить к учебе. Написано в главе Берешит: «сказал Всевышний: нехорошо человеку быть одному, сделаем ему помощника напротив него (эзер кенегдо)». Из этого отрывка мы учим: замысел Творца таков, что человек способен полностью реализоваться только в паре. Без пары человек неполноценен, он страдает от своего одиночества. [Можно предположить, что, если человек настаивает на том, что ему хорошо без пары, то это либо лукавство, либо медицинский случай.]

Вопрос, интересующий наших законоучителей сотни лет: что же такое эзер кенегдо? Помощник, безусловно, необходим, но почему Тора добавляет кенегдо – помощник напротив него? Самое известное объяснение таково: если мужчина удостоится, то его супруга будет помощником (как двое работников, сидящих друг напротив друга и исполняющих слаженно одну работу), а если не удостоится, то помощник будет «напротив». Образно говоря, жена будет играть в команде противника.

Мой великий учитель рав Хаим Камил говорил так: достаточно того кенегдо, которое написано в Торе. Юноша и девушка должны максимально подходить друг другу, кроме естественных различий между мужчиной и женщиной. И именно так следует понимать написанное в Торе.

Это построено на словах Раши, который объясняет слово кенегдо, как «противник». Однако это объяснение нужно дополнить. Например, есть две параллельные линии. Они находятся одна напротив другой, но при этом они не противостоят друг другу. Талантливый архитектор располагает здания по противоположным сторонам улицы так, чтобы они дополняли друг друга. Таково самое простое значение понятия кенегдо. Это две противоположности, которые не только не противоречат, но дополняют и улучшают друг друга, создавая единую гармонию. Мужчина и женщина всегда будут разными, но они должны дополнять друг друга.

В «Шулхан Арухе» приводятся слова Рамбама о том, что всегда представлять Всевышнего перед (ленегди) собой – большое правило праведников. И здесь ни в коем случае не имеется в виду, что человек ставит Всевышнего против себя, – лишь напротив!

В слове кенегдо есть намек на еще один вид соответствия. Всем известно, что мужчина и женщина отличаются друг от друга. Именно эти отличия и восполняют недостаток. То, чего не хватает мужчине, он получает от жены, а то, чего не хватает женщине, она получает от мужа. Это именно то, что имел в виду рав Хаим Камил: достаточно написанного в Торе кенегдо, заложенной в самом творении непохожести мужчины и женщины, чтобы вместе они составили единое целое. Семью можно представить, как паззл (детскую мозаику). Специальные выемки и выступы помогают частям паззла сложиться в единую картину и держаться вместе. Если две части паззла будут гладкими квадратами, картинка тоже сложится, но вместе держаться не будет. Например, большинство мужчин руководствуются, прежде всего, разумом, тогда как большинство женщин при принятии решений полагаются на чувства, интуицию. Это ли не величайшее дополнение друг друга в семье? Об этом важно помнить при поиске пары и не следует ожидать от людей того, чего у них нет и не может быть. Так, если юноша привык все просчитывать, а девушка, наоборот, эмоционально реагирует на все и идет за чувствами, то это не причина прекратить шидух потому что «она (он) не похожа на меня». Скорее всего, именно эта девушка идеально подойдет юноше!

Сказали наши мудрецы, что женщинам дано дополнительное разумение (бина йетера). Это – типичное для женщин понимание и принятие окружающего мира. На опыте своей семьи я могу точно сказать, что это такое. Я женат более сорока лет, и в нашем доме выросло, слава Б-гу, много дочерей и внучек. Уникальное качество женщин – уметь понимать всех. Женщины могут понять мотивы поступков любого человека, и, соответственно, оправдать их. Обычно женщины рассуждают так: «Он чувствовал так и так, поэтому он поступил так и так. Поступил неправильно, но он совсем не виноват…».

В дополнение к понятию бина, пониманию, есть даат – умение принять верное решение в противоречивой ситуации. Качество даат подобает мужчинам (хотя его нельзя удостоиться, не работая над собой). Его сочетание с женским качеством бина дает семье мудрость видеть причины поступков и совместно принимать правильные решения. Именно поэтому говорится им эйн бина, эйн даат; им эйн даат, эйн бина – без понимания нет знания и без знания нет понимания. Чтобы установить порядок в семье, стоит научиться принимать решения на основании четкого видения картины. Мудрость жены – в том, чтобы видеть полную картину происходящего, не упуская деталей, и не только то, что на поверхности, но и внутренние мотивы, скрытые помыслы. Мудрость мужа – проанализировать происходящее и, с учетом понимания и советов жены, принять правильное решение. Да, у жены совещательный голос, а у мужа – решающий, но по отдельности эти два голоса не просто неэффективны – они могут привести к совершенно неправильным решениям. Лишь вместе муж и жена смогут вести семью правильным путем!

На первых встречах и даже еще до самой первой встречи, вопрос, касающийся кенегдо – первоочередный для выяснения. Насколько оба предполагаемых супруга одинаково представляют себе свой будущий дом, в каких семьях они сами выросли, какие у них ценности и ориентиры, – и в духовном, и в материальном плане. Взаимное влечение – нормальный и необходимый компонент в союзе мужчины и женщины. Но оно не должно отодвигать все остальное. На деле оказывается, что у юноши, например, идеальный распорядок дня – три седера в колеле и вкусный домашний ужин, а будущая жена представляет свою семью и своего потенциального мужа совершенно иначе. Все в рамках еврейского закона, и каждый имеет шанс построить такую семью, о которой мечтает. Но только с другой парой. Какая бы взаимная симпатия ни возникла, как бы радужно ни рисовалось совместное времяпровождение, слишком много кенегдо – это реальная возможность несчастливой и недолгой семейной жизни. Многих трагедий можно было бы избежать, если бы на стадии шидуха использовать и бина, и даат, чтобы трезво оценивать общие ценности. Еще до первой встречи (и тем более – во время встреч) нельзя поддаваться искушению «пойти за своими глазами».

Рав Мордехай Цукерман, ученик Хафец Хаима, как-то дал одной девушке совет. Она долгое время не могла найти шидух по сердцу, и когда ее отец пришел к нему посоветоваться и получить благословение, он сказал так: передай своей дочери, что, если она найдет с молодым человеком общий язык, – пусть выходит за него замуж. Общий язык – это то, что отличает союз человека от спаривания животных; это то, что является основой для духовной близости (и не только духовной) во все годы семейной жизни. Вот те «маячки», на которые надо ориентироваться на шидухе: есть ли общий язык, есть ли общие интересы, есть ли желание людей быть вместе. Речь не идет о чувственной стороне семейных отношений. Каким бы сильным ни было половое влечение на первых порах, известно, что есть периоды отдаления, плохое настроение, подавленное самочувствие и много других факторов, снижающих это влечение. И что есть кроме этого? Остается ли вообще хоть что-то, что можно было бы назвать единством мужа и жены? Об этом следует подумать наперед, решая главный вопрос всей жизни: кто сидит передо мной – мой эзер кенегдо или нет? Тот ли это человек, с которым я хочу провести свою жизнь?

Когда слова, выражение лица, улыбка нашей пары радуют нас – это важный признак соответствия и залог счастливой жизни. Заповедь жениться и построить семью Всевышний возложил на зачастую незрелых людей. Но Он дал молодым людям силу и возможность понимания, что подходит, а что – нет. Поэтому решение о свадьбе должно приниматься самой парой. Напомним себе, что пары составляет сам Творец. И даже, если после женитьбы случаются неприятные «сюрпризы», то это не повод для недовольства, а для укрепления и исправления самих себя.

Подготовила Адасса Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30852