Часть первая
Сказали наши мудрецы: для человека найти свою пару так же тяжело, как рассечь море. Казалось бы, что здесь сложного? Каждый день мы встречаем на своем пути счастливые пары, которые находят друг друга и вступают в брак безо всяких проблем. Наши мудрецы пишут об этом в начале трактата Сота и в трактате Санедрин, что есть т.н. зивуг ришон (буквально, первый брак), когда все действительно проходит относительно легко. Но есть зивуг шени, второй брак, когда это тяжело, как рассечение моря. Все это – предмет дискуссии наших мудрецов. Согласно объяснению Аризаля,зивуг ришон – это брак «новых» душ в первом перевоплощении, а зивуг шени – браки душ в последующих перевоплощениях. В наше время все пары, согласно этому объяснению, это зивуг шени.
Многие слышали историю про богатую римлянку, которая спросила у еврейского мудреца: чем занят Б-г после того, как создал мир? Мудрец ответил, что Всевышний составляет пары. Воскликнула римлянка: это ли занятие мне не по плечу? У меня есть тысячи рабов и рабынь, и я их быстро переженю! Сказано – сделано: она выбрала двести рабов мужского пола, двести рабынь, выстроила их в две шеренги друг напротив друга и приказала каждой паре считаться с этого момента мужем и женой, – и отпустила их в совместную жизнь. Вы уже догадались, наверное, что ничего хорошего из этой затеи не вышло: на следующее утро «пары» пришли возмущенные, недовольные, а некоторые и с подбитым глазом, и с ушибленным ребром, прихрамывая и со стонами. Семейная жизнь не сложилась, не так-то все оказалось просто.
Тот, кто утверждает, что сам женил своих детей, видимо, недопонимает всей сути происходящего. Только Всевышний действительно составляет пары, мы сами можем лишь приложить какие-то усилия к тому, чтобы встреча юноши и девушки не выглядела таким уж большим чудом. Мы прилагаем внешне огромные усилия, но реально они могут ни к чему не привести.
Основа всех мировых явлений, как мы знаем, находится в Торе. Где в Торе мы встречаем первое упоминание о паре? В первой же главе, где рассказывается о создании человека – Адама, и его жены, Хавы. Всевышний вначале создал человека, потом погрузил его в сон, и, пока человек спал, из его стороны (хотя часто встречается трактовка «из его ребра», и она – неправильная) создал женщину. Адам так сказал про свою жену: «Это подходящая мне пара, поскольку плоть от плоти моей и кость от кости». То есть, мы видим, что изначально человек был создан единым вместе со своей будущей супругой. Затем от него была отделена его пара и отдана ему в жены.
Сказали наши мудрецы, что этот порядок – изначальное единство души, последующее разделение, раздельный приход в мир, возвращение своей половины – не изменился. За сорок дней до рождения ребенка голос с Небес (бат коль) произносит, что такая-то предназначена в жены такому-то. В идеале, семья, построенная на Торе и заповедях, создается именно такими половинками, основанными на изначальном единстве душ. Однако есть и вариант, что Всевышний связывает людей, изначально не созданных быть парой. Этот вариант связан с глубочайшими тайнами мироздания, недоступными нам.
Сказанное в Торе, что муж и жена созданы быть единой плотью, часто трактуют так: в детях соединяется часть от отца и часть от матери, однако Рамбан настаивает на том, что речь идет именно о единстве мужа и жены самих по себе. Таким образом, изначально в них заложен потенциал абсолютного единения.
В трактате Сота обсуждается написание слов «мужчина» и «женщина» на святом языке. Мужчина – иш (איש) это сочетание букв алеф-йуд-шин. Женщина – иша (אישה) – алеф-шин-эй. Как вы видите, слова эти похожи, разница лишь в букве йуд у мужчины и буквеэй у женщины. Вместе эти две буквы образуют одно из имен Творца, а оставшиеся похожие алеф и шин образуют слово эш – огонь. Здесь действует правило «или-или»: или муж и жена удостаиваются, и тогда между ними присутствует Шехина, или Шехинынет, и их поедает разрушающий огонь (не про нас будь сказано).
Святая Тора – это Тора жизни, а не красивая теория. Как же нам удостоиться в реальной жизни того, чтобы муж и жена были единым целым и Шехина действительно присутствовала между ними? Конечно, хорошо если у них изначально был единый корень души. Так, у Адама и Хавы был один корень, одна душа – потому что Всевышний их соединил, выступил, так сказать, шадханом! В идеале, Всевышний находится с мужем и женой не только во время хупы, но и в течение всей их семейной жизни, во всех ее аспектах, и такие пары удостаиваются полной гармонии, несмотря на возникающие время от времени противоречия.
Сказали наши мудрецы, что мужчина и женщина – два совершенно разных типа человека. И дело тут не только во внешних отличиях. У любой пары найдется множество поводов для того, чтобы поссориться, миллион вопросов, по которым их мнения расходятся. Не зря про женщину сказано ке-негдо. Это, с одной стороны, означает близость (как мы говорим «в доме напротив»), а, с другой стороны, это может проявляться и как мнение одного человека, противоположное мнению другого.
Чтобы соединить человека с его парой, Всевышнему приходится очень многое в мире изменять, – иногда и буквально. Практически юноша и девушка встречаются перед свадьбой несколько раз, а кому-то достаточно и одного раза. Помню, когда выходила замуж наша старшая дочь, то до помолвки у них было буквально четыре или пять встреч. Многим нашим родственникам это показалось совершенно невозможным: как же они узнают друг друга, проверят, ведь для этого требуется, как минимум год, ну, в крайнем случае – полгода? Во многих современных хасидских общинах до сих пор принято ограничиваться одной встречей, а еще недавно такая традиция существовала почти во всех литовских общинах (всего 120-150 лет назад). Не считаю красивым и правильным обсуждать какие-то отдельные традиции наших святых общин, поскольку все они берут начало в желании лучше служить Творцу, и Всевышний направляет нас в соответствии с тем, как мы следуем тому, что принято в наших общинах.
Безусловно, основа шидуха – это вера в то, что Всевышний подбирает пары. Мера за меру, наша вера вознаграждается помощью Свыше в нелегком деле поиска спутника жизни. Это общее правило – мера за меру – распространяется на все области нашей жизни, не только на составление пар. Чем больше в нас есть упования на Всевышнего, чем больше места мы оставляем Ему для действий, тем более раскрывается Его правление. Согласитесь, если бы мы руководствовались лишь здравым смыслом, то вряд ли кто-то вообще решился бы на поиск пары. Представьте себе, сколько в мире есть девушек, подходящих по примерным параметрам определенному юноше – к примеру, скажем, сто тысяч. И вот из этих ста тысяч девушек лишь одна изначально предназначена ему, – еще до рождения. Велики ли шансы на то, что он действительно встретится с той самой? 1:100 000! При таком расчете, шансы выходят ничтожно малыми, но ведь как-то это происходит! Это ли не причина для упования на Творца?
С благодарностью Творцу, недавно мы сыграли десятую свадьбу наших детей, и с полным правом я могу рассказать о том, какие бывают шидухи, как явно мы видим в них руку Творца. Бывают шидухи, которые идут «тяжело», со множеством проблем и вопросов, и в них действительно видно «рассечение моря». Вместе с тем, есть шидухи, в которых изначально все гладко, и все складывается легко – и не просто легко, а быстро и наилучшим образом. Оба вида шидухов в полной мере реализуются в мире, и все это – план Всевышнего. Но лишь в первом случае, Всевышний как бы показывает нам, что соединить пару непросто, как рассечь море.
Пишут наши мудрецы, что в наше время мы переживаем эстер паним – сокрытие лика Творца. Это видно во всех сферах жизни, кроме одной: в сватовстве, шидухах, присутствие Творца явно, как нигде. Никакой человеческий ум не может продумать изначально все те чудесные пути, которыми в результате Всевышний сводит пары. Даже у хасидов, традиции которых мы упомянули выше, единственная встреча не происходит путем лотереи – перед тем, как решиться на встречу, семьи долго узнают всевозможную информацию друг о друге, делают много телефонных звонков, проверяют и перепроверяют. Многие знают, что в случае, когда речь идет о составлении пары, многие законы лашон а-ра облегчаются, – настолько это серьезная сфера.
Я не понаслышке знаю, какая это суета, и сколько сил отнимает женитьба каждого ребенка. Проверяется буквально все – не только душевные качества, не только стороны характера, не только то, насколько атмосфера семьи будущих родственников близка к нашей. Нельзя забыть и о материальном аспекте существования будущей семьи. Я никогда не забуду слова, которые сказал рав Зильбер на похоронах своей жены: «Все мы знаем, как тяжело выдавать замуж и женить детей, чтобы построить дома, полные Торы и Б-гобоязненности, – как много это требует сил и денег. Рабанит много работала для того, чтобы заработать деньги – для того, чтобы успешно женить детей, чтобы они нашли свою пару, чтобы они создали счастливые семьи».
На тему материального аспекта сватовства очень точно сказал рав Моше Айнхорн, статьи которого мы публикуем в нашем журнале: сейчас принято выяснять, сколько приданого дают. Часто – еще до первой встречи, чтобы избежать недоразумений впоследствии. Бывает, что другая сторона выставляет непомерно высокие требования. Как быть – мы чувствуем, что, например, юноша был бы прекрасной партией для нашей дочери, но его семья требует от нас денег, которых у нас нет? Расстроиться? Жаловаться на то, что у нас нет таких денег? Ни в коем случае! Нужно понять для себя, что, раз у нас просят денег, которых у нас нет (а, точнее, Всевышний не наделил нас таким богатством, ведь парнаса – с Небес!), значит, этот шидух – не для нашего ребенка, и надо пройти мимо с легким сердцем. Настоящая пара обязательно найдется! Часто то, что мы знаем о сватовстве – лишь внешний набор каких-то очевидных, известных фактов, но лишь детальный и вдумчивый анализ может пролить свет на то, сколько всяких событий и неожиданных поворотов судьбы случилось для того, чтобы юноша и девушка соединились под хупой!
Не секрет, что еврейский дом строится по Торе, а еврейская семья счастлива лишь тогда, когда между мужем и женой есть Шехина. По этому поводу стоит вспомнить вопрос, который задали как-то раву Моше Файнштейну: «Сказанное о муже и жене, и доме, о том, что есть в нем Шехина, – касается домов наших великих мудрецов и праведников, таких, как Хафец Хаим и Хазон Иш?» Я знаю со слов брата человека, задавшего вопрос, что рав Моше Файнштейн категорически не соглашался с этим, и ответил, что нельзя выгонять Шехину из еврейских домов! Это сказано о каждой семье в нашем святом народе! Очевидно, что это касается каждого еврейского мужчины и каждой еврейской женщины, которые хотят жить по Торе, которые хотят построить поистине еврейский дом.
Так сложилось, что настоящая еврейская семья очень прочна. Одним из показателей этого является низкий уровень разводов, при этом стоит заметить глобальное отличие иудаизма. Тора – очень живая, она сама – жизнь, а в жизни случается всякое, поэтому по Торе допускаются, в случае необходимости, разводы. При этом, все же, разводы крайне редки – не потому, что разводиться нельзя, а потому, что не возникает причины! Всевышний, соединяющий семьи, впоследствии присутствует в наших домах и сохраняет их, но для того, чтобы Шехина не ушла из дома, нам надо изначально подходить к теме женитьбы с большой верой и безграничным доверием к Творцу.
Продолжение следует
Подготовила А. Швальб