Введение в законы Шаббата — Порядок выпечки хлеба

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1900

Как уже упоминалось, первые одиннадцать работ – от «сеять» (зореа) до «выпекать» (офе) – связаны с выращиванием и обработкой растений, содержащих красящие вещества, на основе которых затем изготовляли красители для нитей, полотнищ и кож Шатра, как написано (Шмот, 25:4): «…и шерсть цвета тхелет, и багряницу, и червленицу» (Раши, Шаббат 73а, а-Офе). Так, например, полотнища Шатра Откровения, а также завесы у входа во двор Шатра и в сам Шатер изготовляли из нитей, выкрашенных в багряный и пурпурный цвет, а также в цвет тхелет (Шмот, 26:1, 26:36 и 27:16). А покрывала из бараньих шкур красили в багряный цвет (там же, 26:14).

Большинство красителей изготовляли именно из растений («Нишмат Адам», 9:2) – кроме краски тхелет, которую делали из крови моллюска (по некоторым мнениям, рыбы), называемого хилазон (Менахот, 42б).

Вместе с тем в Талмуде указано, что первые одиннадцать работ отражают порядок выпечки хлеба (Шаббат, 74б). А поскольку выпечка хлеба – более распространенный вид занятий, чем изготовление красителей (Ран, Шаббат, 31б по Рифу), одиннадцатая работа названа офе («выпекать»), хотя красители, как правило, не пекли, а варили.

(1) Работа «пахать»

Работа «пахать» (חוֹרֵשׁ – хореш) заключается в разрыхлении земли (Раши, Шаббат 73б; см. Моэд Катан, 2б). Эта работа выполняется, как правило, для того, чтобы подготовить почву к посеву.

Раши указывает, что производными работами (толадот) от основной работы «пахать» является, например, создание рытвины или ямы в поле (Раши, Шаббат, 22а, «Алаха» и 46б, «Исура»).

Но Рамбам считает, что и распашка земли, и рытье ямы или рытвины – это разные проявления основной работы «пахать», так как все эти действия связаны со вскапыванием (Рамбам, Шаббат, 7:2). А производными (толадот) являются, по мнению Рамбама, такие действия, как например, прополка сорных трав или выравнивание земли (срезание кочек и бугорков, а также заполнение углублений) – эти работы связаны с благоустройством земли и улучшением почвы для посадки растений (Рамбам, Шаббат, 8:1; см. Шаббат, 73б; «Мишна Брура», 337).

К производным работам от основной – «пахать» – относится также очищение поля от мелких камней и внесение удобрений («Орхот Шаббат», 1, 18:32-33; см. Иерусалимский Талмуд, Шаббат, 7:2).

По одному из мнений, производной работой от «пахать» является и поливка поля, ведь вода тоже разрыхляет землю. Но, по-другому мнению, поливка является производной от работы «сеять», потому что способствует росту и плодоношению растений (Моэд Катан,2б). А существует мнение, согласно которому поливка является производной от обеих этих работ – «пахать» и «сеять». Именно это мнение приведено в кодексе «Мишна Брура» (336:26).

Нарушившим запрет «пахать» считается совершивший даже минимальное действие, относящееся к вспашке поля или к производным работам, названным выше. И если это действие было совершено неумышленно, то в период Храма нарушитель обязан принести грехоочистительную жертву (Рамбам, Шаббат, 8:1).

Запрещено разрыхлять землю и поливать растения также в цветочном контейнере или горшке («Мишна Брура», 498:91; «Ам Мекадшей Швии» 2, 7:34).

(2) Работа «сеять»

Работа «сеять» (זּוֹרֵעַ – зореа) заключается во внесении семени в землю, чтобы оно проросло.

При изготовлении Шатра работы «пахать» и «сеять» производили для того, чтобы вырастить растения для изготовления из них красителей. Комментаторы указывают, что во время странствий по Синайской пустыне евреи пахали участки земли и выращивали необходимые им растения, а поливали посевы из «родника Мирьям» (Ор а-Хаим, Бемидбар 15:32; см. также Тосафот, Хулин 88б, «Эла»).

Нарушителем запрета «сеять» является посадивший в Шаббат даже одно зерно. И если это нарушение было совершено неумышленно, то для искупления в период Храма нужно было принести грехоочистительную жертву (Рамбам, Шаббат, 8:2).

И хотя зерно или семя, посеянное в Шаббат, укореняется только после Шаббата (а до этого оно просто лежит в земле, как в сосуде), тем не менее, нарушитель запрета подлежит наказанию сразу после того, как он поместил зерно в землю – ведь это приведет к тому, что оно укоренится и прорастет. Но если зерно посажено до Шаббата, а проросло и укоренилось в сам Шаббат, посадивший его не нарушил запрета (ведь точно так же при определенных условиях разрешено поставить кастрюлю на огонь до Шаббата, чтобы пища варилась в Шаббат) («Орхот Шаббат», 1, 18:1/3/; см. «Мишна Брура», 336:33 и 51).

К основной работе «сеять» относится также посадка саженца, из которого вырастет, например, плодовое дерево (Раши, Шаббат, 73б; Рамбам, Шаббат, 8:2). Но некоторые комментаторы считают посадку саженца производной работой («Иглей Таль», «Зореа» 1).

К основной работе (ав мелаха) также относят отведение от растения бокового ростка, прививку ветви, а также подрезку, т.е. удаление некоторых ветвей, чтобы благодаря этому ствол стал выше и толще (Рамбам, Шаббат, 7:3, 7:9 и 8:2; см. Шаббат, 73б). Однако Раши считает подрезку производной работой – толада (Раши, Шаббат, 73б).

Как уже указывалось выше, производной работой (толада) от основной работы «сеять» является поливка растений, потому что она способствует их росту и плодоношению (Моэд Катан 2б; Рамбам, Шаббат, 8:2; «Мишна Брура», 336:26). Но запрещено поливать именно в сам Шаббат – например, из лейки, или включать оросительную систему. Если же оросительная система была включена до Шаббата, это разрешено («Шулхан Арух», 252:5). И, соответственно, разрешено включать до Шаббата кондиционер, даже если известно, что в Шаббат вода из него будет стекать на плодородную землю («Ам Мекадшей Швии», 2, 7:7).

Производной работой от «сеять» является также погружение семени в воду или во влажное место, чтобы оно проросло (Рамбам, Шаббат, 8:2; «Шулхан Арух», 336:11, «Мишна Брура», 51) – например, опускание в воду косточки авокадо («Орхот Шаббат» 1, 18:4).

Действия, связанные с работой «сеять», запрещено совершать не только в поле или в саду, но и на почве, которая отделена от земли и перенесена в другое место – например, на крышу («Тшувот а-Рош», 2:2; «Ам Мекадшей Швии» 2, 7:1).

Запрет «сеять» распространяется также на землю в цветочном горшке с отверстием, и поэтому запрещено поливать растение в таком горшке. «Отверстием» в этом отношении считается такая сквозная дырка, через которую может прорасти небольшой корешок – т. е. меньше маслины. И даже если отверстие находится не на дне горшка, а сбоку, на его стенке, но земля внутри доходит до этого места, такой горшок также считается «с отверстием». Если же отверстия в горшке нет, то совершать в нем работу «сеять» запрещено мудрецами (Мишна брура 336:41-42 и 45). Однако есть и виды горшков без отверстия, которые впитывают влагу, и в них запрещено «сеять» согласно закону Торы (примеч. редактора).

Запрещено ставить цветы в воду и даже возвращать их в случае, когда они были вынуты. Но ветки без цветов и бутонов разрешено возвратить в воду, в которой они стояли при наступлении Шаббата. Однако изначально ставить их в воду тоже запрещено. А если еще до Шаббата человек приготовил воду, но забыл поставить в нее ветки без цветов и бутонов, то в случае необходимости можно их поставить даже в Шаббат (Рамо, 336:11, «Мишна Брура», 336:54, «Шаар а-Циюн» 48; «Орхот Шаббат», 1, 18:5).

(3) Работа «жать»

Работа «жать» (קּוֹצֵר – коцер) заключается в срезании растений, выросших на земле (например, колосьев или плодов). При изготовлении Шатра срезали и срывали растения, необходимые для изготовления красителей.

Основной работой (ав мелаха) является сбор урожая с помощью специального инструмента, предназначенного для жатвы, например, серпа. К основной работе относится не только жатва зерновых, но и срезание плодов (с помощью специальных ножниц или ножа) – например, срезание гроздей винограда или бобовых (Шаббат, 73б; Рамбам, Шаббат, 7:4 и 8:3).

Производной от коцер является работа толеш («срывает»), при которой плоды срывают руками (Раши, Шаббат, 73б; Рамбам, Шаббат, 8:3). Но если данный вид плодов всегда снимают именно руками, то это считается основной работой («Иглей Таль», «Коцер» 4). Но разрешено срывать плоды с ветки, которая уже отломана от дерева – например, отрывать виноградины от лежащей на столе грозди (Рамо 336:8).

Производная работа от «жать» совершается, и когда трясут дерево, чтобы с него попадали плоды («Швитат Шаббат», «а-Коцер», 2).

Если растение срывается для еды, то минимальной порцией, за которую нарушитель подлежит наказанию (в случае умышленного проступка) или должен принести искупительную жертву хатат (в случае неумышленного нарушения), является ка-грогерет («как смоква» – т.е. объемом с ягоду инжира) (Шаббат, 103а; Рамбам, Шаббат, 8:3 и 5). Этот объем соответствует, по одному мнению, трети яйца, а по другому – двум третям. Но срезать или срывать растение меньшего объема также запрещено Торой.

Запрет «жать» нарушается не только при сборе плодов, но и при отсечении любых частей растения (например, стеблей или веток) от места, на котором они растут, если человеку нужны эти стебли и ветки (Тосафот, Шаббат, 73б)

Если человек подрезает дерево (например, виноградную лозу) для того, чтобы она лучше росла, и при этом нуждается в срезанных ветках для растопки или на корм скоту, он нарушает сразу два запрета Торы – «жать» и «сеять» (подрезка относится к работе «сеять»; см. выше) (Шаббат, 73б; Рамбам, Шаббат, 8:4).

Запрещенная работа «жать» совершается при срезании или срывании растений не только с земли, но и с другого места, на котором оно растет – например, при срывании травы, которая проросла на камне, на бочке или на стене (Шаббат, 81б; Рамбам, Шаббат 8:3; «Шулхан Арух», 336:5). Срывание грибов с земли или с другого места, на котором они растут, также является производной работой от «жать» (Шаббат, 107б-108а; «Мишна Брура», 336:34).

Горшок с отверстием, через которое может прорасти маленький корешок (а также некоторые горшки без отверстия, которые впитывают влагу – прим. ред.), приравнивается по своему статусу к «земле», и срезающий (или срывающий) выросшие в нем растения тоже совершает работу «жать». А срывать растение (или его часть) из горшка без отверстия (или горшка с отверстием, но отделенного от земли надежной преградой) запрещено мудрецами (Шаббат, 95а; Рамбам, Шаббат, 8:3; «Шулхан Арух», 336:7, «Мишна Брура», 42).

Запрещено переставлять стоящий на земле горшок с отверстием на «ножки» (т.е. на подставку с ножками) (Шаббат, 81б). По мнению Раши, это запрет мудрецов, связанный с тем, что при этом нарушается связь горшка с почвой, и это похоже на работу «жать» – хотя и через воздух растение в таком горшке продолжает получать от земли влагу. Но Рамбам считает, что при таком перемещении горшка совершается производная работатолеш, и поэтому это запрещено самой Торой (Рамбам, Шаббат, 8:4).

Мудрецы вынесли ряд постановлений, предотвращающих даже неумышленное совершение работы «жать». Так, запрещено нюхать в Шаббат ароматные плоды на деревьях или кустах (например, персики), чтобы человек машинально не сорвал плод для еды. Но нюхать цветы и ароматные травы или листья, растущие на земле или на дереве, не запретили («Шулхан Арух», 336:10). Ведь основное применение плодов – именно для еды. Поэтому следует опасаться, что «вдохновленный» запахом человек может их сорвать. Но цветами наслаждаются в качестве источника приятного запаха, а запахом можно наслаждаться, и когда цветы растут там, где растут. И хотя плод тоже возможно съесть прямо с ветки, это само по себе было бы работой толеш («срывать»), производной от «жать» («Мишна Брура», 336:48-49).

Кроме того, мудрецы вообще запретили пользоваться в Шаббат деревом: залезать на него, облокачиваться на него, вешать на него вещи и снимать с него вещи, а также привязывать что-то к самому дереву. Это постановление мудрецов продиктовано опасением, как бы при использовании дерева не сорвали ветку или не сбили на землю плод. Но нижней частью дерева высотой менее трех ладоней (тефахов) от земли пользоваться разрешено – например, сидеть на выступающих из земли корнях дерева, если они меньше указанной высоты (Эрувин, 100а; Бейца, 36б; «Шулхан Арух», 336:1-2).

Разрешено ходить в Шаббат по траве, потому что вполне возможно пройти, не сорвав ногами траву («Шулхан Арух», 336:3). Но по высокой траве мудрецы запретили бегать и даже чересчур быстро ходить, так как при этом очень велика вероятность того, что какие-то стебли будут вырваны из земли («Мишна Брура», 336:25).

Продолжение следует

 


http://www.beerot.ru/?p=28735