Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления полотнищ. Работы «стричь шерсть», «выбеливать», «красить»

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

2567

Следующая группа запрещенных в Шаббат работ связана с получением шерсти, ткачеством и шитьем. Все эти работы совершались для изготовления полотнищ Шатра Откровения. В Торе сказано: «А все женщины, мудрые сердцем, спряли своими руками и принесли пряжу, и шерсть тхелет, и багряницу, и червленицу…» (Шмот, 35:25; см. также 26:1-3). Из шерстяных нитей были сотканы завесы у входа в Шатер и во двор Шатра (см. там же 26:36 и 27:16).

В эту группу включено тринадцать работ – от «стричь шерсть» (гозез) до «рвать» (кореа).

(12) Работа «стричь шерсть»

Первая работа из этой группы – «стричь шерсть» (גּוֹזֵז – гозез).

Основная работа (ав мелаха) заключена в состригании шерсти со скота с помощью специального инструмента – так, как это делают в будние дни. Запрещено состригать шерсть и со шкуры, снятой с убитого животного (Рамбам, «Шаббат», 9:7; «Мишна Брура», 340:5).

При изготовлении Шатра Откровения состригали шерсть для плетения шерстяных нитей («Мишнат а-Шаббат», 17, «а-Гозез»).

Минимальным количеством шерсти, за состригание которого нарушитель ответственен по закону Торы, является такое, из которого можно сплести нить длиной в четыре тефаха («ладони»). А, по мнению Раши, даже в два тефаха («Мишна Брура», 340:5). Меньшее количество шерсти тоже запрещено состригать из Торы, но грехоочистительную жертву хатат в таком случае не приносят («Мишнат а-Шаббат», 17, «а-Гозез»).

Производной работой (толада) является вырывание и выщипывание перьев у птиц – даже рукой, ведь и в будние дни это делается вручную. Эту производную работу называют толеш – «вырывать» (Шаббат, 74б, Раши; Рамбам, «Шаббат», 9:7; «Мишна Брура», 340:5; см. Раши, Бхорот, 25а).

Если срезают ножницами волосы – на голове или с бороды (как минимум два волоса) – это тоже производная работа от работы «состригать шерсть». К этой же работе относят состригание ногтей (Шаббат, 94б; Рамбам, «Шаббат», 9:8-9; «Шулхан Арух», 340:1). А если волосы вырывают рукой, а ноготь удаляют зубами, то это совершение работы измененным способом – оно запрещено не Торой, а мудрецами («Мишна Брура»,340:1-2).

Запрещено отрезать отслоившийся кусок кожи – заусенец (это тоже производная работа от гозез), и даже удалять его рукой («Шулхан Арух», 328:31, «Мишна Брура», 98-99).

Мудрецы запретили причесывать волосы расческой и даже более мягкой щеткой, так как при этом может вырваться волос («Шулхан Арух», 303:27, «Мишна Брура», 86). Но разрешено немного поправить прическу с помощью мягкой щетки, и принято, чтобы эта щетка была предназначена специально для Шаббата («Мишна Брура», 303:87). Разрешено также аккуратно расправлять волосы рукой. И можно почесывать волосы или бороду, ведь при этом совершенно не обязательно будут вырваны волоски (там же,86 и 88).

Нужно остеречься при использовании одежды из натурального меха или ковра из шкуры с шерстью, чтобы не вырвались волоски (там же, 340:5).

Следует воздержаться от того, чтобы снимать в Шаббат пластырь с кожи, если при этом почти наверняка будут вырваны волоски. Но если это по медицинским соображениям необходимо, то можно положиться на мнение р. Ш.-З. Ойербаха, который облегчает в этом вопросе. Ведь в данном случае человек, во-первых, не заинтересован в вырывании волос, а во-вторых, они вырываются измененным способом («Орхот Шаббат», 17:13/19/).

(13) Работа «выбеливать»

Основной работой «выбеливать» (מְלַבֵּן – мелабен) является отмывание состриженной шерсти или льна от грязи, чтобы вернуть им первоначальную белизну (Рамбам, «Шаббат», 9:10).

При изготовлении Шатра Откровения отмывали и отбеливали шерсть для прядения шерстяных нитей, из которых ткали полотнища для Шатра и одежду для коэнов (см. Раши, Шаббат, 73а, «а-Гозез»).

Минимальным количеством шерсти, за выбеливание которой нарушитель ответственен по закону Торы, является такое, из которого можно сплести нить длиной в четыре тефаха («ладони») (Рамбам, «Шаббат», 9:10). Но выбеливать меньшее количество шерсти тоже запрещено из Торы, однако грехоочистительную жертву хатат в таком случае не приносят («Мишнат а-Шаббат», 18, «а-Мелабен»).

Производной работой (толада) от основной работы мелабен является стирка одежды и тканей (Рамбам, «Шаббат», 9:11). Однако некоторые считают стирку не производной, а основной работой (ав мелаха) – наряду с отбеливанием шерсти (Раши, Звахим, 94а; «Хаей Адам», «Шаббат», 22:1).

В Талмуде указано, что замачивание одежды тоже запрещено из Торы, потому что «замачивание – это уже и есть стирка» (т.е. это начало процесса стирки) (Звахим, 94б). Поэтому запрещено замачивать одежду или белье, запачканное или обмоченное ребенком («Хаей Адам», «Шаббат», 22:2).

В Тосафот указано, что этот запрет Торы касается только грязной одежды, которую необходимо очистить. А, по другому мнению, запрещено замачивать только для стирки и очищения, но если замачивание пачкает одежду, то это разрешено – и поэтому разрешено вытирать мокрые руки полотенцем, которое от этого становится более грязным (Тосафот, Шаббат, 111б). Ведь загрязнение – это действие противоположное стирке (см. «Орхот Шаббат», 13:31). А некоторые законоучители считают, что запрещено замачивать даже чистую одежду, кроме тех случаев, когда она от этого становится грязной – и именно так установлен закон (Рамо, 302:9, «Мишна Брура», 48).

Производной работой от мелабен является также выжимание мокрой одежды, ведь это тоже составная часть стирки, подобно тому, как помешивание – это элемент варки (Рамбам, «Шаббат», 9:11). При этом выжимание мокрой одежды является характерным примером того, как одно и то же действие может относиться к двум различным «основным работам» – в зависимости от цели, которая преследуется при его совершении. Ведь, если одежду или любую ткань выжимают, чтобы высушить, а выжимаемая жидкость при этом идет на выброс, тогда это часть процесса стирки и производная работа от основной работы «выбеливать» (Рамбам«Шаббат», 9:11; «Мишна Брура», 302:39). Но если ткань выжимают для того, чтобы воспользоваться выжатой жидкостью, – это производная работа от основной работы «молотить» (Тосафот, Шаббат, 111б; «Мишна Брура» 320, «Беур Алаха» «Еш ми ше-матир»).

В Талмуде указывается, что из Торы запрещено даже отряхивать загрязнившуюся одежду (Шаббат, 147а) – это тоже одно из проявлений работы «выбеливать» (Раши). Раши поясняет, что этот запрет подразумевает стряхивание пыли. Но рабейну Там считает, что имеется в виду стряхивание от росы – и только в таком случае это действительно является «стиркой» (кибус), которая запрещена Торой (Тосафот, Шаббат, 147а). В Гемаре также оговорено, что запрещено отряхивать только новую и черную одежду, за чистотой которой тщательно следят. Но стряхнуть пыль со старой или цветной одежды, на которой не так видна любая грязь, можно, потому что это не считается «важным» действием и «работой» (Шаббат, 147а, Раши).

В кодексе «Шулхан Арух» этот закон сформулирован так: «Стряхивающий росу с новой черной одежды ответственен по закону Торы, так как такое стряхивание действует на одежду подобно стирке, – но это касается только такой одежды, которую он без отряхивания не оденет» (302:1). И таков же закон в отношении снега и капель дождя («Хаей Адам», «Шаббат», 22:9; «Зихру Торат Моше», 24:4). А Рамо в своих примечаниях к кодексу «Шулхан Арух» добавляет: «Есть говорящие, что запрещено стряхивать пыль с одежды, за чистотой которой следят (это точка зрения Раши), – и следует учитывать это мнение» (там же).

В кодексе «Мишна Брура» пояснено, что «новой» в этом отношении называют одежду, которой «еще мало пользовались и по виду которой можно различить, что она – новая» (302:1). Но если за чистотой некой одежды особенно не следят, то стряхивать с нее пыль можно – такое действие не является запрещенной в Шаббат «работой» (302:5). И понятно, что «субботняя одежда» (бигдей Шаббат) всегда считается «новой», ведь за ее чистотой следят особенно тщательно (примеч. редактора).

Мудрецы вынесли целый ряд постановлений, призванных оградить от нарушения запрета мелабен. Так, в Талмуде указано, что, если глина присохла к одежде, ее можно аккуратно снять ногтем (или ножом). Однако нельзя тереть или соскребать так, чтобы от грязи вообще никакого следа не осталось – ведь это «подобно стирке». Но если грязь не прилипла к одежде, а просто лежит на ней (например, волосок), то это можно снять, даже если не останется никакого следа («Орхот Шаббат», 13:23/30/). И в любом случае запрещено тереть части одежды друг о друга, как это делают при стирке – ведь это «выглядит как стирка». Однако разрешено потереть одежду с обратной стороны, чтобы глина сошла (Шаббат, 141а, Раши; «Орхот Шаббат», 13, с. 390). И так же можно поступить, если к одежде пристали остатки пищи («Орхот Шаббат», 13:23).

Мудрецы запретили развешивать для просушки промокшую (например, от дождя) одежду – из-за марит а-айн, т.е. это «выглядит» так, будто эту одежду постирали в сам Шаббат и повесили сушить («Шулхан Арух», 301:45). Причем то, что запрещено из-за марит а-айн в тех случаях, когда человека могут заподозрить, будто он нарушил запрет Торы, запрещено даже во внутренних помещениях, где в реальности никто не сможет увидеть («Мишна Брура», 165). Но если одежду повесили сушиться еще до Шаббата, то снимать ее не обязаны («Шулхан Арух», 301:45).

Ряд запретов мудрецов относится к одежде и изделиям из кожи, а в наше время – к различным синтетическим материалам. Ведь упомянутое выше правило «замачивание – это (уже) и есть стирка» относится только к таким материалам, которые впитывают воду, как шерсть или ткань, – но не к коже и не к пластмассе. Поэтому, если на кожаном изделии есть грязь, разрешено полить на него водой. Но запрещено стирать кожу – т.е. тереть две стороны друг о друга, как принято при стирке, – так как, во всяком случае, запрет «стирать» касается и ее («Хаей Адам», «Шаббат», 22:11). Соответственно, разрешено полить водой на запачкавшуюся кожаную обувь («Шулхан Арух», 302:9) или на водонепроницаемую скатерть, изготовленную из синтетических материалов (типа «клеенки» или одноразовой скатерти из тонкой пленки). Но запрещено тереть одну часть подобной скатерти о другую или с силой стирать с них грязь (даже просто рукой) пока они еще влажные, так как это уже «способ стирки» («Кицур Илхот Шаббат», 19:5; «Орхот Шаббат», 13:37; см. «Мишна Брура», 302:41). И такой же закон относится к обуви или одежде из резины («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:5).

Кроме того, разрешено замачивать одежду или утварь, изготовленную из подобных материалов, в воде (но без добавления моющих средств),  при условии, что ею собираются воспользоваться в тот же Шаббат. Но если кожаная обувь или водонепроницаемая одежда из синтетических материалов прошита натуральными нитями или включает какие-либо элементы из натуральной ткани, замачивать ее запрещается («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:5; «Орхот Шаббат», 13:37-38).

Хотя есть разрешающие замачивать в Шаббат ткань, изготовленную из синтетических нитей (вообще без применения натуральных), например, синтетические рубашки, носки и т.п. («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:6), – все же, по мнению большинства авторитетных законоучителей это запрещено, так как эти материалы частично впитывают воду между волокнами («Шевет а-Леви», 5:27; «Хут Шани», 2:33, «Мелабен», с. 208; «Орхот Шаббат», 13:39). И согласно всем мнениям, ткань, изготовленную из синтетических нитей, запрещено выжимать или с силой стряхивать с нее воду («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:6; «Орхот Шаббат», 13:41).

(14) Работа «растрепывать»

Основная работа «растрепывать» (מנפץ – менапец) заключена в расчесывании состриженной и выбеленной шерсти рукой или гребнем (Раши, Бава Кама, 93б). «Растрепывание» (нипуц) производится для того, чтобы разделить слипшиеся волокна и подготовить их к последующему прядению нитей. Согласно этому объяснению, слово ניפוץ (нипуц – «растрепывание») родственно слову הפצה («распространение», «рассеяние»).

Но, согласно мнению Рамбама, основная работа менапец заключена в том, что шерсть бьют палкой («Перуш а-Мишнайот», 7:2) – чтобы размягчить ее и отделить волокна друг от друга. Тогда название этой работы родственно слову לפוצץ (лефоцец – «разбивать», «раздроблять»). В одном из стихов псалма слово נִפֵּץ (нипец) употреблено именно в значении «разбил» (см. Теилим, 137:9). Рав Овадья из Бартануры приводит в своем комментарии оба эти объяснения: «Прочесывает ее (т.е. шерсть)» – бьет ее палкой, а также расчесывает ее гребнем». Возможно, слежавшуюся шерсть сначала, действительно, били палкой, чтобы разделить крупные волокна, а затем уже расчесывали гребнем, чтобы окончательно разделить отдельные пряди шерсти.

Минимальным количеством шерсти, за «растрепывание» которой нарушитель ответственен по закону Торы, является такое, из которого можно сплести нить длиной в четыре тефаха («ладони») (Рамбам, «Шаббат», 9:12). Но «растрепывать» меньшее количество шерсти тоже запрещено из Торы («Мишнат а-Шаббат», 19).

К основной работе (ав мелаха) относится и прочесывание льна («Хаей Адам», «Шаббат», 23). Как уже указывалось, для изготовления льняной нити стебли льна сначала замачивали, чтобы размягчить, а затем разбивали – «трепали», чтобы извлечь волокна, отделив их от одеревеневшей части стебля. А потом уже волокна «прочесывали», чтобы отделить их друг от друга и получить нити.

При изготовлении Шатра Откровения растрепывали шерсть и лен для последующего прядения нитей, из которых ткали полотнища и одежду коэнов («Мишнат а-Шаббат», 19).

Производной работой (толада) от основной менапец является разбивание палкой коровьих жил, чтобы размягчить их и изготовить из них нити для сшивания свитка или тфилина (Рамбам, «Шаббат», 9:12; «Хаей Адам», «Шаббат», 23).

(15) Работа «красить»

Следующая работа «красить» (צּוֹבע – цовеа). Она заключена в окрашивании какого-либо материала, в том числе, в освежении и усилении уже существующего цвета.

При изготовлении Шатра Откровения занимались окраской нитей и кож. Как уже указывалось, полотнища Шатра, а также завесы у входа в Шатер изготовляли из нитей, окрашенных в багряный и пурпурный цвет, а также в цвет тхелет (Шмот, 26:1, 26:36 и 27:16). А покрывала Шатра, сделанные из бараньих шкур, красили в красный (точнее, багряный) цвет, как сказано: «И сделай покрывало из окрашенных в красный цвет бараньих шкур» (там же, 26:14).

Минимальным количеством, за окраску которого нарушитель ответственен по закону Торы, является нить длиной в четыре тефаха («ладони») или шерсть, из которой можно сплести нить такой длины (Рамбам, «Шаббат», 9:13). Но окрашивать меньшее количество шерсти тоже запрещено Торой («Мишнат а-Шаббат», 20).

Основной работой (ав мелаха) является окраска шерсти устойчивой краской (Рамбам, «Шаббат», 9:13), а также покраска любого материала, который принято красить – стен, домашней утвари, кожи и ткани («Орхот Шаббат», 15:53). В частности, запрещено натирать ботинки ваксой или обувным кремом. И даже бесцветным кремом или жидкостью для чистки обуви пользоваться тоже запрещено, так как благодаря такой смазке цвет ботинок становится более свежим и ярким («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:37/127-128/; «Орхот Шаббат», 15:55/77/; см. «Мишна Брура» 327:12, «Шаар а-Циюн», 16). Кроме того, при нанесении крема для обуви совершается и другая запрещенная работа – мемареах («намазывать») производная от основной работы мемахек, «скоблить» («Мишна Брура», 327:16, «Шаар а-Циюн», 17; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:37/127/).

Производной работой (толада) от основной цовеа является смешивание красящих веществ с жидкостью для изготовления краски (Рамбам, «Шаббат», 9:14; «Мишнат а-Шаббат», 20). Но некоторые считают, что при этом совершается другая работа – «месить», лаш (см. «Магид Мишнэ»; «Мишна Брура», 320:59).

Согласно закону Торы, запрещено красить лишь устойчивой краской. А мудрецы запретили красить также неустойчивой краской, которая спустя некоторое время сама сходит («Хаей Адам», 24:1-2).

В частности, женщине запрещено делать в Шаббат макияж («краситься») – наносить на лицо румяны и подводить глаза («Шулхан Арух», 303:25, «Мишна Брура», 79-80) – даже если для этого используют такие краски, которые сами сходят («Хаей Адам», 24: 2).

Запрещено смазывать губы губной помадой – даже бесцветной. При этом также совершается запрещенная из Торы работа мемареах («намазывать») – производная от мемахек («скоблить») («Шмират Шаббат ке-Илхата», 14:58/155/; «Орхот Шаббат»,15:56/80-81).

Запрещено накладывать крем-пудру и не следует использовать также порошковую пудру («Шмират Шаббат ке-Илхата», 14:59/158/; «Орхот Шаббат», 15:57). Запрещено покрывать ногти лаком – как цветным, так и прозрачным («Шмират Шаббат ке-Илхата», 14:57 /152/).

Запрещено окрашивать только такие вещи, которые обычно красят, но продукты питания, как правило, не подкрашивают (по крайней мере, в прошлые времена – до начала эры химических технологий в кулинарии). И поэтому, когда добавляют один вид пищи в другой и при этом один вид окрашивается в цвет другого, запрещенная работа «красить» при этом не совершается («Шулхан Арух», 320:19). Например, разрешено добавлять красное вино в белое («Мишна Брура», 56; см. «Хаей Адам», 24:3) – но только при условии, что окрашивающий вид пищи добавили для того, чтобы улучшить вкус или консистенцию блюда, а не для того, чтобы его окрасить. И можно добавить чайную заварку в воду (но при этом нужно соблюсти необходимые условия, чтобы не нарушить запрет «варить»; см. выше). А если хотят учесть и мнение законоучителей, которые полагают, что запрет «красить» распространяется на продукты питания, тогда лучше налить белое вино в красное и воду в заварку – а не наоборот («Шаар а-Циюн», 318:65; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 11:38).


http://www.beerot.ru/?p=29847