Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления частей Шатра Откровения — Работа «ударять молотком»

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1574
работа

(38) Работа «ударять молотком»

Работа «ударять молотком» (מַּכֶּה בַפַּטִּישׁ – макэ ба-патиш) – это завершающее действие при изготовлении какого-либо предмета (Шаббат 75б). При завершении изготовления металлической утвари ремесленники легонько постукивают молоточком по поверхности предмета, чтобы выправить мелкие неровности. И также каменщик ударяет по положенному в стену камню, чтобы он был вровень с соседними. Поэтому всякое завершение работы мудрецы условно называют «удар молотком» (р. Хананель; «Магид Мишнэ», Шаббат 10:16; «Хаей Адам», Шаббат, 44:4; «Мишна Брура», 302:9).

Раши объясняет несколько по-иному: завершая работу, мастер ударяет молотком по наковальне, чтобы выправить молоток перед следующей работой – и выражение «удар молотком» в значении «завершение изготовления предмета» идет отсюда (Раши, Шаббат 73а; см. комментарий рава Овадьи из Бартануры).

При изготовлении Шатра Откровения работа макэ ба-патиш производилась при завершающей подгонке металлических деталей (ведь вертикальные брусья двора были оправлены в серебряные скобы и крепились на медных основаниях, а вверху были серебряные крючки). Кроме того, работа «ударять молотком» выполнялась при завершении производства золотых пластин, когда их выравнивали ударами молотка (см. «Мишнат а-Шаббат», 42).

Производной работой (толада) от основной работы «ударять молотком» является завершающее действие, которым предмет доводится до полной готовности (Раши, Шаббат 102б). Так, например, запрещено вытягивать оставленные портным наметочные нити из новой одежды, поскольку этим завершается изготовление предмета (Шаббат 75б, Раши; Рамбам, Шаббат, 10:16; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 302:2, «Мишна Брура», 8).

Запрещено впервые вставлять ремешки в новую обувь или в новую одежду, так как это тоже «завершение предмета» (тикун кли). Этот запрет касается лишь таких ремней, которые является составной частью данной одежды (например, сандалий, костюма или брюк) и предназначен для использования только с ними. Но обычные, сменяемые, ремни разрешено вставлять даже в новые брюки или юбку, так как их не принято навсегда оставлять в одежде («Мишна Брура», 317:16; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:62).

Запрещено не только изготовлять предмет, но и чинить его, даже выпрямлять погнувшийся металлический шампур («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 509:1, «Мишна Брура», 1), а также ложку, вилку или дужку очков («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:77). Мудрецы запретили чинить предмет даже в том случае, если и в таком виде он по-прежнему пригоден для своей функции – например, выпрямлять лишь немного погнувшуюся иглу («Мишна Брура», 509:7).

Запрещено заводить остановившиеся механические часы, так как это тоже тикун кли, – и по многим мнениям, это запрет из Торы (там же, 338:15, «Шаар а-Циюн», 15; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 28:19/42/).

Мудрецы запретили отделять в Шаббат трумот и десятины от урожая, так как это «выглядит исправлением» пищи, ведь до отделения эти продукты запрещено есть, а после отделения – разрешено («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 339:4, «Мишна Брура», 25).

Мудрецы также запретили окунать новую посуду, приобретенную у неевреев, ведь и это «выглядит исправлением» – до окунания ею запрещено пользоваться, а после – разрешено («Мишна Брура», 323:30 и 33).

http://www.beerot.ru/?p=39230