Авдала для женщин

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1803

Женщины, которые приняли на себя молиться Маарив, должны произнести соответствующую вставку на исходе Субботы так же, как мужчины. Женщине, которая еще не произнесла эту вставку (либо из-за того, что она вообще не молится Маарив, либо из-за того, что она еще не успела помолиться, либо, из-за того, что она забыла вставить соответствующий отрывок), запрещено совершать работы, запрещенные в Субботу. Для того, чтобы ей можно было совершать эти работы, она должна или услышать Авдалу, которую произносят на бокал вина, или произнести слова «Благословен разделяющий между святым и будничным» (ברוך המבדיל בין קדש לחול). Тот, кто не может сам произнести эти слова, может услышать их от другого.

Женщинам и мужчинам запрещено есть и пить что-либо (кроме воды) перед тем, как они сделали авдалу на бокал вина или услышали ее от другого человека.

Существует разногласие между мудрецами-ришоним, обязана ли женщина делать Авдалу. Поэтому предпочтительно, чтобы женщина услышала Авдалу от мужчины, который делает ее для себя, или для другого мужчины, или даже для мальчика, не достигшего возраста 13 лет. Но если такой возможности нет, то женщина должна сделать Авдалу сама.

По большинству мнений, женщина, которая делает Авдалу сама, произносит все благословения как мужчина. Это касается как женщин, которые следуют сефардской традиции, так и тех, кто следуют традиции ашкеназов («Алихот Бат Исраэль», 15:84-88).

[В отношении благословения на огонь мнения законоучителей разделились. Есть также отдельные сефардские авторитеты, которые сомневаются, может ли женщина произносить самое главное благословение Авдалы – «Разделяющий между святым и будничным» (המבדיל בין קודש לחול). Поэтому женщина, которой известно, что в ее семье или в ее общине принято поступать определенным образом в отношении этих благословений, должна следовать своей традиции. Но если ей это неизвестно, она может положиться на мнение, по которому ей нужно произносить все четыре благословения Авдалы.] 

Женщина, которая слушает Авдалу, должна сидеть или стоять рядом с тем, кто ее делает, в зависимости от обычая. Если в то время, когда ее муж делал Авдалу, женщина занималась уборкой дома, уходом за детьми, мытьем посуды и т. п., и только краем уха слышала, как ее муж произносит благословения, она не выполнила обязанность. Кроме того, чтобы выполнить заповедь благословлять на огонь, необходимо находиться недалеко от этого огня в то время, когда на него произносят благословение.

Каждый, кто слышит Авдалу от другого, обязан сосредоточиться на словах произносимых благословений. На каждое благословение необходимо отвечать «Амен». Нельзя разговаривать во время Авдалы. Этот запрет продолжается до момента, когда ведущий Авдалу заканчивает пить бокал вина, на который он произнес благословение. Но тот, кто случайно пропустил благословение на вино, но услышал другие благословения, выполнил обязанность делать Авдалу. Главное, чтобы он услышал благословение «Благословен Разделяющий между святым и будничным» (ברוך המבדיל בין קודש לחול).

Если Авдала делается во время, когда жена запрещена своему мужу, нет проблемы в том, чтобы она держала для него свечу («Алихот Бат Исраэль», 15:91-95).

Вино и женщины

Не принято, чтобы женщины допивали вино, оставшееся в бокале Авдалы. В книге «Шней Лухот а-Брит» называется причина этого обычая: дело в том, что, по одному из мнений, запретным плодом, которым Хава накормила Адама, был виноград (см. Брахот, 40а, Санедрин, 70а). Она выжала виноградный сок и напоила Адама вином. Поэтому женщины лишены вина Авдалы в качестве наказания за этот грех. Но женщина, которая делает Авдалу сама, должна выпить вино.

Если сразу после Субботы начинается праздник, и Авдала является частью Кидуша праздничного дня, женщина может пить вино из бокала, на который произнесли Кидуш («Мишна Брура», 296:6, «Диршу», «Алихот Бат Исраэль», 15:89)


http://www.beerot.ru/?p=27864