Благовония – утешение души

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2522

Только благословения на вино (בורא פרי הגפן) и на разделение между Шаббатом и буднями (המבדיל בין קודש לחול) являются обязательными. По букве закона, тот, у кого нет благовоний, на которые он мог бы произнести благословение, не обязан искать их, и может сделать Авдалу, пропустив благословение на благовония. Очевидно, что тот, у кого есть возможность раздобыть благовония для Авдалы, не должен легкомысленно отказываться от заповеди произнести благословение на них. Мудрецы каббалисты пишут, что благословение на благовония на исходе Субботы чрезвычайно важно для души. Оно позволяет ей взять частицу святости Субботы и пронести ее в обыденность шести будних дней.

Благословение на благовония произносят именно на исходе Субботы, а не на исходе праздников, и только в случае, когда следующий после Субботы день – не праздник. «Шулхан Арух» пишет, что, когда Шаббат заканчивается, дополнительная душа уходит от человека. Чтобы утешить свой осиротевший дух, он вдыхает аромат благовоний, запах которых благоприятно влияет на его душу.

Комментаторы также пишут, что приятный запах укрепляет душу человека, ослабленную уходом святости Субботы.

Несмотря на все это, тот, у кого нет ничего, на что он мог бы произнести благословение «Сотворивший разнообразные виды благовоний» (בורא מיני בשמים), не должен из-за этого откладывать Авдалу. А тот, кто по какой-то причине не сделал Авдалу на исходе Субботы и был вынужден сделать ее позже, не произносит благословение на благовония как часть Авдалы («Шулхан Арух», 297:1, «Мишна Брура», там, 1-2, «Диршу», «Пискей Тшувот», там).

Благословение на благовония

Мудрецы установили пять разных благословений на приятно пахнущие предметы. На запах, исходящий от дерева (или от его части), произносят «Сотворивший благовонные деревья», на запах, исходящий от трав произносят «Сотворивший благовонные травы». На запах, исходящий от съедобного плода дерева, произносят «Наделяющий плоды хорошим запахом». На запах, исходящий от особого масла, произведенного из плодаафарсемон произносят «сотворивший приятное масло». [В современном иврите словомафарсемон называют хурму. Но из контекста, в котором это слово употребляется в Талмуде, очевидно, что мудрецы называли этим словом какое-то другое растение, из которого производилось особое душистое масло. Так как сегодня нам неизвестно, что такое афарсемон, благословение на это масло не произносится.] На все остальные запахи произносят благословение «Сотворивший разнообразные виды благовоний». При этом последнее благословение является «универсальным», и тот, кто произнес его на любой запах, выполнил обязанность.

«Мишна Брура» пишет, что даже если для церемонии Авдалы используется ветка приятно пахнущего дерева (например, мирта) или трава, все равно следует произнести благословение «Сотворивший разнообразные виды благовоний». Дело в том, что, если формулировка Авдалы будет варьироваться в зависимости от того, какие именно благовония в ней используются, это приведет людей к ошибкам и напрасным благословениям. Поэтому во время Авдалы следует произносить именно благословение «Сотворивший разнообразные виды благовоний».

Тем не менее, пишет «Мишна Брура», предпочтительно найти то, на что произносится именно благословение «Сотворивший разнообразные виды благовоний», чтобы произнести подходящее для данного вида благословение. В «Мишне Бруре» написано, что его можно произнести на ромашку, душистый перец или имбирь.

Сефардские евреи во время Авдалы произносят то благословение, которое соответствует данному виду. Например, на мирт они благословляют «Сотворивший благовонные деревья» (בורא עצי בשמים).

Рав Шломо Залман Ойербах пишет, что не следует произносить это благословение на духи, так как многие виды духов сделаны из синтетических материалов, которые на определенной стадии производства производили весьма отталкивающий запах. Мудрецы также пишут, что на запах табачного дыма благословение произносить не нужно («Шулхан Арух», 297:1, «Мишна Брура», там, 1-2, «Диршу», «Пискей Тшувот», там).

Не на всякое благовоние разрешается произнести это благословение. На средства, сделанные для того, чтобы заглушить отталкивающий запах, запрещено произносить благословение «Cотворивший разнообразные виды благовоний» (בורא מיני בשמים). В частности, в Талмуде упоминаются благовония, которые ставили в туалете или помещали рядом с мертвым телом для того, чтобы заглушить трупный запах. На такие благовония нельзя произносить благословения, даже если сами они обладают весьма приятным запахом.

Нельзя также произносить благословение на запахи, которые были сделаны для служения идолам. Однако, различные благовония или воскурения, которые идолопоклонники делают исключительно для продажи, не входят в эту категорию.

Как мы уже писали выше, современные алахические авторитеты запретили произносить благословение на духи, так как их запах получен искусственными методами. То же самое относится к пахучему мылу, средствам для стирки белья, и т. п. На запахи всех этих химических продуктов вообще нельзя произносить благословение.

Тот, кто во время Авдалы произнес благословение на одно из перечисленных выше веществ, должен еще раз произнести благословение на вино «Сотворивший плод виноградной лозы», так как неправильно произнесенное благословение на благовония делает перерыв между благословением на вино и благословением Авдалы «Разделяющий между святым и будничным» («Шулхан Арух», 297:2, «Мишна Брура», там, 3-5, «Биур Алаха», 288, «Диршу», «Пискей Тшувот» там).

«Шулхан Арух» пишет, что лучший предмет для благословения на приятный запах во время Авдалы это мирт (адас). «Мишна Брура» поясняет, что подразумевается именно мирт, который использовали для выполнения заповеди «четырех видов» в праздник Суккот. Но в сам праздник (если Авдалу делают в один из полупраздничных дней праздника Суккот) нельзя пользоваться ветками мирта, которые были предназначены для выполнения заповеди. После праздника следует использовать именно мирт, который был использован для заповеди в Суккот. Как мы писали выше, во время Авдалы ашкеназы должны произнести на него благословение «Сотворивший разнообразные виды благовоний» (בורא מיני בשמים), а сефарды – «Сотворивший благовонные деревья» (בורא עצי בשמים). Но если благословение на запах произносят не как часть церемонии Авдалы, то и ашкеназские евреи должны произносить на каждый вид подходящее для него благословение. Если мирт засох и потерял запах, то на него уже нельзя произносить благословение.

Во время Авдалы можно использовать и другие ветки деревьев или трав с приятным запахом. Можно также использовать специи, предназначенные для приготовления пищи. Желательно положить их в специальную коробочку или сосуд для Авдалы, чтобы показать, что они предназначены именно для запаха, а не для приготовления пищи.

Желательно, чтобы сосуд для благовоний был герметично закрыт, чтобы они не теряли запах. Но для того, чтобы произнести благословение, его надо открыть. Даже если запах благовоний явственно ощущается, когда сосуд герметично закрыт, на него нельзя произнести благословение пока он закупорен.

На пустой сосуд, в котором в прошлом хранились специи, нельзя произнести благословение, даже если в нем все еще остается сильный запах специй. Но если в нем есть пыль или крошки бывших в нем благовоний, этого достаточно, чтобы на него можно было произнести благословение («Шулхан Арух», 297:4, «Мишна Брура», там, 8-10, «Диршу»).

Тот, у кого не развито чувство обоняния, не может произносить благословения на благовония. То же самое относится к тому, кто временно не ощущает запахи. Если хозяин дома, который делает Авдалу для себя и для своих домочадцев, простужен и не ощущает запах благовоний для Авдалы, он не должен произносить благословение на благовония. Исключением является случай, когда у него есть сын, не достигший тринадцатилетнего возраста, но достаточно большой, чтобы его можно было обучать произносить благословения и выполнять заповеди. В этом случае можно произнести благословение на благовония с целью обучить такого сына, как делают Авдалу. Сын должен понюхать благовония сразу же после того, как отец произнесет благословение на них.

Почему же ведущий Авдалу не может произнести это благословение для других наподобие тому, как, например, тот, кто уже прочитал в Пурим мегилу, может произнести благословение на чтение мегилы еще раз, для выполнения этой обязанности другими?

Закон, согласно которому один человек может произнести благословение за другого, основан на том, что все евреи несут ответственность друг за друга (Рош а-Шана, 29а-б). Поэтому, если один еврей не может или не хочет произносить благословение, которое он обязан произнести, другой может сделать это за него. Тот, за кого произносится благословение, должен ответить «Амен».

Выше мы уже объясняли, что благословения разделяются на несколько категорий. Благословение на чтение мегилы является благословением на заповедь. Так как на каждого еврея возложена обязанность читать мегилу, то и благословение на нее является обязательным. Поэтому другой еврей может произнести его за того, кто по какой-то причине не произносит его самостоятельно.

Благословения на природные явления, необычные виды, и тому подобное, тоже становятся обязанностью, как только еврей становится свидетелем природного явления. Поэтому, эти благословения за него тоже может произнести другой.

Благословения на еду, питье и запахи не являются безусловно обязательными. Только тот, кто хочет вкусить данную еду или ощутить данный запах, обязан их произнести. Поэтому на эти благословения не распространяется понятие взаимной ответственности, и их нельзя произнести за другого. Но если несколько евреев хотят съесть какую-то еду, ощутить запах и т. п., то один может произнести благословение за всех. Другие должны ответить «Амен».

В данном случае, так как благословение на благовония не является неотъемлемой частью Авдалы, оно рассматривается как благословение на удовольствие, которое получают от запаха, а не благословение на заповедь. Как мы объяснили, благословения, входящие в эту категорию, может произносить только тот, кто сам получает удовольствие или пользу. Поэтому тот, кто не чувствует запахи, не может произнести это благословение для других. Но если это благословение произносится для того, чтобы научить ребенка выполнять заповеди, оно само переходит в категорию заповедей, поэтому его можно произнести. И так как это благословение является частью Авдалы, оно не является перерывом между благословением на вино и питьем вина.

Тот, кто простужен и точно не знает, может он вдохнуть запах благовоний в данный момент, или нет, может попробовать понюхать их перед тем, как произнести благословение. То же самое относится к случаю, когда нет уверенности, что запах благовоний не выветрился. Следует заранее понюхать их (или до, или во время Авдалы), чтобы убедиться, что на них можно произнести благословение.

Рав Шломо Залман Ойербах пишет, что существует сомнение по поводу того, кто на исходе Субботы уже произнес благословение на запах и понюхал благоухающие растения и т. п. до Авдалы. Возможно, он уже выполнил эту часть заповеди, и тогда благословение на благовония прервет между благословением на вино и питьем вина. Поэтому ему следует произнести благословение на благовония до того, как он произносит благословение на вино («Шулхан Арух», 297:5, «Мишна Брура», там, 11-13, «Диршу»).


http://www.beerot.ru/?p=28110