Благословение на огонь

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2092

Третье благословение Авдалы – это благословение на огонь «Сотворивший сияния огня» (בורא מאורי האש). Мудрецы постановили произносить это благословение на исходе Субботы, так как Талмуд (Псахим, 54б) говорит, что на исходе первой Субботы после сотворения мира Адам в первый раз высек огонь.

Это благословение произносят на пламя, исходящее от нескольких фитилей. Но если нет специальной свечи для Авдалы, и нет возможности соединить пламя двух свечей, то можно произнести это благословение и на обыкновенную свечу, или даже на две горящие спички. Если же нет никакой возможности зажечь огонь, это благословение можно пропустить и сделать Авдалу без него. Тот, кто не произнес благословение на огонь во время Авдалы, может произнести его, увидев огонь, в течение всего вечера и всей ночи на исходе Субботы. Но после того как начался рассвет следующего дня, это благословение произнести уже нельзя.

Не на всякий огонь можно произнести это благословение. На огонь, который был зажжен для отопления, а не для света, и на огонь, который недостаточно ярок, чтобы при нем можно было отличить друг от друга две разные монеты, нельзя произносить это благословение.

Тот, кто не может сделать Авдалу на бокал, так как у него нет ни вина, ни какого-либо другого напитка, подходящего для Авдалы, все равно должен произнести благословение на огонь. То же самое относится ко дню 9 Ава, который выпадает на Шаббат и переносится на следующий день, или выпадает на исходе Субботы. Так как в этот день запрещено пить и есть даже вечером и ночью, Авдалу на вино откладывают до следующего вечера. Но благословение на огонь произносят на исходе Субботы, прежде чем читать Мегилат Эйха.

Во время Авдалы запрещено зажигать что-либо от огня свечи, которую используют для Авдалы, так как это предмет, предназначенный для выполнения заповеди («Шулхан Арух», 298:1, «Мишна Брура», там, 1-4 и 556:1, «Диршу»).

Талмуд пишет, что благословение на огонь следует произнести на «пучок», то есть, на несколько соединенных вместе фитилей. «Мишна Брура» объясняет, что речь идет о фитилях, которые находятся рядом друг с другом таким образом, что их огни сливаются в одно пламя.

Лучший материал для изготовления свечи для Авдалы – это воск. Поэтому лучше всего приобрести специальную плетеную восковую свечку для Авдалы. Но если такой возможности нет, то, как уже упоминалось, можно произнести благословение на огонь, просто соединив вместе две свечи. Если этого тоже нет, его можно произнести и на одну свечу. Если нет даже одной свечи, можно произнести его на две соединенные вместе горящие спички.

«Мишна Брура» пишет, что по некоторым мнениям нельзя произносить это благословение, если огонь находится за стеклом. Поэтому лучше не пользоваться керосиновой лампой для Авдалы. Но если ничего другого нет, то можно использовать и керосиновую лампу.

Некоторые авторитеты писали, что, если на исходе Субботы начинается праздник, то не следует соединять вместе две свечи, так как из-за этого можно случайно потушить одну из них. Но рав Моше Файнштейн и рав Йосеф Шалом Эльяшив разрешили соединять между собой пламя двух свечей даже в праздник. Главное помнить, что в праздник нельзя тушить огонь.

Очень важно не забывать, что зажигать праздничные свечи, а также свечи Авдалы можно только после окончания Субботы. Если день, предшествующий празднику – это Суббота, то в этот день нельзя вести никакую подготовку к празднику, и, тем более, совершать запрещенные в Субботу работы.

Как мы писали выше, прежде чем произнести благословение на огонь, следует посмотреть на его отражение в ногтях правой руки. Следует загнуть четыре пальца руки таким образом, чтобы они закрыли большой палец, и посмотреть на пальцы и на ладонь одновременно. Свет свечи должен быть достаточно ярким, чтобы было видно, где кончается ноготь и начинается кожа пальца.

Для того, чтобы произнести благословение на огонь, требуется, чтобы при свете свечи можно было различить между монетой одного государства и монетой другого государства. Тот, кто участвует в Авдале при большом скоплении людей и не имеет возможности подойти достаточно близко к свече, может специально подразумевать, что благословение на огонь ведущего Авдалу на него не распространяется. После окончания Авдалы можно подойти ближе к свече или взять ее, и произнести благословение.

С другой стороны, если огонь очень яркий, и с его помощью можно различить монеты на большом расстоянии, удаленность не мешает произнести благословение на этот свет.

Благословение на огонь можно произнести только при условии, что пламя было зажжено для освещения, а не для тепла. Поэтому нельзя произносить это благословение на огонь газовой плиты. Что касается случая, когда плиту зажигают специально для Авдалы, рав Шломо Залман Ойербах сомневался, можно ли в такой ситуации произносить благословение на огонь. Поэтому лучше так не делать, а пользоваться свечой («Шулхан Арух», 298:3-4, «Мишна Брура», 298:9-13).

 


http://www.beerot.ru/?p=28250