Как делать Авдалу на вино

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1410

Сколько вина нужно выпить?

Мудрецы писали, что того, кто произносит Авдалу на вино, Всевышний называет «святым». В заслугу того, что человек делает Авдалу на вино, Всевышний дает ему сыновей-мудрецов Торы, и дает возможность приобрести удел в Грядущем мире.

Поэтому следует делать Авдалу с весельем и в приподнятом настроении, будучи одетым в субботние одежды. Желательно поставить бокал с вином на субботний стол, покрытый нарядной скатертью.

Возникает вопрос, сколько вина или виноградного сока следует выпить для того, чтобы выполнить эту заповедь? «Мишна Брура» пишет, что минимальное количество – это мло лугмав, «полный рот» (מלא לוגמיו), которое равняется половине меры ревиит (רביעית), то есть, примерно 43 мл по самому облегчающему мнению. Но тут возникает другая проблема. На того, кто выпил такое количество вина, распространяется разногласие между авторитетами, должен ли он произносить после этого благословение.

Поэтому лучше всего выпить ревиит вина или виноградного сока (по разным мнениям – от 86 до 150 мл.). Это количество следует выпить залпом. Тот, кто этого сделать не может, должен выпить его за 1-2 минуты. По мнению «Мишны Бруры», тот, кто не выпил необходимое количество вина за это время, не выполнил заповедь.

По другим мнениям, тот, кто сделал Авдалу на бокал, в котором находится необходимое количество вина, и всего лишь попробовал вкус вина, выполнил заповедь, хотя и не самым лучшим образом.

Поэтому тому, кто не смог выпить достаточное количество (43 мл) вина или виноградного сока, желательно услышать Авдалу от другого. Но самому ему Авдалу делать уже нельзя, так как есть мнения, по которым он уже выполнил обязательство.

Тот, кому трудно выпить необходимое количество вина или сока, может произнести благословение, попробовать вино и отдать его другому. Можно даже отдать вино или сок мальчику, не достигшему возраста 13 лет. Однако с тем, кто будет пить вино, необходимо договориться заранее, что благословение на вино произносится также для него. По некоторым мнениям, тому, кто произносит благословение, нет необходимости даже пробовать вино. Так как его благословение на вино засчитывается другому, этого достаточно для Авдалы, и не засчитается напрасным благословением («Пискей Тшувот», 296:1, 11).

Пролившееся вино

Что делать тому, кто произнес благословение на вино и случайно разлил его, прежде чем он или кто-то другой успел попробовать это вино? Он должен налить себе другой бокал вина и вновь произнести на него благословение, так как первое благословение не засчиталось. Если вино разлили уже после того, как было произнесено благословение «Разделяющий между святым и будничным» (המבדיל בין קודש לחול), следует быстро, ничего не говоря, налить еще один стакан вина и вновь произнести на него благословение «Создающий плод лозы» (בורא פרי הגפן). Повторять благословение «Разделяющий между святым и будничным» (המבדיל בין קודש לחול) при этом не следует.

Но если после того, как произнесли благословение «Разделяющий между святым и будничным» (המבדיל בין קודש לחול), разлили вино и начали разговоры, не связанные непосредственно с Авдалой, или вышли из дома, и т. п., то требуется еще раз произнести благословение на бокал вина и еще раз произнести благословение «Разделяющий между святым и будничным» («Пискей Тшувот», 296:11).

Что делать, если нет вина

«Шулхан Арух» приводит два мнения по поводу ситуации, когда на исходе Субботы нет ни вина, ни какого-либо другого подходящего для Авдалы напитка. По одному из мнений, так как человек все равно не может сделать Авдалу на вино, ему разрешается кушать сразу же после того, как он помолился Маарив. По другому мнению, если он ожидает, что ему удастся добыть необходимый напиток до полудня следующего дня, ему запрещено есть до Авдалы.

«Мишна Брура» пишет, что здоровый человек должен следовать более строгому мнению и не есть до того, как сделает Авдалу (если ожидает, что такая возможность появится у него до полудня следующего дня). Если же неизвестно, когда он сможет сделать Авдалу, то кушать можно сразу. Слабый человек или человек, которому трудно поститься, может есть сразу же после молитвы Маарив.

Как уже упоминалось выше, тот, кто забыл произнести Авдалу в молитве, и не ожидает, что сможет произнести Авдалу на вино, должен молиться Маарив еще раз, на этот раз – не пропуская необходимую вставку.

Тот, кто по какой-то причине не произнес Авдалу на вино на исходе Субботы, должен произнести ее позже. Время произнесения Авдалы продолжается до захода солнца во вторник.

Тот, кто делает Авдалу не на исходе Субботы, а позже, не должен произносить благословения на благовония и на огонь. Он произносит только благословение на вино и благословение «Разделяющий между святым и будничным».

Тот, кто не сделал Авдалу на вино в течение вечера и ночи на исходе праздника, начиная с рассвета, уже не сможет восполнить ее («Шулхан Арух», 296:3 и 299:6, «Мишна Брура», 296:18-22, 299:16-19).


http://www.beerot.ru/?p=27969