Время съедения мацы

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1384

Как мы уже упоминали раньше, в ночь праздника Песах есть заповедь Торы съесть определенное количество мацы.  Эту мацу требуется съесть за определенное время. Первый кезаит мацы, который едят перед началом трапезы, и последний кезаит, афикоман предпочтительно съесть за один раз. Но если во время съедения мацы был сделан небольшой перерыв, это тоже не страшно. Главное закончить кезаит за три-четыре минуты. (Это время называется «к-дэй ахилат прас» — время съедения большого ломтя хлеба.)

Изначально следует есть мацу отдельно от всего остального. Но тот, кто ел одновременно с мацой что-то еще, или чем-то намазал мацу, или запивал ее – выполнил заповедь.

Если мацу вымочили в воде в течение короткого времени, то с её помощью тоже можно выполнить заповедь.

(Так как перетертый хлеб рассматривается как хлеб в полном смысле слова, тот, у кого нет зубов, или тот, кому трудно жевать или глотать, может выполнить заповедь есть мацу в Песах, перемолов ее и смочив ее водой. Маца, которую раскрошили на мелкие крошки, перетерли или перемололи и намочили водой, сохраняет все благословения, а именно: перед тем, как её есть, надо совершить омовение рук. Потом надо благословить на неё «а-моци лехем мин а-арец» и «аль ахилат маца». Тот, кто ест не меньше, чем кезаит, должен произнести биркат а-мазон после того, как закончил есть. Тот, кто ест не меньше, чем два кезаита, должен также произнести благословение на омовение рук «аль натилат йадаим».

Но если крошки мацы продержали в воде достаточно долго для того, чтобы вода изменила из-за этого цвет, то на эту мацу уже нельзя произнести благословения «а-моци» и «аль ахилат маца».)

Мишна Брура пишет, что очень пожилой или больной человек может также положиться на мнение, что маца, вымоченная в соке или в супе, подходит для выполнения заповеди. Но здоровому человеку нельзя полагаться на это мнение, и даже если он уже съел такую мацу, ему следует съесть еще кезаит не замоченной таким образом мацы. Это относится как к той маце, которую едят в начале трапезы, так и к афикоману, который едят в конце трапезы.

Маца, которую сварили, или замочили в горячей воде, или продержали в холодной воде больше суток, непригодна для выполнения заповеди, так как она теряет вкус мацы.

(По Раби Йеуда Чезнер, «Шаарей йамей а-Песах», 7:6:8-13)


http://www.beerot.ru/?p=25140