У больных диабетом или язвой желудка иногда возникает ситуация, при которой они должны срочно поесть. Если в этот момент они находятся в месте, где нет кошерной еды, они должны поесть некошерную еду, так как в противном случае их здоровье или сама жизнь подвергнутся серьезной опасности. (Конечно, человеку, который знает, что может оказаться в такой ситуации, можно настоятельно порекомендовать всегда иметь с собой какое-то количество кошерной еды). Если такой человек вынужден купить еду в некошерном ресторане, возникает вопрос, должен ли он снять ермолку и постараться скрыть свою принадлежность к еврейскому народу, чтобы в результате покупки и поглощения им некошерной пищи не произошел хилуль а-Шем¸ осквернение Имени Всевышнего.
Рав Моше Файнштейн в книге Игрот Моше пишет, что в такой ситуации лучше всего надеть какой-нибудь головной убор, например кепку, который скроет наличие ермолки. Если такой возможности нет, то надо снять ермолку.
Тот, кто заходит в некошерный ресторан, чтобы воспользоваться уборной, или купить там бутылку кошерного сока и тому подобное, не должен скрывать свое еврейство. Так как всем известно, что в данном заведении можно приобрести кошерные продукты, или пользоваться уборной, то заход в него не является осквернением Имени Всевышнего или действием, которое выглядит как запрещенное (маарит аин). Также нет необходимости заходить в такой ресторан незаметно.
Рав Менаше Клайн пишет в книге Шоне Алахот, что, хотя ношение ермолки — это не заповедь Торы, оно помогает отдалить человека от греха. Поэтому следует стараться не снимать ее ни при каких обстоятельствах.
(По книге р. Якова Трависа Таканат а-Шавим, гл. 7)
Тому, кто оказался в ситуации, в которой он вынужден покупать и употреблять некошерную пищу, следует соблюдать следующие элементарные правила:
- Лучше покупать еду не в ресторане, а в магазине, так как при этом менее очевидно, что еврей покупает что-то некошерное.
- Даже оказавшись в безвыходном положении, следует стараться нарушить запреты Торы в наименьшей степени. Для этого следует стараться приобрести пищу растительного происхождения.
- Свежие фрукты и овощи, выращенные за пределами земли Израиля, можно есть без опасений, что в них окажется что-то некошерное.
- Другие продукты, например, печение и хлеб, запрещены только из-за примеси некошерных ингредиентов, в то время как их основные составляющие — мука, сахар, и т. п., – не запрещены. То же самое относится к молочным продуктам. Употребление таких видов пищи является меньшим нарушением, чем, скажем, употребление продуктов, сделанных из смеси молока и мяса, или из некошерного мяса. (Речь идет даже о мясе кошерных животных, которые не были зарезаны в соответствии с законом Торы.)
- Тот, кто ест плоть различных некошерных существ, например, креветок, нарушает сразу несколько запретов Торы. Поэтому употребления таких продуктов следует избегать в наибольшей степени.