Пергамент ручного производства

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1538

Пергамент ручного производства

Вопрос: Относится ли рекомендация пользоваться пергаментом ручного производства ко всем изделиям СТАМ (то есть, свиткам Торы, тфилинам, и т. д.), или к некоторым из них можно допустить менее строгое отношение?

Ответ: Существуют различия между разными изделиями. В первую очередь, надо еще раз подчеркнуть, что обработка кожи для производства СТАМ должна быть произведена с намерением использовать кожу для исполнения заповеди («ли-шма»). Основной вопрос, связанный с использованием кожи, подвергшейся машинной обработке, таков: можно ли рассматривать разные ее стадии как совершенные «ли-шма», если эти стадии выполняются машиной. Поэтому чем большее значение придается тому, чтобы кожа была выделана «ли-шма», тем более важно использовать пергамент ручного производства.

Давайте рассмотрим каждое из изделий СТАМ в отдельности, начиная с тех из них, которые требуют наиболее строгого отношения, и кончая требующими наименее строгого отношения.

Тфилин

Закон таков, что пергамент, который вкладывают в тфилин, должен быть сделан «ли-шма». Это мнение большинства мудрецов-ришоним. Поэтому, если при написании паршиёт, которые вкладывают в тфилин, использовали пергамент, не сделанный с соответствующими намерениями, на такие тфилин нельзя произнести благословение. (Однако, как мы уже объяснили раньше, это не значит, что на паршиёт, сделанные из пергамента машинной обработки, нельзя произносить благословение. Тем не менее в отношении тфилинов использование ручного пергамента является чрезвычайно важным по многим мнениям.)

Мезуза

По мнению большинства авторитетов, по закону пергамент для мезузы должен быть обработан «ли-шма». Но если возникает ситуация, при которой невозможно достать пергамент, обработанный для выполнения заповеди, то следует использовать мезузу, сделанную на обыкновенном пергаменте, пока не удастся достать мезузу, сделанную из специального пергамента, обработанного «ли-шма». На такую мезузу нельзя произносить благословение. Это основывается на мнении Рамбама, который считает, что мезузу необязательно писать на пергаменте, обработанном «ли-шма».

Свиток Торы

 По большинству мнений, пергамент для написания свитка Торы должен быть обработан «ли-шма». Тем не менее немалое число авторитетов считает, что это необязательно. Поэтому, если нет альтернативы, можно пользоваться свитком Торы, написанном на пергаменте, не сделанном «ли-шма», из него можно читать и можно произносить благословение перед его прочтением.

Мегилат Эстер

В этом вопросе существует разногласие между двумя величайшими мудрецами – Рамбамом и Рабейну Тамом. Рамбам считает, что нет необходимости использовать пергамент, сделанный «ли-шма». Рабейну Там считает, что все законы, относящиеся к свитку Торы, относятся также к Мегилат Эстер.

Так как Шулхан Арух приводит оба мнения, использование пергамента ручной обработки для написания Мегилат Эстер менее важно, чем использование такого пергамента для свитка Торы.

Пророки

Свитки Пророков и Писаний необязательно писать на пергаменте, обработанном «ли-шма».

(По книге рава Реувейна Мендловича «Inside סת״ם»)


http://www.beerot.ru/?p=15739