Песах — Магид — Рассказ о выходе из Египта

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2253

Рассказ о выходе из Египта – это заповедь Торы. Рамбам пишет («Яд а-Хазака», Законы квасного и мацы, 7:1): «Существует повелительная заповедь из Торы рассказать о чудесах и удивительных событиях, которые произошли с нашими предками в Египте в ночь на пятнадцатое Нисана, как сказано (Шмот, 13:3): “Помни этот день, когда вышли вы из Египта”… Откуда же известно, что следует помнить именно этот день. Ибо сказано (Шмот, 13:8): “и расскажи сыну своему в этот день, говоря «из-за этого сделал со мною Г-сподь при выходе моем из Египта»”. То есть, в то время, что перед тобой находятся маца и марор. И даже тот, у кого нет сына, и будь он даже великим мудрецом, все равно он должен рассказать о выходе из Египта. И тот, кто рассказывает об этом пространно, заслуживает похвалы».

Поэтому, начиная рассказ о выходе из Египта (который в Агаде называется «Магид»), рассказчику следует иметь в виду, что тем самым он выполняет заповедь из Торы.

Рамо пишет (473:6): «следует рассказывать таким образом и таким языком, чтобы было понятно всем, … даже маленьким детям. Или следует объяснять им. И так делал [один из великих мудрецов средневековья], рав Ицхак из Лондери – он рассказывал всю Агаду на местном языке, чтобы его поняли женщины и дети». Если присутствующие не понимают святой язык, следует перевести Аггаду на понятный им язык. В любом случае, следует разъяснить ее так, чтобы было понятно всем, кто участвует в седере.

«Мишна Брура» (там, 64) пишет: «женщины тоже обязаны выполнить все заповеди этой ночи, в том числе, рассказать Агаду. Поэтому, они обязаны сидеть за столом и слушать всю Агаду. И если они вынуждены выйти из-за стола что бы варить что-то, или ухаживать за младенцами, все равно должны как минимум выслушать кидуш, а когда рассказ [Агады] дойдет до слов “Рабан Гамлиэль говорит: каждый, кто не сказал”, они должны зайти в комнату и выслушать до места, в котором пьют второй бокал вина, ибо тот, кто не сказал одну из этих трех вещей, не выполнил заповедь. Принято также звать их [то есть, женщин, у которых нет возможности спокойно сидеть за столом], чтобы услышали, как читают о десяти казнях, которыми Всевышний поразил египтян. И это для того, чтобы рассказать им, сколько чудес Всевышний совершил ради евреев».

Как мы уже писали раньше, рекомендуется уложить детей спать днем, чтобы у них были силы участвовать в проведении пасхального седера.

Перед тем, как спрашивают «чем отличается эта ночь от всех других ночей», наливают второй стакан вина, для того, чтобы дети спросили, почему перед трапезой пьют два стакан вина [а не один, как перед обычной праздничной трапезой]. И это заставит их задавать также другие вопросы, связанные с тем, что происходит в эту ночь. Нужно привлечь детей вопросами и рассказами так, чтобы он не заснули как минимум до части Агады, в которой говориться «мы были рабами Фараона в Египте». Ведь основной смысл заповеди рассказывать Агаду – это ответить на четыре заданных вопроса, и рассказать о выходе из Египта. А тот, кто укладывает детей спать сразу после ма ништана (то есть, после того, как они задают четыре традиционных вопроса, «чем отличается эта ночь…»), и не дает им услышать ответ на эти вопросы, ошибается! Также важно помочь детям не спать во время исполнения заповеди есть мацу и марор. А самое лучшее – это предоставить им возможность участвовать во всем седере!

(По «Шаарей Ямей а-Песах» 7:5:20-23, рав Йеуда Чезнер)

[Рав Полищук добавляет, что очень важно задействовать детей во время седера. Нужно задавать вопросы, отвечать на них, рассказывать детям интересные рассказы, относящиеся к тому, о чем идет речь в Агаде. Также очень важно поощрять их, раздавать им орехи и шоколад (с хорошим экшером на Песах, конечно). Это добавит детям радость, что необходимо – ведь это – самая важная ночь в году!]


http://www.beerot.ru/?p=13103