Пурим — подарки бедным на Пурим

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

5341

Каждый человек – мужчина, женщина и даже нищий, который живет на подаяние – обязан дать как минимум два дара двум беднякам в Пурим.

Можно дать или еду, или деньги. И тот, кто дал другому еду на одну трапезу, или если двое договорились и дали трапезы друг другу, то они тем самым выполнили эту заповедь. Нищий, который живет на подаяние, тоже должен дать два подарка двум другим беднякам, а те могут ему эти подарки возвратить.

Размер этого дара должен быть таким, чтобы из него можно было извлечь реальную пользу в Пурим, будь это деньги или еда.

Что касается количества, то два подарка – это минимум. В действительности, очень важно пожертвовать бедным как можно больше. Следует вложить в эту заповедь большие средства, чем в подарки друзьям и в праздничную трапезу, ибо истинная радость – это обрадовать нищих, вдов и сирот. И тот, кто так делает, уподобляется Б-жественному присутствию, как сказано (Йешаяу, 57:15): «оживить дух униженных, и оживить сердце подавленных». Эти два подарка следует дать из своих собственных денег, а не из денег, предназначенных для десятины. Но тот, кто дает больше двух подарков, может также дать деньги, предназначенные для десятины.

В Пурим не принято проверять, действительно ли тот, кто просит деньги, нуждается в помощи. Дают всем, кто просит.

(по Шулхан Арух, «Орах Хаим», 694:1, 3 и «Мишна Брура», 694:1-3)

Какую конкретно сумму следует дать беднякам, чтобы выполнить обязательство, – это достаточно сложный вопрос. Многие современные рабаним считают, что сумма, указанная в ранних источниках, «прута», в наше время утратила свою стоимость. Она настолько мала, что получив такую сумму, нищий не испытает никакой радости, и польза, которую он сможет извлечь из нее, – самая минимальная.

Рав Эльяшив сказал, что следует дать «значительный подарок, который обрадует бедного», и «подарок, который бедняку будет не стыдно получить». Тринадцать лет назад он сказал, что следует дать пятьдесят шекелей. Но с тех пор деньги потеряли часть своей стоимости из-за инфляции.

Что касается вопроса, можно ли в качестве дара бедным дать чек, по этому поводу современные законоучители разделились во мнениях.

Рав Шломо Залман Ойербах пишет, что даже отсроченный чек можно рассматривать как подарок бедным, так как его можно поменять на наличные, и на эти деньги купить необходимое на Пурим. (В религиозных районах обычно действуют кассы взаимопомощи («гмахи»), которые бесплатно меняют отсроченные чеки.) Рав Эльяшив, рав Вознер и рав Каневский тоже придерживаются этого мнения.

С другой стороны, рав Нисим Карелиц считает, что чек – это долговая записка, которая не приравнивается к деньгам. Поэтому, по его мнению, с помощью чека нельзя выполнить это обязательство.

(По «Мишне Бруре», издание «Диршу», 694, дополнения 4, 5)



http://www.beerot.ru/?p=12118