Сфират аОмер (Отсчет омера) — 1

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2815

На исходе первого дня праздника Песах, после появления звезд наступает время выполнения заповеди отсчитывать омер, то есть отсчитывать дни, начиная со дня, когда жали ячмень для приношения омер, и до праздника Шавуот. Существует разногласие между мудрецами касательно статуса этой заповеди сегодня, когда у нас нет возможности принести омер. По одному из мнений, отсчитывать дни омера – это все равно заповедь из Торы. По другому мнению, это постановление мудрецов в память о заповеди, которую можно было выполнить только во времена существования Храма.

Перед выполнением этой заповеди следует произнести благословление

בָּרוּךְ אַתָּה ה’ אֱלֹקינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶר קִדְּשָנוּ בְּמִצְוֹתָיו וִצִוָּֽנוּ עַל סְפִירַת הָעֺמֶר

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь мира, Который освятил нас Своими заповедями и заповедовал об отсчете омера.

Произнося благословение, следует знать, какой день сегодня отсчитывают. Тот, кто произносит соответствующие слова, но не понимает, что говорит, и не знает, какой день он отсчитывает, не выполняет заповедь (так как отсчет омера – это не молитва, а заповедь вести счет дням).

Каждый должен считать сам. Что касается благословения, то по закону один человек может произнести его за другого, но принято, чтобы каждый благословлял сам. С Б-жей помощью, в ближайших выпусках мы объясним, в каких случаях нельзя произносить благословение на отсчет омера. В такой ситуации лучше всего положиться на благословение другого человека.

Так как все заповеди следует выполнять при первой же возможности, считать омер тоже лучше сразу после выхода звезд. Но так как заповедь произносить вечернюю молитву Маарив более постоянна [ее произносят каждый день, а заповедь отсчитывать омер – только сорок девять дней в году], надо в первую очередь помолиться Маарив, и только потом считать омер. Принято благословлять на отсчет омера и производить его сразу после молитвы Маарив, перед заключительной частью молитвы – «Алейну». В начале благословение и отсчет произносит шалиах цибур (то есть, тот, кто ведет молитву), и после него это делают остальные молящиеся. Таким образом, шалиах цибур сообщает, какой день следует считать, чтобы никто не ошибся. Есть общины, в которых принято, чтобы вслух считал не шалиах цибур, а рав общины.

В дни между праздниками Песах и Шавуот не следует начинать трапезу или приступать к какой-либо серьезной работе после выхода звезд, не выполнив заповедь считать омер. Но к тому, кто всегда молится Маарив с миньяном (с кворумом мужчин, которые молятся вместе) в одно и то же время, этот запрет не относится, так как нет опасности, что он забудет выполнить эту заповедь.

Женщины не обязаны считать омер, так как это повелительная заповедь, зависящая от времени. Но женщина, которая хочет отсчитывать омер, может это делать. Что касается благословения, то сефардские женщины не должны произносить благословение на эту заповедь, так как не обязаны ее выполнять. «Мишна Брура» также не рекомендует ашкеназским женщинам благословлять на отсчет омера, так как женщины обычно не молятся в миньяне, и велика вероятность того, что, не имея ежедневного напоминания, она забудет посчитать, или посчитает неправильно. Но те ашкеназские женщины, которые хотят произнести благословение на эту заповедь, и уверены, что им удастся отсчитать омер правильно от начала до конца, могут благословлять.

(По книге рава Йеуды Чезнера «Шаарей Ямей а-Песах» 11:1)


http://www.beerot.ru/?p=13538