Творожный пирог

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1469

После утренней молитвы в праздник Шавуот часто делают кидуш, к которому подают молочные пироги и пирожки. Данная статья разбирает, какие именно благословения следует произносить перед употребления этих деликатесов и после него.

(Если же молочные пироги едят вместе с хлебной трапезой, то в большинстве случаев на них не требуется произносить отдельное благословение.)

Мы уже писали, что тот, кто собирается съесть большое количество пирога или несколько пирожных или пирожков, должен омыть руки, произнести благословение а-моци лехем мин а-арец, а поев –  произнести благословение после еды. Какое именно количество необходимо съесть, чтобы появилась обязанность произносить благословение после еды, мы подробно обсуждали раньше.

На творожный пирог в большинстве случаев следует произносить благословение «боре миней мезонот» [בורא מיני מזונות]. Тот, кто произнес это благословение на кусок пирога, не должен произносить благословление «шеаколь» [שהכל], даже если он уже съел все тесто, и у него на тарелке остался только творог.

В случае, когда пирог почти полностью состоит из творога, сметаны, крема и т. п., а тонкий слой теста необходим только для того, чтобы этот пирог не развалился, на пирог произносят благословение «шеаколь» [שהכל]. Но если в молочной (творожной) части пирога также содержится мука, то благословение зависит от того, для чего ее туда добавили. Если ее цель — это придать творогу большую клейкость, или пирогу — большую устойчивость, и слой теста внизу нужен для этой же цели, то благословляют «шеаколь» [שהכל]. Если же мука нужна для того, чтобы улучшить вкус пирога, благословляют «боре миней мезонот» [בורא מיני מזונות].

(Однако, когда пирог состоит из толстого слоя теста и толстого слоя творога, возможно, есть необходимость произнести отдельное благословение на творог. Поэтому, прежде чем начинать есть творожную часть пирога, лучше произнести благословение «шеаколь» [שהכל] на что-нибудь, что нуждается в данном благословении без всяких сомнений, например, на кусочек шоколада.)

Что касается благословения, которое произносят после творожного пирога, тот, кто съел кезаит (50 ml) или более теста, должен произнести благословение «аль а-михъя» [על המחיה ועל הכלכלה]. Тот, кто съел меньше 28 мл пирога (включая и тесто, и творог), не должен произносить благословение вообще. Если же было съедено больше 28 мл пирога, но меньше 50 мл теста, то возникает сомнение, какое благословение следует произносить. Этой ситуации следует избегать. Если же получилось так, что съели именно такое количество, и нет возможности обязать себя произнести благословения «аль а-михъя» [על המחיה ועל הכלכלה] и «боре нефашот работ» [בורא נפשות רבות], то не надо произносить ничего.

Если во время молочного кидуша ели твердый желтый сыр или плавленый сыр, то, по многим мнениям, после него нельзя есть мясное в течение шести часов.

(По Раби Йеуда Чезнер, Шаарей Йамей а-Песах, 12:4:15, дополнения гл. 11)

 


http://www.beerot.ru/?p=26129