Утренние благословения после бессонной ночи

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

957

Мнения законоучителей разошлись по поводу того, какие именно утренние благословения должен произносить тот, кто не спал всю ночь. (При этом не имеет значения, по какой причине он не ложился спать — учил всю ночь Тору в праздник Шавуот, или дежурил в ночную смену на «скорой помощи».) 

Рамо пишет, что эти благословения произносятся как восхваление Всевышнему, поэтому их следует произносить каждое утро полностью, независимо от того, спал ли человек ночью, или нет. Аризаль тоже считал, что каждое утро следует произносить все благословения.

Сфарадим полагаются на мнение Аризаля и произносят утром все благословения (за исключением двух, см. ниже) обыкновенным образом. Благословение на изучение Торы следует произнести после начала рассвета (алот а-шахар). Остальные благословения можно произнести сразу после полуночи (хацот). Фактически обычно эти благословения произносят перед тем, как начать утреннюю молитву.

Благословение, которое является исключением, — это благословение «на омовение рук» [עַל נְטִילַת יָדָֽיִם]. Его произнести утром нельзя. Единственное, что можно сделать, — это услышать, как это благословение произносит кто-нибудь другой, и ответить «амен». Желательно поступить именно так.

Ашкеназим в данном случае принимают во внимание мнение некоторых видных законоучителей, которые считали, что тот, кто не спал, не может произнести благословение на Тору [לַעֲסוֹק בְּדִבְרֵי תוֹרָה], а также благословения «Б-г мой, душа, которую Ты дал мне» [אֱלֹקַי נְשָׁמָה שֶׁנָּתַתָּ בִּי] и «отводящий сон от глаз моих и дремоту от век моих» [הַמַּעֲבִיר שֵׁנָה מֵעֵינָי וּתְנוּמָה מֵעַפְעַפָּי]. Так как относительно этих благословений существуют разногласия, предпочтительно услышать их от кого-нибудь, кто спал ночью, и ответить «амен». Тот, кто проспал как минимум полчаса, может произносить все благословения по всем мнениям. Поэтому во многих общинах принято, чтобы на утро праздника Шавуот перед молитвой человек, который спал ночью, произносил все утренние благословения громко, с намерением выполнить эту заповедь также для всех, кто этого пожелает. Слушающие эти благословения от другого тоже должны иметь в виду, что они выполняют обязательство, и ответить «амень». Произнеся благословение на изучение Торы, или ответив на него «амен», следует произнести отрывки из Торы, которые приводятся в сидуре в этом месте.

Тот, кто произносит благословения для других, должен проговаривать каждое слово четко и громко. Прежде чем начинать следующее благословение, следует дать слушающим возможность закончить произносить слово «амен».

Тот, кто еще не произнес благословение на Тору и не имел возможность услышать его от другого, может, тем не менее, продолжать изучение Торы.

(По Раби Йеуда Чезнер, Шаарей Йамей а-Песах (да, это в той же книге), 12:2:1-5)  


http://www.beerot.ru/?p=26086