Хлебные крошки

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3199

Тот, кто съедает меньше, чем кезаит (примерно 30 – 50 миллилитров) хлеба, должен произнести благословение «а-моци лехем мин а-арец». После съедения такого количества хлеба благословлять не надо.

Что касается необходимости омывать руки, в этом вопросе есть спор между законоучителями. «Мишна Брура» рекомендует омыть руки, если есть такая возможность. Произносить благословление на омовение рук «аль натилат ядаим» в таком случае не требуется.

Хлеб, который раскрошили на мелкие крошки, перетерли или перемололи, сохраняет все благословления, а именно: перед тем, как его есть, надо совершить омовение рук. Потом надо благословить на него «а-моци лехем мин а-арец». Тот, кто ест больше, чем кезаит (примерно 30 – 50 миллилитров), должен произнести «биркат а-мазон» после того, как закончил есть. Тот, кто ест больше, чем размер ке-бейца (примерно 60 – 100 миллилитров), должен также произнести благословение на омовение рук «аль натилат ядаим».

Так как перетертый хлеб рассматривается как хлеб в полном смысле слова, тот, у кого нет зубов, или тот, кому трудно жевать или глотать, может выполнить заповедь есть мацу в Песах, перемолов ее и смочив ее водой. На такую пасту следует произносить все упомянутые благословения, а также специальное благословение на мацу «аль ахилат маца». Но если крошки мацы продержали в воде достаточно долго для того, чтобы вода изменила из-за этого цвет, то тогда уже на эту мацу нельзя произнести благословения «а-моци» и «аль ахилат маца».

(По Шулхан Арух, Орах Хаим, 168:9-10, «Мишна Брура», там 47, 48, 60 и Орах Хаим, 158:3, «Мишна Брура», там, 10, «Диршу»)


http://www.beerot.ru/?p=15554