Хлеб или печенье?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1509

Существует три вида мучных изделий, которые входят в категорию «Пат а-Баа бе-Хисанин». Первый – это пироги или другие мучные изделия с начинкой. Второй – это печенье и тому подобное, сделанное из теста, которое замесили не на чистой воде, а также на меду, на масле или еще на какой-нибудь жидкости. Третья категория – это сухой, тонкий и хрупкий хлеб, например, крекеры. В будущем мы разберем каждый из этих видов более подробно, с Б-жьей помощью.

Эти три вида объединяет то, что благословение, которое произносят перед их употреблением и после него, зависит от того, как их едят. Если их едят в небольших количествах, то перед тем, как их съесть, произносят благословение «боре миней мезонот», а после их употребления произносят благословение «аль а-михья».  Если же их едят в больших количествах, или как часть трапезы, то следует омыть руки, произнести на них благословение «а-моци лехем мин а-арец», и, окончив трапезу, требуется произнести «биркат а-мазон».

Тот, кто собирается съесть немного пирога или другого изделия, входящего в категорию «Пат а-Баа бе-Хисанин», должен произнести благословление «боре миней мезонот». Но если он съел такое количество пирога, которым люди обычно насыщаются, то должен произнести «биркат а-мазон», даже если в начале сказал «боре миней мезонот».

Количество, при котором эти изделия переходят из категории сладостей в категорию хлеба, зависит от того, сколько люди обычно едят, чтобы насытиться. Если человек, который вообще очень мало ест, съел количество, которым люди обычно не насыщаются, он не должен произносить благословление «а-моци» и «биркат а-мазон», даже если он полностью насытился этой трапезой. С другой стороны, человек, съевший количество, которым люди обычно насыщаются, должен произнести «биркат а-мазон», даже если он остался голодный.

Если эти изделия едят с другой едой, например, с мясом или с сыром, то их статус определяется общим количеством съеденной пищи. Поэтому человек, который пообедал десятью крекерами, но на каждый он намазал толстый слой печеночного паштета, должен произнести «биркат а-мазон», так как для большинства людей это является полноценной трапезой. И если, открывая пачку, он собирался съесть все крекеры или большую их часть, то он должен был также омыть руки и произнести благословление «а-моци».

(По Шулхан Арух, Орах Хаим 168:6, Мишна Брура там)


http://www.beerot.ru/?p=15229