Хлеб, испеченный неевреем

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1499

Что делать в ситуации, когда перед тобой лежат две буханки хлеба, одна буханка – это белый хлеб, испеченный неевреем, а вторая – это хлеб из неочищенной муки, испеченный евреем?

Тот, кто ест нееврейский хлеб, может произнести благословение на любую из них. Тот, кто не ест нееврейский хлеб, может произнести благословение на еврейский хлеб. При этом лучше убрать нееврейский хлеб со стола.

(Разрешается есть хлеб, испеченный неевреем, если тот печет хлеб на продажу. Конечно, это разрешение действует только при условии, что хлеб сделан из строго кошерных ингредиентов и в кошерной посуде, которую не смазывали никакими животными жирами. Сегодня это означает, что на таком хлебе должен быть знак кошерности, и за пределами земли Израиля многие организации, занимающиеся надзором за кашрутом, действительно дают сертификаты печеным изделиям, сделанным без участия евреев. И даже в этом случае, предпочтение, несомненно, отдается хлебу, испеченному евреями. Только если нет другого выхода, разрешается есть хлеб и другие печеные изделия, произведенные неевреями.)

Что делать в ситуации, когда хозяин дома (который произносит благословение на хлеб для всех своих домочадцев) собирается есть только хлеб, испеченный неевреем, но те, кто сидит с ним за одним столом собираются есть также еврейский хлеб? В этом случае хозяин должен произнести благословление на нееврейский хлеб, так как именно его он собирается есть. А то, что его домочадцы собираются есть другие виды хлеба, не имеет значения, так как благословение произносит именно он.

Хозяин дома должен произнести благословение на хлеб, даже если за его столом сидят мудрецы Торы и коэны, а сам он не мудрец Торы и не коэн. Причина в том, что хозяин щедро раздает хлеб своим гостям. А если гость будет раздавать еду хозяина, то постесняется дать всем большие порции.

Если трапеза устроена таким образом, что каждый ест свою еду, то хозяину дома следует уступить право произнести благословение на хлеб наиболее мудрому из присутствующих.

(По Шулхан Арух, Орах Хаим, 168:5, «Мишна Брура» и «Диршу»)


http://www.beerot.ru/?p=15055