Написано (Эстер 9:19) «Поэтому Иудеи-горожане, живущие в открытых городах, делают четырнадцатый день месяца Адара днем веселья и пиршества, и днем праздника и посылания подарков друг другу». Из того, что написано «горожане» и «живущие в городах», Талмуд делает вывод, что даже тот, кто «живет» в городе в течение только одного дня, должен поступать как жители этого города в отношении чтения Мегилы, и в отношении всех остальных заповедей праздника Пурим.
Человек, который живет в городе, в котором читают Мегилу четырнадцатого Адара (например, москвич), поехавший в город, где Мегилу читают пятнадцатого Адара (в Иерусалим) должен читать Мегилу пятнадцатого только при выполнении следующих условий:
- если он приехал в Иерусалим тринадцатого Адара или раньше. (По еврейскому календарю день начинается после захода солнца. Поэтому если вечером на исходе тринадцатого Адара он еще не приехал в Иерусалим, то он должен читать Мегилу четырнадцатого числа);
- если с самого начала поездки он собирался находиться в Иерусалиме на момент появления над горизонтом первых признаков наступления рассвета (алот а-шахар) пятнадцатого числа;
- если он действительно находился в Иерусалиме в это время;
Поэтому москвич, который поехал в Иерусалим с тем, чтобы вернуться в Москву вечером с четырнадцатого на пятнадцатое Адара, должен читать Мегилу четырнадцатого Адара. И хотя в Иерусалиме этот день мало чем отличается от обыкновенного буднего дня, москвич должен будет устроить себе «частный» Пурим. Это относится даже к случаю, когда после того, как он приехал, выяснилось, что ему придется задержаться в Иерусалиме также на пятнадцатое Адара.
С другой стороны, москвич, который приехал в Иерусалим до четырнадцатого Адара с тем, чтобы уехать из Иерусалима и улететь обратно в Москву утром (после восхода солнца) или днем пятнадцатого Адара, должен читать Мегилу пятнадцатого. И даже если пятнадцатого он улетит обратно в Москву, не прочитав Мегилу, ему нужно будет прочитать Мегилу в Москве.
В противоположном случае действуют похожие законы. Житель Иерусалима, который приехал на Пурим в Москву, должен читать Мегилу четырнадцатого числа только при выполнении следующих условий:
- если с самого начала поездки он собирался находиться в Москве на момент появления над горизонтом первых признаков наступления рассвета (алот а-шахар) четырнадцатого числа;
- если он действительно находился в это время в Москве;
И даже если он покинул Иерусалим после захода солнца вечером с тринадцатого на четырнадцатое Адара (что по еврейскому календарю уже считается четырнадцатым Адара), то он должен читать Мегилу четырнадцатого числа, как в Москве. Если ему предстоит провести большую часть ночи в поездке и в самолете, лучше всего прочитать Мегилу в Иерусалиме до отъезда в Москву. (По мнению Хазон Иша, он должен читать Мегилу четырнадцатого, только если он покинул Иерусалим тринадцатого числа до захода солнца. Поэтому по Хазон Ишу он не может прочитать Мегилу до отъезда.)
Житель Иерусалима, который ехал в Москву с тем, чтобы вернуться в Иерусалим ночью четырнадцатого Адара или раньше, должен читать Мегилу пятнадцатого Адара. Это относится даже к случаю, когда он задержался в Москве на весь Пурим. Он должен устроить себе «частный Пурим» пятнадцатого Адара, несмотря на то, что все московские евреи в этот день возвращаются к обычной будничной жизни.
Существует мнение, по которому тот, кто четырнадцатого Адара был в месте, где Мегилу читают четырнадцатого числа (например, в Москве), а ночью на пятнадцатое число уехал в место, где читают пятнадцатого (например, в Иерусалим), обязан читать и четырнадцатого, и пятнадцатого.
Хазон Иш считает, что этот закон относится только к тому, кто приехал в Иерусалим четырнадцатого числа до захода солнца.
(по «Мишне Бруре», 688:13, издание «Диршу», дополнение 20, 21, 22)
Тот, кто сам не обязан читать Мегилу в этот день, также не может читать ее для других.
(по «Илхот Хаг бе-Хаг – Пурим», гл. 9)
Так как эти законы чрезвычайно сложны, и во многих случаях существуют разногласия между комментаторами, мы рекомендуем Вам стараться избегать подобных ситуаций. Если же Вам необходимо совершить путешествие из города, где Мегилу читают в один из дней, в город, где ее читают в другой день, то Вам следует посоветоваться с компетентным раввином.