Если праздничный день – йом-тов – приходится на канун Шаббата, в этот день запрещено готовить пищу на Шаббат. (Это может быть первый день Песаха, или его последний день, или любой другой праздник). Но если готовить на Шаббат начали еще в канун праздника, разрешено продолжить готовку на Шаббат и в сам праздник.
Это установление мудрецов называется эрув тавшилин («смешанное варево»; эрув – от слова эрвув – смешение, т.е. вместе готовят то, что необходимо на праздник и на Шаббат) (Шулхан арух 527:1, Рамо).
В качестве эрува принято брать целую мацу размером не менее ке-вейца («с яйцо») и один вид какой-либо вареной пищи (например, вареное яйцо) (527:3).
Взяв приготовленный эрув в руку, благословляют:
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱ—להֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ עַל מִצְוַת עֵרוּב
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка вселенной, который освятил нас Своими заповедями и повелел нам исполнять заповедь об эруве.
Затем добавляют:
בַּהֲדֵין עֵרוּבָא יְהֵא שָׁרֵא לָנָא לְמֵפָא וּלְבַשָּׁלָא וּלְאַטְמָנָא וּלְאַדְלָקָא שְׁרָגָא וּלְמֶעְבַּד כָּל צָרְכָנָא מִיּוֹמָא טָבָא לְשַׁבַּתָּא לָנוּ וּלְכָל יִשְׂרָאֵל הַדָּרִים בָּעִיר הַזּאת:
Благодаря этому эруву пусть нам будет разрешено печь, варить, закутывать горячую пищу, зажигать свечи и готовить все необходимое с праздника на Субботу, нам и всем евреям, живущим в этом городе.
Отложенный эрув принято съедать на третью трапезу в Шаббат.