Законы лечения в Шаббат и праздники — Опасно больные

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1376

От редакции. Все законы, приведенные в этой статье, относятся только к лечению евреев. Законы лечения неевреев отличаются (например, наши мудрецы запретили лечиться евреям, но не неевреям). Поэтому тот, кого касаются вопросы лечения неевреев, должен отдельно проконсультироваться с компетентным раввином.

Опасно больные

Продолжение. Начало здесь

Действия, которые напрямую не направлены на спасение жизни

Вопрос о том, разрешено ли для опасно больного совершать действия, запрещенные в субботу, если они напрямую не направлены на спасение жизни, неоднозначен. Действия, которые могут улучшить общее состояние больного, разрешены, даже если при этом будут совершены действия, запрещенные в субботу Торой. Опасно больного разрешено лечить от болезней и недомоганий, которые напрямую не связаны с его основной болезнью и не представляют угрозы для жизни, поскольку они влияют на общее состояние больного. Разрешено включить приборы для обогрева, охлаждения или вентиляции помещения, в котором находится больной, приготовить больному еду или вскипятить для него воду, хотя это напрямую и не является действием, призванным спасти жизнь. В случае если в комнате, где находится опасно больной, горит свет и мешает ему заснуть, следует постараться перенести больного в темную комнату, загородить свет каким-либо предметом или вынести лампу или свечу в другое место. Если это невозможно, например, переноска больного может ухудшить его состояние, нет темной комнаты и невозможно переместить источник света, разрешено выключить свет или загасить свечу, поскольку сон влияет на общее состояние больного («Шулхан Арух», там же, 278; «Мишна Брура», там же, 1-2).

Действия, которые запрещены не Торой, а постановлениями мудрецов, разрешено предпринимать для опасно больного, даже если они косвенно не влияют на спасение его жизни («Биур Алаха», 328:4).

Если опасно больному, который подключен к медицинским аппаратам, для улучшения состояния здоровья необходимо совершать прогулки, разрешено отсоединить его от аппаратов для того, чтобы он мог выйти на прогулку, несмотря на то, что для этого необходимо выполнить запрещенные в Шаббат действия. В случае, когда, по мнению врачей, прогулка не влияет на ход лечения, а просто опасно больному хочется немного погулять, еврею разрешено отключить аппарат, только если при этом не происходят действия, запрещенные в субботу Торой. Если для отсоединения аппарата нужно совершить действия, запрещенные в субботу Торой, еврею их совершать в данной ситуации запрещено, но можно попросить об этом нееврея («Орхот Шаббат», 20:25).

В определенных ситуациях для опасно больного разрешено совершать действия, которые в Шаббат запрещены мудрецами, только ради его душевного успокоения и удовлетворения, например, попросить нееврея сообщить родственникам больного о его состоянии («Шулхан Арух», там же, 306:9). В ситуации, когда беспокойство больного может представлять угрозу для его жизни, разрешено совершать даже такие действия, которые запрещены в субботу Торой. Так, например, разрешено включить свет для того, чтобы роженица чувствовала себя более уверенно («Шулхан Арух», там же, 330:1). Если опасно больному необходимо присутствие близкого человека, его разрешено сопровождать, даже если для этого сопровождающему придется совершать нарушения субботы («Игрот а-Хазон Иш», 1:141; «Игрот Моше», «Орах Хаим», 1:132).

В случае, когда необходимо срочно принять решение о том, какой врач будет лечить опасно больного, разрешено проконсультироваться об этом со сведущим человеком, даже если для этого будут вынуждены совершить действия, запрещенные в субботу.

Если в определенной больнице больному могут оказать помощь более эффективно (объективно, или даже если больной или его близкие так думают), и в Шаббат возникла необходимость в срочной госпитализации опасно больного, разрешено его отвезти в эту больницу, даже если другие больницы расположены намного ближе и нарушений субботы произойдет гораздо меньше. Несмотря на то, что больной находится под присмотром врачей, разрешено в субботу проконсультироваться с другими врачами, которые, по мнению больного или его близких, являются специалистами более высокого класса, даже если для этого необходимо воспользоваться телефоном, поехать к этим врачам или доставить их в место, где находится больной, пользуясь транспортными средствами («Игрот Моше», «Орах Хаим», 1:131).

Все вышеперечисленные разрешения действительны только в случае, когда это необходимо для улучшения эффективности спасения больного и его морального успокоения. Совершать нарушения субботы для экономии затрат на лечение или транспортировку, категорически запрещено. Если решение вопроса можно отложить, нельзя совершать для больного запрещенные в Шаббат действия.

Для того чтобы получить благословение праведника на излечение больного, запрещено нарушать субботу («Минхат Ицхак», 10, 31:16; «Шаббат бе-Шаббато», 2, стр. 580, от имени рава Й. Ш. Эльяшива). Также для того чтобы доставить больному сидур, сборник Теилим, книгу «Ноам Элимелех», запрещено нарушать субботу («Ашрей а-Иш», «Орах Хаим», 2, 37:13-14).

Для опасно больного разрешено в субботу зарезать животное, чтобы приготовить кошерную еду, хотя в наличии имеется некошерная («Шулхан Арух», там же, 328:14; «Мишна Брура», там же, 39). Если опасно больному необходимо принять в пищу израильские продукты растительного происхождения, от которых не отделены части для коэнов, левитов и т. д. – трумотмаасрот и хала, – разрешено их отделить в Шаббат, хотя в обычной ситуации это запрещено («Шмират Шаббат ке-илхата», 40:22).

Сокращение нарушений субботы

Данную часть материала необходимо предварить следующим чрезвычайно важным замечанием. Вопрос о сокращении нарушений субботы ради спасения жизни актуален исключительно в случае, когда вызванная им задержка начала лечения не отразится негативно на спасении опасно больного. В противном случае делают все необходимое для спасения больного без задержки.

Если врач может прибыть к больному пешком, ему запрещено пользоваться для этого транспортом. Но если это потребует особых усилий, то разрешено воспользоваться транспортным средством. О том, где проходят границы особых усилий, врач должен выяснить у раввина для каждого случая отдельно («Орхот Шаббат», 20:32, примечание 42).

Любое запрещенное в субботу действие, которое столь же эффективно может помочь опасно больному, если его совершат до или после Шаббата, должны совершить до или после Шаббата, с тем чтобы как меньше нарушать субботу («Шулхан Арух», там же, глава 344-я, пункт 9-й).

В случае если эффективность спасения абсолютно не пострадает от того, что необходимые для этого действия, запрещенные в Шаббат, сделает нееврей, следует это поручить ему. Если такой возможности не представляется, то следует попросить чужого ребенка, который по Торе еще не достиг возраста соблюдения заповедей (мальчика младше тринадцати лет или девочку, которой еще не исполнилось двенадцать лет). Если чужого ребенка нет, то просят своего. Далее – делать все необходимое измененным способом. Если ни один из перечисленных способов невозможен, то действия, которые один человек может сделать сам, следует сделать вместе с кем-нибудь, так как в таком случае происходит меньшее нарушение субботы («Орхот Шаббат», 20:38).

В случае когда для того, чтобы спасти человека, можно прибегнуть либо к переносу мукце (предмета, перенос и пользование которым запрещено в субботу мудрецами), либо к другому запрещенному в субботу действию, следует выбрать перенос мукце («Орхот Шаббат», там же, 39).

Если для опасно больного необходимо в субботу приготовить или приобрести лекарство, желательно для этого воспользоваться услугами фармацевта нееврея и аптекой, принадлежащей нееврею, весь персонал которой – неевреи. Готовить и приобретать лекарства для опасно больного в Шаббат разрешено только в таком объеме, который необходим на сам Шаббат. Стандартная порция, которую готовит фармацевт (если он не может уменьшить объем), и стандартная упаковка лекарства, которую обычно не распаковывают при продаже, считается необходимой для Шаббата («Торат а-Йоледет», стр. 250).

Если опасно больному необходим аппарат, который работает от электричества, и произошло общее отключение тока, то перед тем как поднять общий тумблер, отвечающий за подачу тока, следует отключить все электроприборы, лампы и прочие потребители тока, в которых нет необходимости для больного. Отключить их, по возможности, необходимо измененным способом. Все это верно только в случае, когда время терпит, и отключение потребителей тока, в которых нет необходимости для больного, не повлияет на эффективность спасения его жизни.

По возможности следует выбирать время для операции или других серьезных медицинских вмешательств таким образом, чтобы до субботы больной окреп, и не пришлось бы совершать нарушения субботы из-за вероятности угрозы для жизни. По этой же причине не делают обрезание геру за три дня до Шаббата, чтобы на третий день после обрезания, когда состояние такого гера может быть квалифицировано как «лежачий больной», не пришлось нарушать субботу. Однако, когда речь идет о еврее, которому заповедано делать обрезание на восьмой день, а если не сделал вовремя, то необходимо исполнить заповедь как можно быстрее, его не откладывают на потом, а делают сразу и даже за два или три дня до Шаббата («Ташбец», 1:21; «Яавец», 2:95; Шах, «Йоре Деа», 266:18).

В каждом случае, когда есть возможность уменьшить нарушения субботы за счет материальных затрат, следует проконсультироваться с раввином, обязаны ли к этому прибегнуть.

Транспортировка опасно больного в больницу

(Данный пункт составлен исключительно на основе ряда книг современных законоучителей, таких как «Шмират Шаббат ке-илхата», 40:60-86; «Орхот Шаббат», 20:73-98, и других.)

Если существует вероятность того, что в Шаббат возникнет необходимость доставить опасно больного в больницу, то, если это не требует особых усилий, было бы правильно еще до субботы доставить его либо в больницу, либо в близлежащее место, хотя по букве закона такой обязанности нет.

Когда необходимо доставить опасно больного в больницу в Шаббат, следует постараться, чтобы водитель был нееврей. Если нет возможности вызвать водителя-нееврея, предпочтительней отвезти больного на личном транспорте и не вызывать «скорую помощь» или такси, так как при этом происходит меньше нарушений субботы. Малогабаритный транспорт предпочтительней крупногабаритного. При перевозке больных в субботу следует предпочесть наиболее короткий путь.

После того как больного доставили в больницу, запрещено продолжать ехать на автомобиле, глушить двигатель, а также закрывать двери и окна, если это происходит с помощью электричества. Если автомобиль мешает подъезду транспортных средств, доставляющих больных в больницу, что может задержать начало лечения и увеличить риск для их жизни, разрешено отъехать на минимальное расстояние, где автомобиль не будет являться помехой. В случае если в незакрытый автомобиль с незаглушенным двигателем могут проникнуть дети, что представляет явную опасность для жизни, разрешено заглушить двигатель и закрыть окна и двери.

В любом случае, когда еврею запрещено глушить мотор и закрывать окна и двери, разрешено намекнуть нееврею, что было бы хорошо, чтобы он это сделал. Можно, например, ему сказать: «Как жаль, что бензин расходуется впустую» или «Будет жалко, если украдут автомобиль», и тот, поняв намек, заглушит двигатель и закроет окна и двери.

Носить ключи от автомобиля в общественном месте, где не установлен эрув, запрещено по двум причинам. Во-первых, из-за запрета переносить предметы в неогражденных общественных местах, переносить предметы из мест общественного пользования в частные владения и из частных владений – в общественные (оцаа). Во-вторых, из-за запрета мукце – запрета переносить предметы, которыми обычно в Шаббат не пользуются. Но если место ограждено таким образом, что первый запрет не нарушается, то можно положиться на мнение тех, кто считает, что в случае больших материальных потерь разрешено переносить мукце измененным способом, и носить ключи, положив их в носок или под головной убор.

В случае, когда предполагают, что в субботу придется везти опасно больного в больницу, обязаны заранее к этому подготовиться с тем, чтобы совершать как можно меньше нарушений. Поэтому еще до Шаббата следует собрать сумку со всеми необходимыми вещами, устранить все предметы, имеющие в субботу статус мукце, если в них нет необходимости для спасения жизни. Если речь идет о поездке далее, чем за километр от населенных пунктов (законы о тхумин), необходимо устранить даже разрешенные предметы, от которых не зависит спасение жизни.

Если место между домом и автомобилем не огорожено эрувом, и переносить вещи в этом месте в субботу запрещено, следует до субботы положить все необходимое в автомобиль. В случае если этого не сделали, постфактум в субботу разрешено перенести из дома в автомобиль все необходимые для спасения больного вещи.

В случае если для опасно больного во время транспортировки нужно открыть или закрыть окна, это разрешено сделать, несмотря на то, что при этом происходит замыкание электрической цепи, что запрещено Торой. Если есть возможность сделать это измененным способом, необходимо прибегнуть к нему.

Любые действия, которые необходимы для того, чтобы доставить опасно больного к врачу и начать лечение: оплата, заполнение бланков и прочее, – разрешены. Когда в Шаббат встает речь об оплате услуг врача, фармацевта или водителя, рекомендуется предложить ему оставить залог, а если нет возможности перенести оплату на будние дни, то предпочтительнее пользоваться наличными деньгами, если нет – то кредитной карточкой, если же и это невозможно – чеком. Но все это исключительно в случае, когда оплата услуг осуществляется ради спасения жизни человека (т. е. до оказанной услуги).

Излишние телефонные звонки, получение сдачи, чеков, квитанций, перенос предметов, в которых нет необходимости для спасения жизни, – запрещены.

Если во время транспортировки опасно больного, совершаемой для его спасения, необходимо провести или пронести его через места, где действуют электронные датчики, с помощью которых регулируется открывание дверей, то если задержка начала лечения не отразится негативно на спасении опасно больного, следует выждать, когда через это место будет проходить нееврей, и пройти вместе с ним. Таков же закон в случае, если для того, чтобы открылась дверь, необходимо нажать кнопку электрического звонка.

Опасно больной и сопровождающие его лица при необходимости могут воспользоваться лифтом. При этом также следует по возможности максимально ограничить нарушение субботы: попросить нееврея сначала вызвать лифт, а затем отправить его на нужный этаж. Не представляется такая возможность – попросить чужого ребенка, не достигшего возраста, когда он обязан исполнять заповеди по Торе. Если нет чужого ребенка, то поручить своему. При этом ему надо сказать, чтобы он нажимал на кнопки измененным способом, например, с помощью зубочистки или ключа. Если нет детей, то лифт вызывает взрослый человек измененным способом. Если даже небольшая задержка может отрицательно отразиться на эффективности спасения, лифт вызывают обычным способом, не теряя времени.

Пользование телефоном для нужд опасно больного

(Данный пункт составлен исключительно на основе ряда книг современных законоучителей, таких как «Шмират Шаббат ке-илхата», 40:60-86; «Орхот Шаббат», 20:73-98 и других.)

Если необходимо воспользоваться телефоном, чтобы проконсультироваться со специалистом по вопросам, связанным с лечением опасно больного, вызвать для такого больного врача или транспорт для его транспортировки в больницу, следует это сделать с наименьшими нарушениями субботы, но не за счет скорости и эффективности спасения. Лучше всего попросить об этом нееврея. Если такой возможности не представляется, то попросить чужого ребенка, не достигшего возраста, когда он обязан исполнять заповеди по Торе, – мальчика младше тринадцати лет или девочку, которой еще не исполнилось двенадцать лет. Если нет чужого ребенка, следует поручить своему. При этом ему надо сказать, чтобы он это сделал измененным способом, например, с помощью зубочистки или ключа. Если нет детей, взрослый звонит сам измененным способом. В случае, когда необходимо срочно оказать помощь опасному больному и, если прибегнуть к одному из вышеприведенных способов, может пострадать скорость или эффективность спасения, сразу должен звонить взрослый человек, причем совершенно обычным способом.

Говорить по телефону следует только о том, что связано со спасением.

После того, как вызвали скорую помощь, необходимо отключить сигнал, чтобы не занимать телефонную линию и позволить другим людям при необходимости вызвать врача. Сделать это следует измененным способом, например, нажав на кнопку отключения носом или локтем.

Беспроводной телефон после разговора разрешено вернуть на подставку, где происходит замыкание электричества и подзарядка телефона, только в том случае, если это необходимо для обеспечения дополнительных звонков, связанных со спасением жизни. Вернуть такой телефон на подставку или положить трубку обычного телефона на место нужно измененным способом.

Законы, относящиеся к тем, кто участвует в спасении жизни людей в субботу

В отношении человека, который спасая людей, оказался в Шаббат в таком месте, от которого в обычной ситуации, согласно законам о тхумин, ему было бы запрещено отдаляться более чем на два метра, принят закон, разрешающий ему передвигаться на расстояние километра в любую сторону («Шулхан Арух», там же, 407:9). Если он не может идти пешком, ему разрешено ехать на автомобиле, которым управляет нееврей («Хатам Софер», «Хошен Мишпат», 194). Понятно, что если он находится в таком месте, где может возникнуть опасность для жизни, ему разрешено совершать любые действия для того, чтобы перебраться в безопасное место. Врачу и водителю скорой помощи, присутствие которых обязательно должно понадобиться в том месте, откуда они приехали, разрешено вернуться назад обычным способом.

Врачу и другим специалистам, участвующим в спасении людей, разрешено брать плату за проделанную ими в Шаббат работу («Мишна Брура», 306:24).

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=30972