Введение
Мишна в трактате Мегила (23б) перечисляет молитвы и некоторые другие заповеди, которые разрешено выполнять только при присутствии миньяна — кворума, состоящего как минимум из десяти мужчин-евреев в возрасте старше 13 лет. В данной статье мы в основном сосредоточим внимание на вопросах молитв, которые произносятся с миньяном.
В трактате Брахот (6б) приводится, что Всевышний «сердится», если в месте, где живут евреи, когда наступает время молитвы, не собирается миньян. Талмуд приводит, что о такой ситуации говорит пророк (Йешаяу 50:2): «Почему пришёл Я — и нет никого, воззвал Я, — и никто не отвечает». Поэтому в каждом поселении, в котором проживает как минимум десять евреев, должен быть организован миньян. Рамо пишет, что жители такого поселения могут заставить друг друга открыть миньян, а на того, кто отказывается в нём участвовать, можно наложить штраф. При определённых условиях возникает также обязанность построить синагогу.
Надо сказать, что в наше время, когда многим людям по разным причинам приходится каждые несколько лет переезжать с места на место, когда люди работают и делают покупки вдалеке от дома, а потребность в общении и в развлечениях удовлетворяют с помощью домашнего компьютера, нередко возникает ситуация, в которой ближайшие соседи даже не знакомы друг с другом. Тем более люди не чувствуют себя частью какого-то большого общества или общины.
Одиночество и изоляция — это жесточайшие эпидемии нашего века.
В такое время слова мудрецов приобретают для нас дополнительный смысл. Для религиозных общин синагога — это не только место, куда люди приходят помолиться и послушать урок Торы. Это также центр общественной жизни, место, где члены общины могут создать атмосферу дружбы и взаимопомощи, сформировать связи, которых так не хватает в современном обществе.
Талмуд приводит: «Всевышний спрашивает о том, кто обычно участвует в общественной молитве, но в один из дней не приходит на миньян».
На членов небольших общин, в которых может возникнуть такая ситуация, что не будет хватать людей для миньяна, возложена особенная обязанность участвовать в общественной молитве, чтобы миньян не был отменён.
Автор книги «Пискей Тшувот» пишет: «Есть люди, которые находят оправдания того, что они молятся в одиночестве и не участвуют в общественной молитве в миньяне. Они пропускают общественные молитвы без подлинной необходимости — и их дурное начало помогает им, так как это одно из его любимых занятий — убедить человека молиться в одиночку. Некоторые пытаются оправдать своё поведение тем, что в кодексе “Шулхан Арух” используются слова “приложить усилия” (ישתדל אדם — «человек должен приложить усилия к тому, чтобы участвовать в миньяне»), из которых можно сделать ошибочный вывод, что молитва в миньяне — это не обязанность, а лишь похвальное поведение. В действительности же, каждый, кто причисляет себя к народу Израиля, обязан молиться в кворуме, миньяне. Рамбам пишет об этом (“Законы молитвы”, 8:1): “[Творец] всегда принимает общественную молитву. И даже если среди молящихся были люди греховные, Всевышний не отвергает молитву многих. Поэтому человек обязан для молитвы присоединиться к обществу, и всегда, когда у него есть возможность молиться в обществе, пусть не молится в одиночку”.
И в самом “Шулхан Арухе” приводится цитата из Талмуда: “тому, кто находится в пути, необходимо пройти 4 миль вперёд, или один миль назад для того, чтобы молиться в обществе десяти человек” (миль приблизительно равен километру).
Тот, кто участвует в общественной молитве, кроме самой обязанности молиться в миньяне, также исполняет важную заповедь (Ваикра, 22:32): “А буду освящён Я среди сынов Израилевых”. Имя Всевышнего освящается, когда молящиеся отвечают “Амен” и другими частями молитвы, которые произносятся только в миньяне. “Кадиш”, “Борху” и “Кдуша”, которые можно произносить только при участии миньяна, являются обязанностью, возложенной на каждого, у кого есть возможность участвовать в общественной молитве. В Земле Израиля, где благословение коэнов произносится каждый день (а произносить его можно только в присутствии миньяна), молящиеся в миньяне участвуют в ещё одной важной заповеди, а по некоторым мнениям, выполняют заповедь, получая благословение. В дни, когда читают Тору, участники миньяна также выполняют постановление величайшего из пророков — Моше.
“Шулхан Арух” также пишет, что общественная молитва в определённом смысле превышает по значимости даже заповеди Торы, так как при такой молитве Имя Всевышнего освящается публично… Почему же используются слова “приложить усилия”? Дело в том, что тот, у кого нет возможности молиться в миньяне, всё равно может выполнить заповедь, помолившись в одиночку.
Известно немало историй о том, как мудрецы Торы жертвовали удобством и деньгами для того, чтобы молиться в миньяне.
Например, известно, что рав Хаим Воложинер, остановившись на постоялом дворе, послал несколько извозчиков в ближайшие деревни, чтобы они привезли ему людей для миньяна — за его счёт!
В книге “Бейт Тфила” автор пишет: “В нашем осиротевшем поколении почти невозможно молиться с необходимыми намерениями — и это относится даже к тем, кто всё время занимается только изучением Торы и приобретением страха перед Небесами. Тем более — к простым людям. Ведь мы — как пьяные, но не от вина. Поэтому нам не на что положиться, кроме общественной молитвы. Следовательно, следует претерпеть неудобства для того, чтобы молиться именно в миньяне”.
Талмуд (см. Брахот, 8а; Сота, 33а) приводит, что молитва, произнесённая обществом, никогда не отвергается, и не подвергается проверке.
Поэтому, даже если она была произнесена не самым лучшим образом, и если те, кто участвовал в этой молитве — люди неидеальные, она все равно сразу же принимается Всевышним. Благодаря общественным молитвам, каждый день отменяются многие тяжёлые постановления, направленные против еврейского народа. Автор книги “Меор ве-Шемеш” приводит, что тот, кто всегда молится с обществом, не будет испытывать финансовых трудностей, дела его рук будут благословлены, и удостоится долголетия».
«Мишна Брура» (90:29) приводит историю, которая произошла с равом Залманом Мирелсом, главой Гамбургского суда Торы. Однажды утром он шёл в синагогу в талите и в тфилине, по своему обычаю. К нему подошёл человек и предложил зайти к нему домой, так как он хотел продать несколько драгоценных камней. Рав Залман попросил его подождать, пока он вернётся из синагоги. Но этот человек не стал его ждать, а продал свои драгоценные камни другому человеку, который потом заработал на их перепродаже очень большую сумму денег. Рав Залман очень радовался тому, что ему удалось одолеть дурное начало и отказаться от денежного заработка ради общественной молитвы.
Кто обязан участвовать в общественной молитве?
Как было сказано выше, участие в общественной молитве — это не просто хорошее и положительное поведение. Это обязанность, возложенная на каждого мужчину и подростка, которому исполнилось тринадцать лет. (Есть также обязанность обучать несовершеннолетних детей молиться с миньяном.) Мы также объяснили, что если община достаточно многочисленна, чтобы образовать миньян, члены общины обязаны организовать общественную молитву, а в некоторых случаях, также построить или купить синагогу.
Как определить, кто конкретно обязан участвовать в миньяне?
Талмуд устанавливает, что человек должен участвовать в общественной молитве, если он может преодолеть расстояние до места молитвы за 18 минут. (Это время, которое уходит на то, чтобы пройти упомянутое выше расстояние в миль.) Поэтому, в будние дни, когда можно ездить на машине, тот, кто может за 18 минут доехать до миньяна, обязан в нём участвовать. Конечно, есть множество праведных евреев, которые преодолевают гораздо большие дистанции для того, чтобы участвовать в молитве. (Необходимо отметить, что 18 минут — это то время, которое уходит на ходьбу или езду, не считая времени, которое необходимо для того, чтобы выйти из дома, сесть в машину, и т. д. Существует более строгое мнение, по которому 18 минут — это расстояние, которое необходимо преодолеть вне города. Если же некто живёт в городе, в котором есть миньян, он обязан пройти или проехать даже большое расстояние, чтобы участвовать в этом миньяне.)
Всё это относится к случаю, когда путь в синагогу безопасен. Если же для того, чтобы попасть на миньян, требуется преодолеть опасные улицы, кишащие преступниками, или опасные по какой-то другой причине, нет обязанность идти на молитву.
[Взвешивая, требуется ли идти на молитву, нельзя забывать слова Рамхаля в книге «Месилат Йешарим»: «Мы своими глазами видим, как часто бывает, что сердце человека знает его обязанности и открывается ему, что надлежит делать для спасения души и что вменено ему в обязанность Создателем, – но человек, тем не менее, пренебрегает всем этим. И не потому, что не осознает своих обязанностей или по какой-то другой причине, а только из-за того, что лень отягощает и побеждает его. Он говорит: “Немного поем… немного посплю…”, или: “Тяжело мне выйти из дому, ведь я уже разделся, как теперь оденусь?..”, или: ‘Очень жарко… очень холодно… идет дождь…”, и [будет искать] иные поводы и причины, которых полно у лентяев. И всякий раз Тора оказывается заброшенной, работа не исполняется, а человек оставляет Создателя».]
Мудрецы подчёркивают, что сам поход в синагогу — это заповедь. Написано, что, когда человек торопится попасть в Дом молитвы или Дом учения, он получает за это особенную награду. Талмуд также говорит нам, что особой награды удостаиваются первые десять человек, пришедшие на миньян. Их награда равняется награде всех, кто пришёл после них, даже если в миньяне участвуют сотни людей.
Отправляясь на молитву также следует помнить, что мудрецы обещают особую защиту тем, кто идёт на выполнение заповеди, — но только при условии, что он не подвергает свою жизнь явной опасности.
Какие молитвы необходимо произносить в миньяне?
Обязанность молиться вместе с миньяном не распространяется на все части молитвы. Есть определённый порядок приоритетов, определяющий важность произнесения данной молитвы в миньяне.
Конечно, лучше всего начать молитву с миньяном. Ещё до начала утренней молитвы «Шахарит», произносят несколько «Кадишей», которые можно произнести только при условии, что есть миньян. Если участники миньяна опаздывают на молитву, они теряют возможность отозваться словом «Амен» на утренние благословения и не могут произнести эти «Кадиши». Тем не менее важно понять, какие конкретно части молитвы наиболее важно произносить именно вместе с миньяном.
Молитва с миньяном в первую очередь означает, что молящиеся вместе произносят молитву «Шмона Эсре».
Они должны начать эту молитву одновременно. Тот, кто отстаёт, может начать немного позже, и это тоже засчитывается как молитва в миньяне — но предпочтительно начать молиться вместе со всеми. Тот, кто не смог начать вместе с миньяном, но начинает свою молитву вместе с хазаном, который повторяет «Шмона Эсре», тоже рассматривается как молящийся в миньяне.
Тот, кто опаздывает на начало молитвы, должен постараться успеть на часть молитвы, относящуюся к «Борху», «Шма», и следующие после «Борху» благословения.
Комментаторы пишут, что даже тому, кто полностью опоздал на общественную молитву, лучше молиться в синагоге, в которой идёт молитва.
С другой стороны, тот, кто начал молиться раньше других, не должен начинать молитву «Шмона Эсре» один. Он должен дождаться, когда до неё дойдёт весь миньян, — при условии, что миньян произнесёт её до окончания установленного алахой времени.
Можно ли уйти с общественной молитвы?
Иерусалимский Талмуд приводит, что если в синагоге было всего десять мужчин и мальчиков, составляющих миньян, и один из них уходит, на него распространяется то, что сказал пророк (Йешаяу, 1:28): «И оставившие Г-спода пропадут». И даже если один из десяти уже ушёл, существует некоторое сомнение, могут ли другие уйти до конца молитвы, не навлекая на себя проклятие.
Даже если в молитве участвуют более десяти человек, не следует уходить до её окончания.
Если начали произносить часть молитвы, которую можно произносить только в миньяне, и один из участников по какой-то причине удалился, продолжают эту часть молитвы до конца, но следующую часть, для которой необходим миньян, не начинают. Если ушло несколько человек, и осталось менее шести участников молитвы, то прекращают общественную молитву сразу, не заканчивая то, что начали.
Более конкретно, если остаётся менее десяти участников миньяна, хазан заканчивает следующие части молитвы:
- Если начали произносить «Кадиш», даже если произнесли только первое слово, его заканчивают.
- Если десять человек произнесли вместе молитву «Шмона Эсре», но перед тем как хазан успел начать повторение этой молитвы, один из молящихся ушёл, хазан не начинает повторение.
- Если десять человек произнесли вместе молитву «Шмона Эсре» и хазан начал повторение этой молитвы, даже если он успел произнести только одно слово, прежде чем десятый удалился, он заканчивает весь «Шмона Эсре», включая «Кдушу». Но коэны не произносят благословение коэнов, если не присутствует десяти человек (включая самих коэнов). Если после повторения «Шмона Эсре» идёт «Кадиш», возникает ситуация, в которой у ашкеназов и сефардов разные обычаи. По ашкеназскому обычаю, закончив повторение «Шмона Эсре» без миньяна, хазан также произносит «Кадиш». По обычаю сефардов, он «Кадиш» не произносит.
- Если начали читать Тору, и некоторые участники молитвы удалились, не оставив миньяна, заканчивают чтение Торы, но не произносят «Кадиш» после чтения Торы.
В заключение приведём отрывок, связанный с важностью участия в общественной молитве.
«И назначение всех заповедей в том, чтобы мы хранили веру в нашего Б-га и осознавали, что Он нас сотворил. И в этом – смысл всего Творения. Ведь для Всевышнего смысл сотворения нижнего мира заключен в том, чтобы человек познавал и постигал создавшего его Б-га. И поэтому мы возвышаем голос в молитве – и в этом предназначение наших домов молитв: чтобы множество людей могло собраться для общинной молитвы и возблагодарить сотворившего их Б-га, провозглашая свою веру и произнося перед Ним: “Мы – Твои создания!” И в этом значение слов: “…и громко воззвали к Б-гу” (Йона, 3:8) – и мудрецы толкуют: отсюда учим, что молиться следует в голос» (Рамбан, комментарий к Торе, Шмот 13:15)
Материал подготовлен по книгам «Пискей Тшувот» (гл. 90, гл. 55); «Тефила ке-Илхата» (гл. 8).
Перевод отрывка из Рамбана – рав Александр Кац.