Законы Субботы — Предостерегать других от нарушения Шаббата – великая заслуга

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1715

Примечание. В квадратных скобках курсивом – примечание редактора и переводчика.

Сказано в Торе: «Шамор (храни) день субботний, чтобы освящать его» (Дварим, 5:12), и «хранить» означает: остерегаться, чтобы не совершить запрещенную работу. Сказаношамор – повеление, выраженное в грамматической форме макор, и это указывает нам на необходимость постоянно быть внимательными и остерегаться, чтобы не совершить запрещенную работу в субботу, заботясь об этом заранее – с начала недели. Это означает: тот, кто едет по какому-то делу или начинает какое-то предприятие в будни, должен с самого начала продумать все свои действия, чтобы не дойти в итоге до нарушения субботы. Ведь если он затянет с этим до самого кануна субботы, то, как это бывает, никакая спешка уже не поможет – из-за плохой дороги или чего-нибудь еще. (Из-за многих наших грехов у извозчиков нередко случается, что они из-за своей лености задерживаются в большом городе и отправляются в обратный путь слишком поздно, не думая о том, что это приведет их к нарушению субботы)

[Прим. ред. Сказанное здесь автором остается весьма актуальным и наше время – из-за дорожных пробок и пр. Остерегаться нужно также в том, чтобы не подтолкнуть невольно другого на нарушение субботы: например, нанимая еврея-таксиста незадолго до наступления субботы или договариваясь с ним о поездке на слишком раннее время после ее окончания. Ведь в отношении другого человека мы обычно не знаем, насколько можно полагаться на его осторожность и педантичность, зато знаем, насколько велико искушение заработать.]

Грех нарушения субботы чрезвычайно тяжек; из-за него нередко случаются пожары, как сказали наши мудрецы (Шаббат, 119б): «Пожары бывают лишь в тех местах, где нарушают субботу, как сказано (Ирмияу, 17:27): “А если вы не послушаете Меня в том, чтобы освящать день субботний и не носить ноши, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то Я зажгу огонь в воротах Иерусалима, и пожрет он дворцы его, и не погаснет”». Дело здесь вот в чем. Соблюдение субботы влечет за собой благословение Г‑спода и тем самым приносит богатство, как это видно из сказанного нашими мудрецами по поводу слов Писания: «Благословение Г-спода – обогащает» (Мишлей, 10:22), и говорится в Берешит Раба (11:1), что речь идет о субботе, ибо суббота приносит в мир изобилие. Нарушение субботы, напротив, приводит к внезапной потере имущества – из-за пожара или другого происшествия, лишающего человека его достояния, как, например, грабеж и т. п. В этом состоит одна из причин нередкого ныне явления, когда состоятельные люди в краткий срок разоряются – потому, что, из-за многих наших грехов, распространилось нарушение субботы. Тем более, если достояние человека приумножилось именно благодаря нарушению субботы: нет никакого сомнения, что, в конечном счете, что-то случится, и он неожиданно потеряет все. Ведь кашерное (приобретенное в согласии с законами Торы) имущество приходит из сокровищницы Царя мира, Который предназначил и приготовил его данному человеку. И Царь охраняет это имущество от вредителей и разных неожиданностей, чтобы с ним ничего не случилось, – так же, как отец, давший подарок сыну, следит, чтобы с подаренной вещью ничего не произошло. Совершенно иначе обстоит дело с имуществом, приобретенным путем нарушения запретов Торы: грабежом, обиранием ближнего или нарушением субботы. Оно не пришло из сокровищницы Царя мира, а было захвачено человеком самовольно [Самовольно – против воли Творца. Это возможно в силу данной человеку свободы выбора, в соответствии со сказанным нашими мудрецами: «Путем, которым желает человек идти, ведут его (с Небес)» (Макот, 10б).], и потому через какое-то время его постигают с Небес всевозможные случайности и беды, которые губят заодно и честно нажитое добро, приобретенное ранее. Это – как в случае, когда появляется дурная кровь в теле человека: сколько он должен страдать от кровопусканий и прочих процедур, чтобы избавиться от нее, – ведь вместе с дурной кровью из тела выходит и хорошая.

Именно об этом говорит Тора: «Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя» (Бемидбар, 6:24); сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Бемидбар Раба, 11:5): «”Благословит тебя” – имуществом; “охранит тебя” – от всего, что может повредить». Другими словами, имущество, пришедшее по благословению Г-спода (то есть то, которым Он благословил человека), Он охраняет от всего, что может его повредить и уничтожить. Совершенно иначе с имуществом, которое человек взял сам (в запретное время, чужое и т. п.): Б-г совершенно не охраняет его. Оно может потерпеть ущерб от всего, что приносит вред, и об этом говорит Писание: «Нажил богатство путем незаконным – в середине жизни оно оставит его» (Ирмияу, 17:11). Это может произойти двумя путями: либо имущество оставит человека, либо он сам – свое имущество. И даже если он пренебрегает только запретами, приведенными в книгах Пророков и Писаний (но не в самой Торе), он может потерять из-за этого свое имущество, как сказали наши мудрецы: «По следующим трем причинам владельцы имущества лишаются его и т. д.» (Гитин, 38б), и одна из них – что обходят и обозревают в субботу свои владения [Например, выходят в поля, чтобы увидеть, что нужно делать там в предстоящие рабочие дни и т. п., см. Орах Хаим, 306:1. «Мишна Брура» уточняет там, что запрет касается только тех случаев, когда со стороны ясно видна указанная цель выхода в поле.], преступая при этом сказанное у пророка: «И почтишь ее (субботу)… не отыскивая себе дела и не ведя разговоры (запрещенные в субботу)» (Йешаяу, 58:13). Тем более это относится к грехам, связанным с нарушением запретов Торы, – человек, в конечном счете, наверняка лишится из-за них своего добра, и пропадет его богатство в результате какого-нибудь бедствия. Не говоря уж о страшном наказании, ожидающем его в будущем мире, – если только он не раскается и не вернется к своему Творцу.

Из всего сказанного в предыдущих главах этой книги о том, как велика заслуга соблюдающего субботу, ясно, что каждому, кто боится Г-спода, следовало бы постоянно помнить о величайшей важности этой заповеди и повсеместно наставлять людей, чтобы не оступались и не нарушали субботу. Вот что говорит «Ялкут Шимони» в начале главы Ваякель (Шмот, гл. 35): «Сказал Святой Творец Моше: “Cозывай большие собрания и разъясняй там народу законы субботы, чтобы будущие поколения научились у тебя созывать общину каждую субботу и собираться в Домах учения, чтобы обучать Израиль и давать ему указания, относящиеся к словам Торы, к запрещенному и разрешенному, чтобы Мое великое имя прославлялось среди сынов Моих». Даже если сам человек очень осторожен во всем, что касается святости субботы, тем не менее, если он имеет возможность протестовать (против нарушения субботы другими людьми) и не делает этого, на него падет ответственность за их грехи, как об этом сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Шаббат, 54б) [Как сказано там, каждый несет ответственность в том месте и за тот круг людей, на которых у него есть влияние: кто-то – за своих домочадцев, кто-то – за жителей своего города, а кто-то – за всех евреев в мире.]. Обрати также внимание на следующее: даже о таком верном посланнике Б-жьем (Моше), о котором Он Сам свидетельствует: «Во всем доме Моем (именно) он облечен доверием» (Бемидбар, 12:7), рассказывают следующее (Шмот Раба, 25:10): из-за того, что Моше сообщил народу законы субботы (в частности, о том, что в субботу мана не будет) с опозданием, некоторые люди вышли собирать его (в субботу). Г-сподь поставил это Моше в вину, сказав: «Доколе вы будете отказываться соблюдать Мои заповеди и Мои учения?» Из этих слов видно, что Г-сподь адресует упрек и ему. Мудрецы Торы должны извлечь для себя из этого урок: не быть нерадивым и изо всех сил наставлять народ соблюдать субботу должным образом. Это дело нельзя возлагать на недостаточно знающих и не имеющих авторитета людей из народа, которых не будут слушать; знатоки Торы должны заниматься этим сами.

Я знаю, что в некоторых святых общинах основаны группы людей, предупреждающих о приближении субботы. Они обходят улицы и общественные места, следя за своевременным закрытием лавок и зажиганием свечей, а также напоминают о необходимости своевременно укрыть горячую еду назавтра – чтобы это не делалось слишком поздно; обходят также бани, следя, чтобы посетители покидали их до наступления субботы, и т.п. Сколь же великое дело делают эти люди, помогающие евреям обрести заслугу исполнения столь святой заповеди! [Сказанное автором относится к тем временам, когда евреи в большинстве своем были достаточно знакомы с законами субботы, готовы исполнять их, и только непунктуальность и желание заработать лишнюю копейку могли довести их до нарушения субботы. Сегодняшняя ситуация во всех отношениях сложнее, и, как правило, самое нужное и актуальное – распространять знания о законах субботы и о важности их соблюдения, организуя уроки и издавая книги на эту тему и т. п.] О них сказало Писание: «Наделяющие заслугами многих – как звезды будут во веки веков» (Даниэль, 12:3). Нет сомнения, что заслуга субботы защитит их в будущем от всякого зла и вознаградит созерцанием сияния Б-жественной красы. Как же должны быть счастливы люди, удостоившиеся заниматься столь святым делом! Им следовало бы регулярно собираться и советоваться друг с другом: что делать, чтобы не ослаблять усилий в этом деле, – ведь из-за многих наших грехов здесь очень велика сила дурного побуждения. Было бы очень хорошо, если бы они старались укреплять себя в этом добром деле, как рабан Гамлиэль (см. Рош а-Шана, 23б), который устраивал большие застолья для людей, приходивших (в Иерусалим, в высший суд Торы – Сангедрин) свидетельствовать о появлении новой луны. Так он приучал людей приходить и свидетельствовать. Так же следовало бы поступать в период, когда читают недельную главу Бешалах, в которой Тора начинает призывать к соблюдению субботы (см. Шмот, 16:23).

Если даже найдутся какие-то люди (из числа предупреждаемых о приближении субботы), которым все это придется не по вкусу, и они будут позорить и унижать ревнителей субботы, те никоим образом не должны принимать этого близко к сердцу. Ведь награда только увеличивается, если человек терпит обиду и унижение ради имени Г-спода. Подобное упоминается в Иерусалимском Талмуде, в последней главе трактата Пеа (8:6) [Там идет речь о людях, которые собирают пожертвования для помощи нуждающимся, и раби Элазар был одним из таких людей. В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что однажды, когда он узнал, что бедняки, которые ели и пили у него, молились за него, он сказал: «За это нет мне большой награды», а когда в другой раз узнал, что проклинали и унижали его, он сказал: «На этот раз ждет меня большая награда».]. Пусть не говорит человек: зачем мне ввязываться во все это, ведь, возможно, придется вступать в конфликт со сварливыми и дерзкими людьми… Однако в действительности такого рода ссоры и конфликты ни в коей мере не грех для него самого, поскольку они связаны с исполнением заповеди поучать и наставлять ближнего (см. Ваикра, 19:17) [и возникают они из-за того, что поучаемый не желает слушать, даже когда с ним говорят мягко и сердечно]. Об исполняющих упомянутую заповедь говорит Писание: «Поучающим – благоволение, и снизойдет на них доброе благословение» (Мишлей, 24:25)». Сколько же милости и расположения обретут они за это в глазах Г-спода! Ведь их действия подобны поступку того, кто спасает царского сына, тонущего в реке! Насколько же увеличится любовь отца к спасителю его сына! Ведь сказано: «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему» (Дварим, 14:1), – а когда еврей оскверняет субботу, душа его подвергается наказанию карет, и множество великих несчастий угрожают ему из-за этого… Поэтому нельзя проявлять нерадивость и надо предостерегать нарушающих субботу. Подобное находим также в книге Нехемии, который призывал к соблюдению субботы и вступал в спор по этому поводу со знатными людьми Иудеи (см. Нехемия, 13:15 – 22). Из слов пророка также следует, что главной причиной разрушения Первого Храма было нарушение субботы.

Заслуга того, кто сам способствует увеличению заслуг Израиля, призывая их исполнять заповеди, очень велика. Это видно из того, что сказали наши мудрецы, будь благословенна их память, об Элькане (отце пророка Шмуэля, см. «Ялкут Шимони», 77): всякий раз, совершая ежегодное паломничество к мишкану (который тогда находился в Шило), он стремился увлечь за собой народ Израиля, чтобы все шли туда и удостоились исполнения заповеди [каждый год он шел другой дорогой и брал с собой всю свою семью, чтобы привлечь всеобщее внимание всюду, где они проходили, и уговаривал людей присоединиться к нему]. Сказал ему Святой Творец: «Ты стараешься побудить народ Израиля исполнить заповедь; Я дам тебе сына, который увеличит заслуги Израиля!» И у Эльканы родился сын – пророк Шмуэль. И еще сказали наши мудрецы (Шаббат, 23б): тот, кто всегда зажигает субботние свечи, удостоится сыновей – мудрецов Торы. Это обещано тем, кто сам аккуратен в исполнении заповеди зажигания свечей; тем более сказанное относится к тем, кто постоянно напоминает многим другим, чтобы и они исполняли эту заповедь в положенное время.

Когда народ Израиля жил на своей земле, был обычай трубить шестикратно перед наступлением субботы, возвещая о прекращении работ (Шаббат, 35б); об этом упоминается также в Орах Хаим, 256:1. А ныне распространился обычай, имеющий ту же цель: специальные люди, назначенные общиной, объявляют и оповещают народ; об этом говорится в Орах Хаим в примечаниях Рамо. И, если это было столь важно в поколении Рамо, тем более важно в нашем; нет сомнения, что оповещать народ о приближении субботы – большая заповедь, которую нужно исполнять, не жалея сил. В случае, когда городские власти не позволяют объявлять о субботе на улицах и в общественных местах, нужно идти по домам, и, как сказали наши мудрецы, «по мере страданий (перенесенных ради исполнения заповеди) – награда за нее» (Пиркей Авот, 5:23). Это благое дело касается каждого, и тем более – тех, кто не удостоился иметь сыновей [а также и тех, у кого сыновья уехали в далекие страны и свернули с путей Г-спода, ибо эти люди, несомненно, ничем не лучше бездетных, как это мы будем объяснять далее]. Несомненно, им заповедано умножать свои старания удерживать других от нарушения субботы, и от них зависят заслуги всей общины.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=14419