«Величие – это тфилин» — 2 — Батим и рецуот

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2799
тфилин батим

Продолжение

Батим

Батим изготовляют исключительно из кожи животных, которые разрешены в пищу еврею. Если говорится о крупном или мелком рогатом скоте, принадлежащем еврею, использовать разрешено только кожу животного, не являющегося первенцем. Кожу выделывают согласно определенным правилам в несколько этапов, каждый из которых должен быть совершен взрослым евреем во имя заповеди о тфилин. Иногда кожу для хранения засаливают, что также должны делать во имя заповеди о тфилин. Все время изготовления батим поверхность кожи должна оставаться сплошной, т. е. запрещено допускать появление отверстий и прорех. Появление отверстий может возникнуть на нескольких этапах изготовления батим, во многих случаях это влияет на кашерность тфилин и проверить это после завершения работы чаще всего невозможно.

Все последующие этапы изготовления батим также должны осуществлять только взрослые евреи во имя заповеди о тфилин в четком соответствии с установленными мудрецами правилами. Многие работы по изготовлению батим должны производиться вручную, с помощью действий человека, а не механизированных установок. Готовые батим красят специальной краской также во имя исполнения заповеди о тфилин.

«Квадратность» батим

Все грани и стороны кцицы и титуры, а также швы из жил, которыми сшивают байт, обязательно должны быть равными, прямыми и находиться друг по отношению к другу строго под углом 90 градусов. Гипотенузы всех квадратных поверхностей должны равняться квадратному корню суммы квадратов катетов. Проверить это несложно. Если погрешность (при размере батим более 35×35мм) составляет менее полмиллиметра, в отношении «квадратности», байт считается кашерным. В противном случае необходимо показать тфилин раввину.

Расстояние между кцицой и швом, кцицой и титурой, титурой и швом по всему периметру должно быть одинаковым. Другими словами, если посмотреть на байт сверху, кцица должна быть строго по центру, на одинаковом расстоянии от нее ее должны обрамлять швы и на одинаковом расстоянии от них должны проходить края титуры.

Швы

Следующий этап проверки – швы. Титуру прошивают жилами кашерных животных во имя заповеди о тфилин, не пользуясь перед прошивкой (а некоторые и после прошивки) клеем. В особо качественных тфилин жилу пропускают также между отсеками головных тфилин. Швы должны быть ровными и прямыми и составлять правильный квадрат, удаленный по всему своему периметру на равное расстояние от кцицы, и на равное расстояние – от краев титуры. Швы должны быть сплошными и целыми, без пропусков или надрывов. Т. к. жилы могут лопнуть с течением времени, следует иногда проверять их целостность.

На поверхности титуры проделана борозда, по которой проходит шов. Борозды должны составлять квадрат правильной формы. Отверстия для прошивки должны находиться четко на борозде, и четыре из них – строго в ее углах. Отверстия должны быть просверленными прямо перпендикулярно титуре без малейшего уклона. Они должны быть предельно тонкими, чтобы у жил, которые в них проходят, не было возможности двигаться внутри отверстий и изменять правильность квадрата, в форме которого ими прошита титура. Опытные мастера делают отверстия диаметром немногим более миллиметра. Необходимо проследить за тем, чтобы узелок, который завязывают по завершению прошивания, не был слишком большим и не исказил форму правильного квадрата швов. Швы должны иметь форму квадрата «своими силами», а не с помощью клея или других вспомогательных материалов.

Выемки

Выемки на поверхности байта делают его некашерным. Выемки могут находиться на байте изначально со времени его изготовления, а могут возникнуть потом, в результате внешних поражений. Если неровность можно ощутить, проведя по поверхности ногтем (как правило, это бывает, когда ее величина более миллиметра), она считается достаточно значительной, чтобы тфилин были непригодны для исполнения заповеди. Иногда невозможно определить величину выемки с помощью ногтя, как это бывает, когда она находится на самом углу одной из частей байта и имеет сглаженную округлую форму. В таком случае ее значимость может быть определена только опытным глазом знающего законы человека. Выемки могут обнаружиться как на внешней поверхности байта, так и между отсеками головных тфилин. Иногда выемку можно исправить, но сделать это может только знающий законы и Б-гобоязненный специалист. Одно ясно, что заполнить неровность клеем или кусочком кожи не поможет.

Правильность формы

Все противоположные стороны байта, включая его верхние и нижние поверхности, должны быть строго параллельны одна по отношению к другой, а соседние стенки должны быть строго перпендикулярны одна по отношению к другой, но ни в коем случае не в форме трапеции, даже с совсем ничтожным наклоном. Толщина титуры и мааварты должна быть везде одинаковой. Даже если вначале байт имел правильную форму, через некоторое время титура может искривиться. Поэтому время от времени следует обращать внимание на правильность форм всех участков байта.

Важно учесть: батим, изготовленные из кожи крупного рогатого скота, гораздо лучше сохраняют свою первоначальную форму, и рекомендуется приобретать именно такие тфилин, даже если они значительно дороже, чем тфилин, батим которых изготовлены из кожи мелкого скота.

Излишние устрожения

Информированность в законах тфилин помогает не попасть впросак при их приобретении, не только в отношении распознавания кроющихся в их различных частях изъянов, но и в отношении распознавания излишеств, требующих дополнительных вложений, но которые по сути не повышают уровень качества тфилин. Даже если тот или иной элемент не делает тфилин хуже, все равно нет смысла затрачивать на него средства, которыми человек не всегда располагает в избытке, и которые можно использовать с большей пользой.

Приведем один пример такого «устрожения». Перед тем, как прошивать титуру, чтобы она была выше и красивее, между ее половинками принято подкладывать дополнительный кусочек кожи. В определенное время на рынке появились батим, сделанные из единого куска кожи, т. е. высоту титуры увеличивают, за счет дополнительных складок того же куска кожи, из которого изготовлены кцица, титура и мааварта, не используя дополнительный кусок кожи. Стоимость таких батим втрое превышает стоимость обычных, и многие несведущие люди, поддавшись рекламе, покупают такие «монолитные» батим, чтобы с их помощью исполнять заповедь самым наилучшим образом. В действительности же, по словам авторитетных законоучителей, такие тфилин ничем не лучше для исполнения заповеди, чем обычные, а в практическом смысле даже ущербнее, т. к. они получаются менее прочными.

Отсеки головных тфилин

Отсеки кцицы головных тфилин должны быть разделены между собой. Иногда для того, чтобы они не расходились и кцица сохраняла форму правильного куба, их скрепляют небольшим количеством клея. В таком случае необходимо выяснить, как это делали, и показать тфилин компетентному в данных вопросах раввину, т. к. в данной области существуют определенные правила, влияющие на кашерность батим.

Границы отсеков кцицы головных тфилин должны быть внешне различимы. Существует определенная техника, позволяющая добиться этого, несмотря на то что во время окрашивания батим границы отсеков очень просто могут скрыться под краской. Во время изготовления батим иногда отсеки могут получиться с неровными стенками или неодинаковой ширины, что ухудшает внешний вид батим и резко понижает их стоимость. Нечистые на руку изготовители батим закрашивают истинные границы отсеков и проделывают ровные бороздки на одинаковом расстоянии одна от другой, чтобы ввести в заблуждение покупателя. По свидетельству специалистов, случаи подлогов такого рода не являются редкими.

В ряде случаев наличие таких фиктивных границ делает тфилин некашерными. Можно самим попытаться выявить подлог. Во-первых, при внимательном рассмотрении фиктивной границы того или иного отсека, рядом с ней можно заметить трещинку, которая указывает на местонахождение истинной границы. Во-вторых, борозды, указывающие границы между отсеками, находящиеся на верхней поверхности байта, должны соединяться с бороздами, находящимися на стенках. Если хотя бы в одном месте верхние борозды не соединяются с теми, которые находятся на стенках, по всей видимости, речь идет о подлоге. Приведенные способы разоблачения фальсификации довольно просты, но с их помощью нельзя быть до конца уверенными, как в том, что речь идет о фальсификации, так и в том, что границы обозначены честно. Окончательную проверку может осуществить только специалист, пользуясь специальной тонкой острой металлической пластинкой, которую он аккуратно вводит между стенками отсеков, и здесь уже все становится ясно. Такая проверка иногда необходима и для того, чтобы выяснить, разделены ли отсеки головных тфилин до титуры, как этого требует закон.

Место выреза

В месте, где заканчивается титура и начинается мааварта, по обе стороны байта находится вырез («экер а-рибуа»), который, если смотреть на тфилин сверху, со стороны титуры должен быть ровным, а со стороны мааварты – в форме четверти окружности. (Если в месте выреза со стороны титуры мысленно провести линию, титура должна иметь форму правильного квадрата.) Место ровного разреза на торце титуры с обеих сторон также должно представлять собой правильный квадрат с равными сторонами и прямыми углами. В этом месте титура, как и весь байт, должна быть тщательно покрашена специальной черной краской. Если, когда смотрят на тфилин сверху, место выреза со стороны титуры не ровное, байт необходимо исправить.

Буквы «Шин»

На правой и левой внешних сторонах кцицы головных тфилин во время изготовления байта выдавливают кожу в форме буквы «шин». Когда тфилин находятся на голове, по правую сторону исполняющего заповедь должна быть выпуклая буква шин с тремя ветвями (как ее обычно пишут в свитках Торы), а по левую сторону – с четырьмя ветвями. Если по ошибке изменили месторасположение букв шин, т. е. шин с тремя ветвями сделали слева, а с тремя ветвями справа, постфактум тфилин считаются кашерными, но если обе буквы шин сделаны с тремя или четырьмя ветвями, тфилин не пригодны для исполнения заповеди, даже постфактум. Если буква в какой-либо части прерывается, как правило, тфилин являются некашерными. Помимо острого основания, буквы ни одной из своих частей, включая «коронки», находящиеся на головке крайней левой ветви, не должны доходить до границ кцицы, чтобы не исказить ее «квадратность». Буквы шин должны быть сделаны определенным образом и обязательно во имя заповеди тфилин. Несоблюдение правил в создании букв шин может повлиять на кашерность тфилин.

Изначально буквы должны доходить до самого шва, находящегося на поверхности титуры. Нижнее окончание буквы должно быть острым, и только этот острый уголок должен примыкать к титуре. Если не удалось довести букву до шва, то, чтобы этот изъян не бросался в глаза и байт не упал из-за него в цене, некоторые не совсем чистые на руку изготовители батим оставляют под «неудавшейся» буквой небольшую выпуклость на кцице, что создает иллюзию, будто буква достигает шва. Это «исправление» абсолютно не повышает уровень пригодности тфилин, если не понижает. Тфилин, на кцице которого буква шин заканчиваются до того места, где проходит шов, а также в случае, если к букве приделали дополнительную выпуклость, постфактум считаются кашерными, хотя и ущербными.

Краска

Батим полностью должны быть окрашены в иссиня-черный цвет обязательно во имя заповеди о тфилин специальной краской, не содержащей элементов, которые не пригодны в пищу еврею. (Подобные требования предъявляются также к чернилам, которыми пишут стам, и к краске, которой окрашивают рецуот). Если во время пользования тфилин краска стала не особо черной или, тем более, стерлась, необходимо сразу же закрасить неокрашенное место краской предназначенной для тфилин, произнеся при этом, что это делают во имя святости тфилин.

Рецуот

Кожа, из которой изготовляют рецуот, должна быть выделана определенным образом во имя заповеди тфилин. Это должна быть кожа тех видов животных, которые разрешены еврею в пищу, и не принадлежать первенцу крупного или мелкого рогатого скота, являющегося имуществом еврея. В последнее время участились случаи продажи некашерных рецуот, которые выглядят в точности как обычные. Поэтому и рецуот необходимо покупать в проверенном месте у надежных людей, рекомендованных раввинами.

Внешняя сторона рецуот должна быть полностью покрыта иссиня-черной краской – как в момент их приобретения, так и в течение всего времени пользования тфилин. Краска не должна содержать веществ, которые запрещены в пищу еврею. При обнаружении недостатка черноты в любом месте любого размера, рецуот срочно необходимо покрасить. Особое внимание следует обратить на места изгибов рецуот, как например, в местах узлов и складок. Когда наносят краску, как во время подготовки рецуот к использованию, так и в течение пользования тфилин, необходимо произнести вслух, что это делают во имя святости тфилин. Если этого не сделали, нанесенную краску необходимо устранить и покрасить рецуот заново, теперь уже учитывая сказанное выше. Все чаще либо вместе с готовыми тфилин, либо отдельно продают рецуот, вываренные в черной краске, от чего они полностью становятся окрашенными в черный цвет. Хотя по закону обязанности в таких рецуот нет, но они не хуже обычных, а в некотором смысле даже лучше, ибо даже если сотрется верхний слой краски, они останутся черными и, соответственно, кашерными.

Изначально ширина рецуот в течение всего времени пользования тфилин должна быть не менее 11 мм. Постфактум тфилин кашерны, если ширина их рецуот составляет больше 9 мм. Длина рецуот также должна отвечать определенным требованиям, но если в случае головных тфилин оба края рецуот достигают низа живота (обычно правый край несколько длиннее левого), а в случае наручных тфилин длина рецуот позволяет наматывать их на руку, как это принято в каждой общине индивидуально, тфилин кашерны. В случае, когда рецуот кажутся непривычно короткими, следует показать тфилин раввину, т. к. существуют разные мнения по данному вопросу.

Узел головных тфилин, который находится в районе затылка, и узел наручных тфилин, лежащий на титуре и примыкающий к кцице, должны быть завязаны определенным образом, что очень просто проверить и исправить. Узлы должны быть завязаны уже после того, как рецуот вставили в мааварту, сделать это должен обязательно взрослый еврей во имя заповеди тфилин. Рецуот головных тфилин должны быть завязаны таким образом, чтобы узел находился в нужном месте. Узел наручных тфилин должен обязательно примыкать к кцице, и существуют разные способы этого добиться, например, подвязать его к кцице с помощью жилы.


http://www.beerot.ru/?p=48782