Дар речи – это основное качество, которым человек отличается от животного.
В Торе сказано (Берейшит, 2:7): «И создал Г-сподь Б-г человека из праха земного, и вдохнул в ноздри ему душу жизни, и стал человек живой душой». Ункелос переводит слова «живой душой» как «душой говорящей». Отсюда мы можем выучить, что дар речи является основным свойством человека, и по этой причине, когда человек совершает грехи, пользуясь им, он получает наиболее суровые наказания. В своем послании домочадцам Виленский Гаон пишет следующее: «За них (имеются в виду грехи рта) человек должен спуститься в аду весьма глубоко, и невозможно представить себе величину страданий и бедствий, которые человек терпит за одно свое слово». И уже сказал царь Шломо, мудрейший из всех людей (Мишлей, 18:21): «Жизнь и смерть — во власти языка».
Из сказанного выше ясно, что еврею следует быть предельно осторожным относительно каждого слова, которое выходит из его уст.
В том числе нужно максимально остерегаться, чтобы не клясться и не давать никаких обетов. И так сказано в Торе (Дварим, 23:23): «Если же воздержишься от обетов, не будет на тебе греха».
Несмотря на то, что, казалось бы, остерегаться клятв и обетов не составляет особого труда, в действительности это вовсе не так. Дело в том, что кроме обычных обетов, описанных выше, есть и дополнительный вид обета.
Этот вид мудрецы называют «нидрей мицвот» – «обеты заповедей».
В Шульхан Арухе (Йоре Деа, 203:6) приводится следующий закон: если еврей сказал, что на следующее утро он будет учить Тору, это считается обетом, и необходимо его выполнить. Этот закон действителен также и по отношению к исполнению различных других заповедей – например, если человек говорит, что поможет кому-либо, это считается обетом. Поэтому каждый раз, когда человек намеревается сказать, что он выполнит ту или иную заповедь, либо сделает то или иное хорошее дело, следует предварительно произнести «бли недер» (без обета). Тем самым он сообщает, что не намеревается своим изречением дать обет.
В трактате Рош а-Шана (6а) сказано, что цдака также является одним из видов обета.
Если еврей пообещал дать кому-то цдаку или сказал об определенных деньгах, что они предназначены для цдаки, это высказывание считается обетом. Поэтому, утверждает Талмуд, если еврей обещал дать цдаку, либо сказал о какой-то монете или купюре: «она будет для цдаки», он обязан сразу же отдать ее на цдаку, чтобы не нарушить повеление Торы (Дварим, 23:22): «Когда дашь обет Г-споду, Б-гу твоему, не замедли исполнить его». Шульхан Арух (Йоре Деа, 257:4) пишет следующее: «Следует опасаться обетов, и по этой причине, когда человек обещает дать цдаку, следует сказать бли недер».
Если еврей делает какое-либо хорошее дело (анага това) три раза подряд (к примеру, постится три года один за другим в дни между Рош а-Шана и Йом Кипур), или делает его даже один раз, намереваясь продолжить поступать так и в дальнейшем, это также считается обетом, и действие этого обета возможно прекратить только посредствоматарат недарим (см. Шульхан Арух, Йоре Деа, 214).
Атарат недарим (букв. – разрешение обетов) – это процедура аннулирования обета.
Объясним ее вкратце. Если давший обет раскаивается в этом (т. е. он сожалеет, что изначально принял обет), у него есть возможность аннулировать свой обет. Аннулирование происходит в присутствии трех кошерных евреев. Желающий аннулировать обет должен сказать им (либо, по крайней мере, одному из них), в чем заключается его недер, и назвать причину, по которой он раскаивается в обете. «Разрешающие обет», в свою очередь, говорят три раза «мутар лах» («разрешен тебе»).
Поскольку существует много важных законов, связанных с атарат недарим, несоблюдение которых может привести к недействительности этой процедуры, важно, чтобы по крайней мере один из «разрешающих» был мудрецом Торы и знал досконально законы атарат недарим.