Законы Шаббата рава Позена 6 — Глава 4 — Законы авдалы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1398

Глава 4. Законы авдалы (разделения) и исхода Шаббата

1. Авдала

После наступления темноты на исходе Шаббата есть заповедь произнести несколько слов о разделении (авдале) святого от будней. Авдалу, как и кидуш, постановили делать над бокалом вина. Требования к бокалу и законы питья в авдале идентичны кидушу, и соответственно, также изначально лучше делать авдалу на вино. Если нет вина, можно делать авдалу на хамар медина, но не на хлеб. И даже в первые девять дней месяца ав, когда изначально дают пить вино только ребенку, лучше делать авдалу на вино, даже если это вино придется пить взрослому. И в этом случае разрешается выпить ревиит, как при обычной авдале – количество, на которое можно сказать заключающее благословение. Женщины также обязаны делать авдалу, однако принято, что они слушают ее из уст мужчины. Но если такой возможности нет, они должны сделатьавдалу сами. (Некоторые считают, что женщина не говорит благословение на свечу.) Принято брать для авдалы благовония и свечу (см. в Шульхан Арухе подробнее). Тот, кто не сделал авдалу на исходе Шаббата, обязан сделать это позже. По этому вопросу необходимо проконсультироваться с раввином.

2. Мелаха после выхода Шаббата

После выхода Шаббата до авдалы запрещено делать мелахот, но если говорят Барух амавдиль бейн кодэш лехоль или Ата хонантану в Шмонэ эсрэ, разрешается делатьмелахот сразу. В некоторых местах принято, что женщины не делают ничего связанного с шитьем и т.п. на исходе Шаббата.

3. Пробование еды до авдалы

Запрещено есть любую еду до авдалы и даже тому, кто сказал Амавдиль и т. п. Запрет этот вступает в силу уже в сумерки. Но, если трапеза уже начата, ее можно продолжать все время, пока не помолился маарив. И все время, пока не помолился маарив, следует говорить Рцэ в Биркат а-Мазон. У того, кто все еще не успел съесть три трапезы, возможно, есть основание начать трапезу в сумерки все то время, пока не наступила очевидная ночь.

4. Трапеза на исходе Шаббата

Принято провожать царицу-субботу трапезой, состоящей, по меньшей мере, из чего-либо печеного или фруктов. Некоторые поют песни и зажигают свечи во время этой трапезы. (Есть еще один смысл в этой трапезе: у человека имеется одна косточка в основании черепа, которая питается только от еды на исходе Шаббата. Через эту косточку произойдет оживление человека при воскрешении мертвых.)

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=3848